Согласно прогнозу министерства сельского хозяйства США (USDА), в новом маркетинговом году по сравнению с предыдущим ожидается увеличение мирового потребления пшеницы почти на 12 млн. тонн – до 661,2 млн. тонн. При общем снижении объемов производства зерна, согласно сентябрьским оценкам USDА, на 5,5%, или на 37,4 млн. тонн. Эти обстоятельства дают основание аналитикам прогнозировать дальнейший рост спроса и цен на пшеницу. В том числе на казахстанскую. Более того, по выводам экспертов, Казахстан нынче может стать шестой страной в мире по объемам ее экспорта. О росте цен на пшеницу говорят и отчеты торгов на казахстанской товарной бирже. С краткосрочными затишьями или временными отступлениями от «взятых высот» фьючерсы неуклонно растут в цене с середины лета. Пробит ли максимум цен, пришла ли пора продавать основные объемы урожая, сохранились ли факторы, способные опрокинуть цены? Поговорим об этом с председателем правления АО «Товарная биржа «Евразийская торговая система» Курметом Оразаевым. – Курмет Чайморданович, осень – традиционно пора аграриев, поэтому давайте поговорим о форматах торгов в сельскохозяйственной секции ЕТС, насколько они отвечают привычкам и традициям фермеров, которые, как известно, весьма консервативны? |
– Тем не менее именно с сельхозсекции и торгов пшеницей стартовала работа ЕТС, и именно здесь стали отрабатываться стандарты, форматы всей биржи. Спустя полтора года с запуска первых торгов отмечаем эволюцию нашего развития. За это время мы качественно улучшили условия торговли, сформировали несколько видов режимов работы, которые понятны сельхозтоваропроизводителям, поскольку соответствуют внебиржевому рынку, где они привыкли работать.
Участники торгов могут выбрать наиболее подходящие для них базисы поставки. И в то же время эти режимы предполагают стандарты биржевой торговли. Они эффективны, доступны, предусматривают защиту операций от рисков и обеспечивают специфические моменты купли-продажи зерна, связанные с логистикой поставки. В частности, срочная секция предполагает поставку и оплату товара и платежа в будущем.
Сейчас существуют несколько условий поставки зерна. В частности, поставка EX WORKS на элеваторы, где зерно доведено до продуктовой кондиции, представлена во всех режимах торговли зерновыми. В классической торговле также действуют поставка на условиях DAF – до границы для экспортных контрактов и на условиях FOB – в названном порту отгрузки зерна на экспорт. Предусмотрены также адресные поставки, когда контрагенты используют биржу, чтобы найти друг друга и чтобы биржа посредством своих технологий обеспечила риски этой сделки.
Отмечу также, что предлагаемые режимы торгов, сами технологии вырабатываются непосредственно при участии крупных участников торгов, экспертов рынка, товаропроизводителей, представители которых входят в созданный нами комитет. Могу сказать, спустя полтора года с момента запуска первых торгов на ЕТС мы отмечаем большой интерес рынка. Напомню, мы начинали с 6 брокерских компаний. Сейчас их 16, на выходе еще 12 компаний. К сожалению, определенное время занимают процесс получения лицензии, процедуры аккредитации. Но мы надеемся: в скором времени новые брокерские компании выйдут на биржу.
– А что можно сказать об объемах торгов, особенно по отношению к внебиржевому рынку? Ведь там все проще, на первый взгляд: встретились, договорились, ударили по рукам…
– Чтобы ударить по рукам, нужно этим рукам еще «встретиться». Например, если покупатель из Ирана или иного государства. Да и не всегда стороны в этих договоренностях соблюдают их условия. Что же касается объемов, то к настоящему времени через биржу прошло более 2,6 миллиона тонн зерна урожая прошлого и нынешнего года. Это объем второй половины маркетингового года. В прошлом году обороты ЕТС от национального урожая составили 13,5%, в нынешнем ожидаем, что данный показатель составит 18–20%. Однако стоит помнить, что объем 2009 года составил 20 миллионов тонн в объявленном бункерном весе, а в текущем году будет ориентировочно 13,5 миллиона тонн. То есть несмотря на то что мы называем урожай неплохим, он ниже среднестатистического, а спрос на него существенно выше прежнего. Сейчас по различным каналам поступает очень много заявок на зерно. В том числе из российских регионов, пострадавших от засухи, и с традиционных южных рынков.
– А что можно сказать о ценах и их динамике?
– Как известно, с начала июня на ЕТС увеличена глубина фьючерсных контрактов по пшенице 3-го и 4-го классов до 6 месяцев. И с первой декады июля мы отмечаем устойчивый рост стоимости всех поставочных фьючерсных контрактов. Так, по состоянию на 14 октября на срочном рынке ЕТС котировки фьючерсных контрактов с исполнением в октябре на пшеницу 3-го класса установились на отметке 35 400 тенге за тонну, на пшеницу 4-го класса – в размере 32 550 тенге за тонну. А стоимость за мартовские фьючерсы 2011 года по пшенице 3-го класса отмечена на уровне 37 800 тенге за тонну, по пшенице 4-го класса – 34 950 тенге за тонну.
– Сегодня один из самых актуальных вопросов у аграриев: продавать ли зерно сейчас или подождать? Этот вопрос, например, ключевой и на специализированном сайте, и в газете «КазахЗерно.kz». А какие бы вы дали рекомендации фермерам?
– Биржа – лишь торговая площадка, предоставляющая необходимые условия торгов. Не она устанавливает цену, а сами участники рынка в ходе ежедневных торгов. Но я могу уверенно сказать, что на сегодня биржевая торговля – это единственный механизм, позволяющий захеджировать, или, говоря простым языком, застраховать, свои риски от всевозможных негативных факторов.
По нашим наблюдениям – и это подтверждают графики – сейчас на рынке наступила некоторая стабилизация цен в коридоре 35–36 тысяч тенге за тонну. Конечно, со стороны продавцов было больше ожиданий, со стороны покупателей – меньше, но я могу уверенно говорить о том, что та цена, которая складывается сейчас на бирже в результате анонимного аукциона, является объективной.
– Но тем не менее остаются факторы, способные изменить паритет цен. Например, урожайность в других зерносеющих регионах мира. Ожидаются ли еще вести с полей, которые смогут изменить ситуацию на мировом рынке зерна?
– Если говорить о яровой пшенице, то картина более-менее ясная. Но специфика маркетингового года такова, что остается еще много факторов, которые могут повлиять на показатели. Например, прогнозы синоптиков на следующий год, площади посева озимых культур, которые в мире изрядно сократились. В том числе по причине того, что фондирование, привлечение средств фермерами затруднено. Не продав текущий урожай и не имея возможности привлечь средства, многие из них не смогли посеять озимые.
Но есть и другие факторы: вести с другого полушария, где идут посевные работы. Нельзя недооценивать аргентинское, австралийское зерно. То есть у земледельцев нет такого периода, когда они могут спокойно сказать себе: уже все индикаторы сложились, и можно на все 100% быть уверенным – пришло время продавать пшеницу, поскольку установилась наилучшая цена. Такого нет, цена изменчива. Но однозначно то, что здесь лучший индикатор – биржевая торговля. И срочные контракты, когда ценовые индикаторы формируются на определенную перспективу.
Сейчас по желанию участников рынка индикаторы формируются с глубиной на полгода. То есть на 6 месяцев вперед они передают настроение рынка. Может быть, мы еще не достигли определенного уровня ликвидности. Может быть, наши индикаторы еще только формируются и крепнут, но совершенно справедливо будет говорить, что все факторы, которые возникают на мировом рынке, уже отражены в цифрах.
– По вашим оценкам, насколько легко выйти казахстанскому фермеру на биржу. Например, какие шаги нужно совершить, чтобы продать 100 тонн пшеницы?
– Наши оппоненты утверждают: поскольку, мол, биржа – в Алматы, то доступ к ней из регионов затруднен. Но это не так: биржа полностью электронная, а брокерские компании присутствуют во всех регионах страны. С учетом компаний, которые сейчас аккредитовываются, мы покроем всю территорию Казахстана. Кроме того, совершенно не обязательно иметь брокера в регионе, поскольку все клиентские приказы ему можно отправлять как по электронной почте, так и передавать по телефону. Соответственно, можно в электронном формате заключать контракты. Что и происходит на практике.
Наши технологии подразумевают использование электронной цифровой подписи в ближайшем будущем. Сейчас используем бумажные варианты договоров с подписью по почте. Поэтому, чтобы продать урожай или его часть через биржу, нужно зайти на сайт ЕТС, где размещены все координаты брокеров. Затем заключить договор о брокерском обслуживании, оговорить условия предложения, и затем компания выставит заявку на торги. Договоры стандартны, но они могут корректироваться.
Если по какой-то причине у фермера нет доступа к Интернету, то у нас открыт call-центр, все звонки бесплатные во всех регионах. Эти телефоны публикуются в СМИ, есть они и в сельхозуправлениях. Кроме того, напомню, что брокером является АО «Казагромаркетинг», которое представлено во всех зерносеющих регионах страны. Напомню также, что предметом торговли является пшеница с 1-го по 5-й класс, а также ячмень, рожь, семена подсолнечника. Зерновые торгуются стандартными лотами по 65 и 650 тонн.
– Принято считать, что за биржевые услуги приходится дорого платить. Так ли это?
– Брокеры сами формируют тарифную политику. Однако, учитывая конкуренцию, можно сказать, что тарифная политика уже регулируется рынком. Мы прямого влияния на брокерские тарифы не имеем. Однако наши тарифы, выставляемые брокерам, не превышают 0,2%.
Средний брокерский тариф, по нашим сведениям, колеблется в пределах 0,2–0,5% за сделку. То есть в рамках арифметической погрешности. Выходя же на рынок самостоятельно и только в поисках покупателя, например традиционного из Ирана, фермеры теряют только на коммуникациях существенно больше.
Алевтина ДОНСКИХ,
Алматы
Сайт газеты «Казахстанская правда»
Время загрузки страницы 1.150 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |