В программе форсированного индустриально-инновационного развития страны на 2010–2014 годы отмечено, что одной из главных задач нефтегазового сектора является обеспечение потребностей внутреннего рынка нефтепродуктов. На повестке дня вопросы увеличения глубины переработки нефти (до 87-90 процентов) и доведения качества горюче-смазочных материалов (ГСМ) до международных стандартов (Евро-3 – Евро-5). Сможет ли Таможенный союз стать тем детонатором, который ускорит упомянутые процессы, и выведет ли он отрасль на новый уровень развития? |
В настоящее время в Казахстане действуют три НПЗ: Атырауский (АНПЗ), Шымкентский («ПетроКазахстан Ойл Продактс», ПКОП) нефтеперерабатывающие заводы и Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ). Несмотря на высокую суммарную мощность и комплексность переработки нефти, текущая загрузка казахстанских производств значительно отстает от аналогичных показателей передовых нефтеперерабатывающих предприятий СНГ. Основными причинами недостатка перерабатывающих мощностей наряду с экономическим ростом и увеличением потребления нефтепродуктов, по словам старшего аналитика Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Гульнур Рахматулиной, являются высокие капитальные затраты на создание новых мощностей, продолжительные сроки окупаемости инвестиций, ужесточение экологических требований и связанная с этим необходимость инвестиций в действующие производства.
В то же время можно сказать, что текущее состояние рынка нефтепродуктов в Казахстане характеризуется рядом положительных тенденций. Так, совокупный объем переработки нефти на НПЗ республики за 2001–2011 годы вырос почти на 60 процентов и достиг 12135 тысяч тонн. При этом объем переработки нефти на Атырауском и Шымкентском НПЗ вырос на 83 и 102 процента соответственно. Рост объема переработки на Павлодарском НХЗ в этот период составил 18 процентов.
– В целях решения задачи по дальнейшему динамичному развитию нефтеперерабатывающей промышленности Казахстана и повышения уровня ее эффективности правительством республики утвержден Комплексный план модернизации НПЗ. Реализация данного проекта, по мнению его разработчиков, позволит к 2015 году в полном объеме обеспечить внутренний рынок Казахстана качественными нефтепродуктами, соответствующими требованиям Евро-4. После завершения модернизации общая мощность трех НПЗ республики составит порядка 17 млн тонн. Внутренний рынок Казахстана будет полностью обеспечен качественными нефтепродуктами, – отмечает Гульнур Рахматулина.
Вместе с тем современное состояние нефтеперерабатывающего сектора пока не удовлетворяет потребностям внутреннего рынка нефтепродуктов. Показатели местных заводов значительно отстают от аналогичных показателей передовых зарубежных нефтеперерабатывающих предприятий в силу различных проблем. В первую очередь это низкий уровень конкурентоспособности нефтеперерабатывающих производств в республике. НПЗ в Казахстане, построенные еще в советское время, не отвечают современным стандартам. Отсутствие высокотехнологичных производств получения нефтехимических продуктов после глубокой очистки углеводородного сырья не позволяет наладить выпуск достаточных объемов качественной товарной продукции с высокой добавленной стоимостью.
Нефтеперерабатывающая промышленность Казахстана значительно отстает от развитых стран мира по глубине переработки нефти. По оценкам экспертов, уровень переработки нефти на республиканских НПЗ составляет около 45–50 процентов. Для сравнения: в США, Канаде и Великобритании данный показатель приближается к 86–92 процентам. На казахстанских нефтеперерабатывающих предприятиях весьма высок объем производства мазута, значительная часть которого вместо дальнейшей глубокой переработки сжигается в топках электро- и теплостанций для выработки тепла и электроэнергии. Между тем мазут является основным видом сырья для производства широкого ассортимента топлив, масел и других важнейших синтетических нефтехимических продуктов.
– Весьма низким остается уровень выхода высокооктанового бензина при переработке нефти на отечественных НПЗ. Так, на Павлодарском НХЗ уровень выхода высокооктанового бензина в этом году составлял 21,37 процента, на Шымкентском – 11,45 процента, на Атырауском НПЗ выход бензина марки
Аи-92 составлял всего 3,88 процента. Замечу, что на АНПЗ более высокие марки бензина пока не производятся вовсе, – констатирует казахстанский экономист.
Между тем вступление Казахстана в Таможенный союз, по мнению многих экспертов, положительно отразится на развитии рынка нефтепродуктов республики. При этом актуальное значение приобретает разработка согласованных принципов таможенной, налоговой, тарифной и экспортной политики государств – участников ТС в сфере нефтепереработки.
Гульнур Рахматулина напоминает, что в связи с необходимостью проведения государством адекватной политики в сфере развития рынка нефтепродуктов в 2003 году был принят закон «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов». Документ определяет компетенцию правительства в области функционирования рынка нефтепродуктов. В феврале 2010 года были внесены дополнения в указанный закон, которые устанавливают предельный уровень цен на «социально чувствительные» нефтепродукты (низкооктановый бензин, ряд сортов высокооктанового бензина (АИ-92, АИ-93) и дизельное топливо), что обеспечит стабильность рынка ГСМ. Позже, в июле 2010 года, кабмин принял постановление о введении экспортной таможенной пошлины на нефть, а также повысил пошлины на нефтепродукты. Постановление существенно сузило сферу исключений из общих правил для тех недропользователей, которые по тем или иным причинам были освобождены от уплаты экспортных пошлин. Согласно документу пошлина в расчете за одну тонну на светлые нефтепродукты составила 99,71 доллара, на темные нефтепродукты – 66,47 доллара, на сырую нефть – 20 долларов. По оценке Министерства финансов, введение экспортной пошлины только в текущем году повысило доходы бюджета на 400 млн долларов.
– Анализ указанных законодательных актов в сфере нефтепродуктов позволил сделать вывод о несовершенстве нормативно-правовой базы в данной отрасли, – говорит Гульнур Рахматулина. – Несмотря на принятие ряда постановлений правительства и закона о госрегулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов, в отрасли сохранялась хроническая недозагруженность производственных мощностей, что в свою очередь приводило к дефициту ГСМ на внутреннем рынке. Постоянной проблемой являлся рост цен на нефтепродукты. Несмотря на снижение мировых цен на нефть, уровень внутриреспубликанских цен на бензин и другие виды ГСМ оставался довольно высоким, что свидетельствует о несовершенстве самого механизма регулирования внутреннего рынка нефтепродуктов в Казахстане.
Вместе с тем при формировании механизма функционирования отечественного рынка нефтепродуктов необходимо учитывать вступление Казахстана в Таможенный союз и актуальность проведения с другими государствами – участниками ТС согласованной политики в отраслях топливно-энергетического комплекса. В настоящее время по мощностям и объему переработки нефти Россия занимает третье место в мире после США и Китая. Первичная переработка нефти в РФ стабильно росла на протяжении последних нескольких лет. В 2011 году объем переработки в России практически не изменился относительно 2010 года и составил более 240 млн тонн. Предшествовавший 2010 году значительный рост объемов переработки объяснялся фискальной политикой в РФ, которая стимулирует данное направление бизнеса, делая его более привлекательным для российских компаний, а зачастую, в случае резкого падения цен на нефть (которое наблюдалось во второй половине 2008 года), – единственным доходным направлением бизнеса.
Общей проблемой российских нефтепродуктов является высокое содержание серы. Из-за этого, например, дизельное топливо, производимое в Российской Федерации, в странах Европейского союза разрешено использовать только как печное топливо, поскольку оно не удовлетворяет экологическим стандартам ЕС. Высокое содержание серы – следствие высокого ее содержания в российской смеси нефти, а также устаревшего оборудования НПЗ, которое не обеспечивает должную очистку продукта.
Решение указанной проблемы сдерживается недостаточным уровнем финансирования технической базы отрасли. Дальнейшее развитие нефтеперерабатывающих комплексов требует модернизации и технического перевооружения производства, внедрения наукоемких, ресурсосберегающих технологий, повышения квалификации рабочей силы, активизации работ по переходу на международные стандарты качества.
С началом функционирования Таможенного союза исключительно важное значение имеет проведение анализа его влияния на развитие рынка нефтепродуктов в Казахстане, перспектив сотрудничества государств – участников ТС в нефтеперерабатывающем секторе экономики. Требуют решения вопросы унификации нормативно-правовой базы стран ТС в сфере нефтепереработки.
При этом создание Таможенного союза будет иметь положительное влияние на развитие рынка нефтепродуктов. Во-первых, упрощение таможенных процедур и различных формальностей на внутренних границах ТС будет способствовать ускорению товародвижения и, как следствие, насыщению рынка нефтепродуктами и достижению его сбалансированности. Во-вторых, формирование ТС станет важным фактором развития инвестиционного сотрудничества стран-участниц в нефтеперерабатывающем секторе. В-третьих, для участников внешнеэкономической деятельности в рамках ТС разработаны упрощенные формы налогового заявления. В частности, реализована возможность представления налогоплательщиками таких форм налоговой отчетности, как «Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов» и «Декларация по косвенным налогам по импортируемым товарам». При этом для лиц, имеющих электронно-цифровую подпись, реализованы электронные шаблоны.
Евгения МИХАЙЛОВА, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.230 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |