За 20-летие независимости Казахстана отечественная система образования доказала свою жизнеспособность и востребованность. Поступательное развитие национального образования свидетельствует, что в вопросе обучения подрастающего поколения был выбран правильный путь. Доказательством этого являются успешные компетентные менеджеры новой формации, возглавляющие ведущие государственные учреждения и эффективно управляющие многими национальными компаниями, представляющими интересы Казахстана в мире и являющимися гордостью нашей страны. |
Становится очевидным, что национальная система образования за относительно короткий промежуток времени прошла путь, который многими воспринимается по-разному. Однако является бесспорным тот факт, что за 20 лет суверенного плавания в нашей стране выросло целое поколение, получившее образование в условиях рыночных отношений. Конечно, за этот период было много бурных дискуссий по перспективности и эффективности применения новаторских приемов, применяемых отечественными Макаренко, но сегодня в стране достойно работают и делают карьеру десятки тысяч молодых казахстанцев, получивших постсоветское образование и на деле доказавших жизнеспособность отечественной системы образования.
Как отметил Лидер Нации Нурсултан Назарбаев: «Сегодня важно взглянуть на образовательные процессы как можно шире. Каждому человеку надо привить умение делать, умение учиться, умение жить вместе в современном мире… Поэтому первостепенная задача современной системы образования – это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках».
Доступное образование
Казахстан, по признанию многих авторитетных организаций, является одним из лидеров в построении конкурентоспособной образовательной системы, отвечающей последним веяниям времени и соответствующей принятым международным стандартам. Кроме этого, молодое суверенное государство, несмотря на тернистый путь становления своей государственности, не отказалось от бесплатного образования.
Также нужно принимать во внимание, что разработанные и принятые «на вооружение» программы обучения составляют выверенный механизм, благодаря которому молодые казахстанцы могут получить достойное, а главное – качественное образование, соответствующее духу времени и тем требованиям, которые предъявляют сегодня авторитетные компании по отношению к своим сотрудникам.
Стоит отметить, что на сегодня по характеру образовательных программ образование в республике делится на общее и профессиональное, взаимодополняющие и развивающие подрастающее поколение казахстанцев в соответствии с веянием времени. А существующие уровни: дошкольное воспитание и обучение, среднее образование, высшее и послевузовское профессиональное образование – позволяют молодежи поступательно повышать уровень своих знаний.
Уже стало хорошей традицией, когда молодежь для обучения в учебных заведениях страны пользуется возможностью получения государственного образовательного кредита. Конкурс проводится на основе баллов сертификатов, выданных по результатам ЕНТ или комплексного тестирования. При этом преимущественное право на получение гранта имеют обладатели знака «Алтын белгi», а также призеры и победители международных и республиканских конкурсов, соревнований и олимпиад.
Нужно отметить, что наша страна, заботясь о подрастающем поколении, оставила обязательное и бесплатное среднее образование. Именно на начальных этапах получения молодыми казахстанцами знаний сконцентрировал внимание глава государства Нурсултан Назарбаев, отметив: «Дошкольное и начальное образование должно сформировать стартовый интеллектуальный потенциал и хорошее здоровье молодых казахстанцев. Их должны отличать пытливый ум, безграничное любопытство и жизненная энергия. Среднее образование отвечает за воспитание активной, образованной и нацеленной на успех личности».
На сегодня по стране действует обширная сеть общеобразовательных школ, позволяющая охватить обучением всех детей, проживающих как в городах, так в малонаселенных пунктах. По поручению Лидера Нации Нурсултана Назарбаева была принята программа «Балапан», которая направлена на полный охват детей дошкольным образованием, построено свыше 650 новых общеобразовательных школ.
В регионах реализуется программа создания двадцати интеллектуальных школ будущего для одаренных детей с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла. Кроме этого, за 2010 год в стране дополнительно открыто 35 детских садов на государственной основе и 135 частных детских садов. Таким образом, охват детей дошкольным образованием составил 74 процента. Как сказал глава государства Нурсултан Назарбаев, к 2020 году это число достигнет 100 процентов.
Широкий охват будущей смены вкупе с качественным процессом обучения позволил достичь нашей стране значительных результатов. Так, по итогам международного исследования качества образования TIMSS-2007 казахстанская модель начального образования является наиболее конкурентоспособной. Особо отметим, что финансирование отечественного образования уже несколько лет составляет порядка 4 процентов от объема ВВП страны. Подобное внимание к образовательной сфере со стороны Лидера Нации позволило полностью решить вопрос с обеспечением общеобразовательных школ современными видами компьютеров, которые в соответствии с веянием времени являются одним из атрибутов школы XXI века.
В процессе интеграции
В настоящее время отечественная система образования проходит путь постепенной интеграции в международную образовательную систему. Казахстан, подписав Болонскую декларацию, открыл для себя дверь в мировую образовательную систему. И на сегодня республика находится на втором месте в мире по числу вузов, подписавших Великую хартию университетов, уступая первенство Италии, откуда и начался отсчет присоединения государств в своей образовательной политике к болонскому процессу.
Так, 66 отечественных учебных заведений признали направлением своего развития принципы академической свободы и институциональной автономии. В результате в нашей стране начался процесс модернизации отечественного образования и приведения его в соответствие с международными стандартами.
Но, как известно, образованность любой страны зависит не от количества действующих в ней вузов, а от самого качества обучения. Действующие в настоящее время в стране 149 университетов не способствуют росту качества образования. Сегодня, как отмечает Лидер Нации Нурсултан Назарбаев, назрела необходимость развития новой модели учебного заведения, направленной в первую очередь на удовлетворение запросов рынка.
В качестве примера можно привести Nazarbaev University, в стенах которого будет решаться судьба интеллектуального будущего страны. «В мире нет примера, когда глава государства является председателем попечительского совета университета или премьер-министр возглавляет фонд. Когда члены правительств, руководители президентских администраций, главы ведущих банков лично входят в органы управления учебных заведений – тоже мало такой практики. И это подчеркивает значимость университета и интеллектуальных школ для народа, для нашей страны, которой я лично придаю первостепенное значение», – отметил в своей речи президент страны Нурсултан Назарбаев.
Осознанная необходимость
На сегодня одной из актуальных тем остается введение 12-летнего образования. Своевременность перехода отечественной образовательной системы на новые рельсы обусловлена рядом факторов, негативно влияющих на уровень развития системы образования Казахстана, среди которых особое место занимает устаревшая система оценки учебных достижений, которая не способна стимулировать учащихся. При этом наблюдаются недостаточное развитие личностных, гражданских и нравственных качеств, низкий уровень осознания собственных интересов и перспектив.
В связи с этим глава страны Нурсултан Назарбаев сообщил, что система 12-летнего среднего образования должна функционировать к 2020 году. В подписанном главой государства законе «Об образовании» предусмотрено введение новых подходов к развитию образования, в том числе переход на 12-летнее среднее образование, реструктуризация системы профессионального образования, создание трехступенчатой модели подготовки кадров высшего и послевузовского образования (бакалавриат – магистратура – докторантура PhD), развитие национальной системы оценки качества образования, повышение статуса педагогического работника.
Вместе с тем с 2005 года в режиме эксперимента в вузах страны начали внедряться образовательные программы по подготовке докторов PhD. В эксперимент были включены два ведущих вуза страны: КазНУ им. Аль-Фараби и ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. В результате за 2008 и 2009 годы состоялись выпуски первых докторов PhD. Всего 184, из них в ЕНУ им. Л.Н. Гумилева – 72 и КазНУ им. Аль-Фараби – 112 человек.
С введением 12-летнего среднего общего образования наша страна становится на одну ступень с другими развитыми странами мира. Так, согласно Декларации Совета Европы, в мировом образовательном пространстве 12-летнее среднее образование реализуется в 136 странах, в том числе в развитых странах: США, Германии, Франции, Японии и т.д. Страны СНГ, такие как Беларусь, страны Балтии, Украина и Узбекистан, уже начали процесс перехода на популярную во всем мире систему образования.
Переход Казахстана на 12-летнее образование позволит успешно решить стратегическую задачу проектирования новой национальной модели образования, способной конкурировать с передовыми западными аналогами. «Хватит нам импортировать образование», – сказал в одном из своих выступлений Лидер Нации, отметив, что в дальнейшем будет ставиться целью повышение уровня казахстанского образования до международных стандартов.
Кадры решают все
На сегодня является реальностью то, что многие выпускники программы «Болашак» стали занимать разные ответственные посты, начиная с аппарата президента, правительства, парламента, а также руководящие позиции в национальных и бизнес-компаниях.
Вместе с тем Министерство образования и науки сделало очередной шаг на пути к увеличению численности молодежи, обучаемой в отечественных вузах и способной в последующем занимать руководящие должности в госорганах и ведущих предприятиях, представляющих интересы нашей страны за рубежом. Так, уже проводятся подготовительные мероприятия по созданию накопительной системы оплаты образования, внедрение которой планируется в 2015 году. Согласно этой системе, каждый родитель должен будет открыть накопительный счет на своего ребенка в любом банке второго уровня. При этом, как отмечает министр науки и образования Бакытжан Жумагулов: «Новая накопительная система образования в Казахстане не повлечет снижения количества государственных грантов».
Предпринимаемые отечественным Министерством образования и науки шаги направлены на реализацию одного из основных приоритетов долгосрочной стратегии развития республики до 2020 года – развитие человеческих ресурсов Казахстана. А это в первую очередь зависит от совершенствования национальной системы образования. Как верно отметил президент страны Нурсултан Назарбаев, выступая с лекцией в Назарбаев Университете: «…Казахстану, набирающему темпы развития, нужны специалисты с современными знаниями, способные принимать и исполнять грамотные решения».
Андрей КОРОЛЕВ, Алматы
Сайт газеты «Литер»
Время загрузки страницы 2.326 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |