На мировой политической и экономической карте Казахстан давно стал узнаваемой страной. А ведь этого удалось достичь всего за 20 лет независимости. Республика демонстрировала высокие темпы экономической динамики, улучшала качество жизни своих граждан, ставила перед собой принципиально новые цели развития. В итоге сегодня Казахстан получает высокие оценки со стороны своих зарубежных партнеров. Чем запомнилась страна окружающему миру? |
В новый безъядерный век
Одной из первых инициатив, позволивших молодой суверенной республике достойно начать процесс интеграции в международное сообщество, стал отказ от ядерного оружия.
Отметим, что до обретения независимости урановая промышленность Казахстана была одним из сегментов ядерного военно-промышленного комплекса Советского Союза. Однако после распада СССР республика стала располагать только двумя звеньями ядерно-топливного цикла, включающими в себя добычу урана и производство топливных таблеток.
Во время посещения в августе 1991 года Семипалатинского полигона Нурсултан Назарбаев созвал специальную сессию парламента, на которой предстояло обсудить вопрос о закрытии ядерного полигона. В заключении работы сессии Лидер Нации объявил своим указом о закрытии полигона. Тем самым глава государства продемонстрировал всему миру начало антиядерного процесса.
Наиболее показательно отношение к политике казахстанского президента Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, который, выступая на брифинге после завершения встречи в Акорде, отметил: «В течение десятилетий он (Семипалатинский полигон. – Ред.) являлся эпицентром «холодной войны», от него исходила угроза для человечества. Сегодня он является символом надежды на будущее мира, который должен быть свободен от ядерного оружия. По этому важному вопросу, который является одним из самых высоких приоритетов для меня как Генерального секретаря ООН, Казахстан показал пример другим странам. Казахстан под мудрым руководством Н. Назарбаева был первой страной в Центральной Азии, объявившей о создании зоны, свободной от ядерного оружия». Отметив приверженность президента Назарбаева международному сотрудничеству по ядерному разоружению, которая оказалась очень важной для достижения прогресса в этой сфере, Пан Ги Мун выразил благодарность главе Казахстана за его дальновидность.
Действительно, трудно переоценить роль казахстанского лидера в процессе ядерного разоружения. Достаточно отметить, что в течение полувека на полигоне было произведено 456 ядерных и термоядерных взрывов. Суммарная мощность ядерных зарядов в 2,5 тысячи раз превысила мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму.
Заявив о своем отказе от ядерного оружия, Казахстан стал первой в мире страной, добровольно отказавшейся от ядерного оружия. Инициатива главы государства Нурсултана Назарбаева с вдохновением была воспринята во всем мире.
Из письма президенту Нурсултану Назарбаеву от президента США Джорджа У. Буша: «Под Вашим руководством Казахстан стал одним из мировых лидеров в сфере нераспространения оружия массового уничтожения… Мы приветствуем Ваши беспрецедентные усилия по противодействию экстремизму посредством поощрения межрелигиозного диалога и уважения богатых и многообразных традиций Центральной Азии. Мы готовы расширить наше сотрудничество в этих сферах в духе партнерства».
Вместе с тем Казахстан, обладая 1,6 млн тонн разведанных запасов урана, занимает второе место в мире по объемам разведанных запасов урана, что соответствует 21 проценту от общемировых запасов сырья.
Многие десятки месторождений урана, выявленные на территории Казахстана, различны по условиям формирования и практическому значению. И на сегодняшний день урановая промышленность республики, перейдя на «мирные рельсы», является наиболее динамично развивающейся отраслью. Так, если в доле энергетических ресурсов на уголь приходится 34 процента, на нефть – 8,8 процента, на газ – 6,6 процента, на минеральные запасы – 4,2 процента, то на уран – все 46 процентов.
«Наша страна занимает первое место в мире по добыче урановой руды. У нас есть значительный практический и научно-исследовательский опыт как в эксплуатации реакторов, так и в наработках в области экспериментальной ядерной физики», – отметил глава республики Нурсултан Назарбаев, выступая на пленарном заседании саммита по вопросам безопасного и инновационного использования ядерной энергии, прошедшего в апреле 2011 года в Киеве.
Становится очевидным, что именно развитие атомной энергетики может стать одним из путей, которые позволят суверенному Казахстану войти в число конкурентоспособных государств мира.
Модель дружбы и согласия
Стратегическое видение главы государства Нурсултана Назарбаева на фоне решения социально-экономических и политических вопросов развития молодой суверенной республики затрагивает также и аспекты межэтнических отношений, которые являются фундаментом стабильности любого государства в современном мире.
В этом плане стремление к внутренней консолидации общества на основе взаимоуважение и толерантности является положительным вектором, который Лидер Нации направил в нужное русло, создав уникальную по своей природе и единственную в мире по статусу общественную организацию, объединяющую под своим началом все этнические группы, проживающие на территории нашей страны.
Сама идея создания Ассамблеи народа Казахстана (АНК) была выдвинута главой государства Нурсултаном Назарбаевым на Первом этническом форуме страны в 1992 году, посвященном годовщине независимости страны. В своем выступлении Лидер Нации отметил: «Не одно поколение казахстанцев создавало наше главное достояние – дружбу народов. Многое переосмысливая заново, казахстанцы не вправе растрачивать это богатство, забывать добрые традиции. Они сформировались не в последнее десятилетие и не коммунистическими директивами. Надо повседневно слышать голос каждого народа, любой национальности. Именно поэтому необходимо перевести форум на постоянную основу, создать новый общественный институт». В результате 1 марта 1995 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ, благодаря которому в республике появился новый общественный институт – Ассамблея народа Казахстана.
Как известно, наша республика является одной из самых многонациональных государств мира. Его населяют представители 140 этносов, различных по происхождению, языку, культуре, но связанных общей исторической судьбой. И все они живут в мире и согласии. Они дружат, общаются, строят свое единое общее будущие, а объединение их под эгидой Ассамблеи народа Казахстана стало знаковым событием не только для суверенной республики, но и для всего мира.
Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, посетивший нашу страну, назвал Казахстан «примером межнационального согласия, стабильного, устойчивого развития для других государств». По словам Генсека ООН, «…благодаря деятельности Ассамблеи народа Казахстана разнообразные этнические, культурные, религиозные группы, составляющие великую нацию, могут участвовать в процессе принятия важных решений, влияющих на их жизнь».
На сегодня созданная по инициативе Лидера Нации Ассамблея народа Казахстана выполняет одну из важнейших миссий, направленных на единение народа, укрепление толерантности и согласия между этносами, создание соответствующих условий их полнокровного развития. Созданный главой государства инструмент развития и совершенствования государственной национальной политики, основанный на уникальной модели общенационального согласия, на сегодня является объектом изучения многих передовых стран мира, которые восхищаются эффективностью деятельности уникального по своей природе и назначению общественного объединения республиканского масштаба.
«Казахстан – это единственное место в мире, где в согласии живут мусульмане, православные, католики, протестанты, буддисты, иудеи. Это единственное место, где они могут вместе собраться и говорить о всех своих проблемах», – отметил Лидер Нации, председатель Ассамблеи народа Казахстана Нурсултан Назарбаев в своем выступлении на XVII сессии АНК.
Духовный центр
Параллельно с работой по сохранению межэтнического согласия по инициативе главы государства проводились подготовительные мероприятия, направленные на сохранение межконфессионального мира в суверенном Казахстане. Ведь не секрет, что после обретения страной независимости в республике произошел религиозный ренессанс. В результате за короткий промежуток времени, по данным Агентства по статистике, число религиозных объединений увеличилось с 671 в 1991 году и превысило 4200 в 2009 году.
Принимая во внимание активизацию по всему миру деятельности религиозных объединений и их возрастающую роль в общественно-политических процессах стран, независимо от их социально-экономического положения и принадлежности к различным региональным организациям, по инициативе главы государства Нурсултана Назарбаева 23–24 сентября 2003 года в Астане состоялся I съезд лидеров мировых и традиционных религий. В работе первого межрелигиозного форума приняли участие наиболее авторитетные представители ислама, христианства, иудаизма, синтоизма, индуизма, буддизма.
Авторитетные гости съезда высоко оценили инициативу президента Казахстана и были едины во мнении, что создание подобной глобальной диалоговой площадки будет способствовать сближению позиций представителей различных религиозных учений, а также послужит укреплению, расширению и углублению межконфессионального диалога.
«Этот конгресс можно по праву назвать большим успехом Казахстана. Съезд помогает представителям различных религий найти общий язык и понять друг друга», – подчеркнул главный сефардский раввин Израиля Шломо Амар.
Кроме этого, форум отразил усилия мирового сообщества по преодолению кризиса цивилизаций и конфликтов на основе культурных и религиозных различий и построению толерантного, стабильного мира, который, по общему признанию участников съезда, наглядно отображен на примере общественно-политической ситуации Казахстана. В этом плане симптоматично звучат слова, сказанные главой государства Нурсултаном Назарбаевым в своем послании народу Казахстана от 18 февраля 2005 года, где Лидер Нации подчеркнул, что в республике обеспечена свобода вероисповедания, последовательно проводится политика межконфессионального согласия и религиозного равноправия.
Последующие съезды лидеров мировых и традиционных религий продолжили традицию углубления межкультурного и межцивилизационного сотрудничества, направленного на сохранение стабильности и поддержание межконфессионального мира. Как отметил в своей речи депутат сената Франции, президент французской делегации в Центральной Азии Эмире де Монтескью: «Именно такое широкомасштабное мероприятие, как съезд лидеров мировых и традиционных религий, предоставляет редкую возможность встретиться и пообщаться столь разным людям».
Принимая во внимание возрастающую популярность астанинской международной площадки, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на II съезде лидеров мировых и традиционных религий в сентябре 2008 года озвучил план мероприятий по реализации инициатив, в связи с которым начал свою деятельность Международный центр культур и религий. В задачи центра наряду с изучением и применением международного опыта гармонизации общественных отношений в области культуры и религии входит обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений.
Надо отметить, что проводимые в столице Казахстана съезды лидеров мировых и традиционных религий каждый раз становились убедительным доказательством растущего миротворческого потенциала Казахстана – государства, построенного по принципам западной демократии, учитывающего опыт передовых восточноазиатских государств и специфику нашего многонационального и многоконфессионального общества.
Астана – визитная карточка независимости
Не секрет, что индикатором развития Казахстана за годы независимости всегда выступала Астана. Решение о переносе столицы независимой республики было принято 1997 году, в результате в Казахстане вырос новый город с современными небоскребами. Стоит отметить, что строительство столицы является сложной задачей. Поэтому Астана стала тест-драйвом как для элиты, так и для новой политической модели. И сегодня, когда посреди страны вырос совершенно новый город, можно с уверенностью говорить о том, что экзамен на состоятельность выдержан.
«Астана признана одним из наиболее благоприятных городов в СНГ. По итогам конкурса, проведенного Международной ассамблеей столиц крупных городов, Астана объявлена лучшей среди 81 города стран СНГ», – отметил глава государства Нурсултан Назарбаев.
По архитектурным сооружениям Астаны можно судить и о политической истории республики. Каждая новая международная инициатива главы государства воплощалась не только на бумаге, но и в строительстве нового здания. К примеру, запоминающееся пирамидальное строение, которое было возведено для проведения регулярных съездов лидеров мировых и традиционных религий. А вчера в столице торжественно открыли Триумфальную арку, которая повторяет контуры европейских объектов, но при этом сохранила казахстанский колорит.
Астана стала еще и локомотивом казахстанской экономики. Строительство новых зданий и инфраструктуры города обеспечивало республике прирост ВВП. С 2000 года валовой региональный продукт увеличился в 16 раз, в расчете на душу населения – в 9 раз. Объем инвестиций в Астане вырос в 6,5 раза, в 9 раз увеличилась производительность малого бизнеса. Как следствие – бюджет города вырос в 10 раз и составил 2 млрд долларов.
Кстати, уже сегодня столичная экономика выступает своеобразным прообразом будущей экономики Казахстана. Здесь активно развивается малый и средний бизнес. По данным муниципальных властей, на 1 мая этого года в городе работают 35 373 субъекта МСБ. По сравнению с 2010 годом их численность увеличилась на 37 процентов. В Астане полным ходом идет реализация казахстанской индустриализации. Одним из первых таких крупных проектов стал запуск предприятия по производству американских локомотивов. А в этом году в столице освоили выпуск пассажирских вагонов «Тальго».
Всего в Астане по Карте индустриализации будет построено 12 объектов на общую сумму 300 млрд тенге. Они к 2015 году создадут дополнительно 1000 рабочих мест. Казахстанская столица также держит устойчивый курс на инновационное развитие. В городе и его пригороде обещают появиться авиастроительные цеха. Но и это не предел. В перспективе в Астане появится предприятие по сборке космических спутников. Так, согласно программе развития столицы на 2011–2015 годы к 2015 г. доля инновационно-активных предприятий увеличится до 6,3 процента, а объем производимой ими продукции составит 43,6 млн тенге.
Естественно, что экономические успехи не могли не отразиться и на социальных индикаторах. Казахстанская столица столкнулась с «беби-бумом». За последние 10 лет показатели рождаемости увеличились в 2,5 раза. Кроме того, сократилась в полтора раза смертность и в 6 раз увеличился естественный прирост. Все это способствовало росту численности населения Астаны, которая сегодня достигла порядка 700 тыс. человек (в 1996 году в городе проживало 270 тыс. человек), а также увеличению продолжительности жизни.
«В результате средняя продолжительность жизни в Астане достигла 74 лет, это основной показатель благосостояния», – сказал Нурсултан Назарбаев.
Космические высоты
Решая земные проблемы, в Казахстане думали и о перспективах развития космической отрасли. В 2006 году с Байконура на орбиту Земли отправился первый спутник страны – «КазСат». Главное его назначение – обеспечение бесперебойной связи, трансляция телеканалов и доступ к Интернету. Таким образом аппарат должен был укрепить информационную безопасность. Однако «КазСат», оставивший приятные впечатления о себе, недолго проработал на орбите. В 2008 году связь с аппаратом потерялась.
Несмотря на неудачу, Казахстан не оставил идею застолбить за собой Космос. 16 июля этого года с Байконура в Космос устремилась ракета «Протон-М» со спутником «КазСат-2» на борту. Его концепция была позаимствована у предшественника. «К сожалению, я должен сказать, что идеология, заложенная в спутнике «КазСат-2», фактически похожа на идеологию созданного спутника «КазСат-1», – сообщил Талгат Мусабаев, глава Национального космического агентства Казахстана.
Главная миссия «КазСат-2» прежняя – обеспечение республики качественной и бесперебойной связью. Для этого спутник имеет 16 активных транспондеров (4 из них будут обеспечивать непрерывное телевещание) и двенадцать стволов для фиксированной связи в Ku-диапазоне частот. Сам аппарат весит столько же, сколько и автомобиль «Renault Laguna» в снаряженном состоянии – 1330 килограммов, что на 238 «кило» тяжелее «КазСат».
«КазСат-2» хоть и является на данный момент венцом отечественной космической программы, но отнюдь не последним посланцем к звездам. Уже сейчас идет подготовка к сборке «КазСат-3», который станет последним спутником первого поколения. Идеология этого аппарата тоже претерпела изменения. Вместо спутника, осуществляющего зондаж Земли, будет построен телекоммуникационный аппарат. «КазСат-3» обеспечит страну услугами спутниковой связи теле- и радиовещания на 80 процентов.
В отличие от «КазСат-2», над которым трудились специалисты российского центра им. Хруничева, третий спутник спроектируют и соберут в компании «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф.Решетнева» (Россия). «Завод Решетнева имеет колоссальный полувековой опыт работы, за это время нами создано 1 200 спутников. И сегодня мы предлагаем Казахстану качественный, современный продукт для пополнения спутниковой группировки «КазСат», – отметил в июле генеральный директор ОАО «ИСС им. М.Ф. Решетнева» Николай Тестоедов.
Запуск «КазСат-3» запланирован на 2013 год. После чего Казахстан войдет в группу стран, у которых имеется два и более аппарата на орбите. На постсоветском пространстве, кроме России, своей группировкой на орбите пытались обзавестись только Украина, Белоруссия и Казахстан. Причем если первые две республики сделали ставку на аппарат дистанционного зондирования планеты, то Казахстан – на телекоммуникационный спутник. Космический дебют бывших советских республик (Россия исключение. – Ред.) оказался неудачным (украинский аппарат «Сич-1», как и белорусский «БелКа»). После запуска «КазСат-2» Казахстан стал второй страной на постсоветском пространстве после России, которая сегодня имеет на орбите свой аппарат. Но «космическая гонка» продолжается. Белоруссия в данный момент собирает «БелКа-2», Узбекистан и Азербайджан также планируют выйти на орбиту.
В данный момент в мире насчитывается 194 государства, и около 120 стран имеют свои космические аппараты, т.е. только 60 процентов. Выходит, что спустя 57 лет после того, как мир услышал сигнал первого спутника, Космос остается мечтой. Сейчас большой космической группировкой спутников располагают США, далее следуют Россия, Китай, Япония, Индия, Британия, Германия, Канада. Остальные страны остаются «маленькими пользователями большого Космоса» либо являются владельцами одного спутника, либо совладельцами космических аппаратов.
Обращает внимание и другое обстоятельство: Казахстан запустил первый спутник на 15-м году независимости, второй – на 20-м году, а третий должен отправиться в Космос на 22-м году. Получается, что страна форсированными темпами движется в Космос. Почему страна спешит? Во-первых, наличие космических программ у Казахстана – это прежде всего показатель уровня развития страны. Кроме того, спутник позволит форсировать экономическое развитие, а также сократить разрыв с передовыми государствами. И, наконец, космический аппарат – это престижно и гордо, в том числе с политической точки зрения.
От Бреста и до Владивостока
В 2010 году три республики – Казахстан, Россия и Белоруссия – открыли таможенные барьеры для свободного перемещения товаров, капитала и рабочей силы, а в самые ближайшие недели заработает новое интеграционное объединение – Единое экономическое пространство (ЕЭП).
«Внешнеторговый оборот РК за 9 месяцев 2011 года составил 63,4 млрд долларов США, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 15 процентов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 57 процентов возросли объемы взаимной торговли Казахстана с государствами – членами ТС. За период январь-июнь 2011 года этот показатель составил 12,6 млрд долларов США», – говорилось в октябрьском сообщении Министерства финансов.
Только за один год работы Таможенного союза товарооборот вырос почти на 23 млрд долларов. В данном случае стоит обратить внимание на то, что на мировых рынках наблюдается либо деградация экономических связей между странами, которая выражается в протекционизме и снижении торгового оборота, либо еле заметный рост в торговле между ними. Таким образом, цифры говорят о том, что интеграция подоспела вовремя. Она позволила Москве, Астане и Минску компенсировать неурядицы в глобальной экономике. Тем более, что Россия и Казахстан сильно зависели от самочувствия мировых рынков.
Можно смело говорить о том, что в жизнь стали претворяться основные идеи, которые в начале 90-х инициировал Казахстан. В 1994 году в стенах МГУ им. Ломоносова (Москва) Нурсултан Назарбаев предложил бывшим советским республикам сохранить те связи, которые были наработаны еще в советское время. Как отметил казахстанский лидер, интеграция стран должна покоиться на принципах суверенитета, экономического прагматизма.
С тех пор на постсоветском пространстве возникло много интеграционных союзов. Кроме Таможенного союза, это ЕврАзЭС, СНГ, ОДКБ. Однако это не попытка создать как можно больше объединений. За ними стоит идея равноскоростной интеграции, то, о чем говорил Нурсултан Назарбаев в своем выступлении в 1994 году. Другая особенность – они все покоятся на национальных интересах входящих в них стран, что создает основу для стабильного и долгосрочного их развития. И, наконец, интеграция покоится на принципах равноправия и уважения суверенитета государств.
Кстати, благодаря интеграционным предложениям и многим другим инициативам казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев стал рассматриваться западными экспертами в качестве одного из влиятельных политиков на постсоветском пространстве. Достаточно сказать, что интеграция в форме Евразийского союза стала одним из программных пунктов кандидата на пост президента России Владимира Путина, а также ведущей партии страны «Единая Россия»
«Новые возможности для развития России, для граждан и бизнеса должны создать наши интеграционные проекты. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана работает. С 2012 года становится реальностью Единое экономическое пространство – это еще более глубокая степень интеграции. Будем двигаться и дальше – к созданию Евразийского союза, открывающему новую эпоху отношений на постсоветском пространстве», – говорится в программе «Единой России».
Очевидно, что интеграция стала одним из направляющих векторов развития политических процессов на постсоветском пространстве. Хотя в далеком 1994 году на просторах от Бреста и до Владивостока действовали центробежные силы, и в тех условиях мало кто помышлял об объединении республик.
Андрей КОРОЛЕВ, Марат МАМАЕВ, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.204 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |