Об особенностях судебных споров, связанных с характером внешнеторговой деятельности, а также выработанной в этой области международной практикой, сегодня наш разговор с профессором, д.ю.н., старшим советником юстиции Саркытбеком МОЛДАБАЕВЫМ. |
- Саркытбек Сарсембаевич, неисполнение или ненадлежащее исполнение внешнеторговых контрактов международной купли-продажи кем-либо из субъектов внешнеторгового оборота, может ли являться основанием возникновения судебного спора?
- Да, эти явления активизируются и становятся еще заметнее в эпоху так называемой глобализации, которая для международных отношений означает, что ни одно государство мира не может существовать изолированно, и действия одного субъекта международного права отражаются на положении, правах и интересах других субъектов, а также и всего международного сообщества в целом. Поэтому последние 30 лет стали периодом невиданного (и довольно неожиданного для всего мира) развития международных судебных учреждений. Еще в 1970-е годы общим местом в литературе были жалобы на малое число споров, передаваемых единственному в то время Международному Суду (одному из главных органов ООН). В настоящее время насчитывается 50 судов различных модификаций, и все они работают весьма интенсивно. Кроме увеличения количества международных судов, все более разнообразными становятся их формы; создаются новые суды для разбирательства в тех областях международных отношений, которые всего 15 лет назад нельзя было и представить. Специализация позволяет приспособить органы разрешения споров к конкретной социально-политической обстановке, уточнить их компетенцию. Условно все современные международные судебные органы и международные судебные учреждения можно подразделить на две большие группы:
- международные судебные органы, в основе организации и деятельности которых лежат публично-правовые начала;
международно-арбитражные (по терминологии, принятой в Казахстане, это третейские суды) органы, в основе организации и деятельности которых лежат международно-частные начала и которые избираются самими сторонами международного коммерческого спора или назначаются органами международного коммерческого арбитража по согласованию со спорящими сторонами в установленном порядке.
- Отличаются ли международные процессы от того, что происходит в национальных судах или международном коммерческом арбитраже?
- Произошедшие серьезные изменения за последние двадцать лет затронули все сферы жизни стран СНГ. Экономическое реформирование привело к изменению законодательства и появлению новых правовых институтов: предпринимательства, экономических, третейских судов. Так, Экономический суд СНГ образован в соответствии со ст. 5 Соглашения о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц СНГ от 15 мая 1992 года. В соответствии со ст. 32 Устава СНГ «Экономический суд действует в целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках Содружества. К ведению Экономического суда относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов. Экономический суд осуществляет свою деятельность в соответствии с Соглашением о статусе Экономического суда и Положением о нем, утверждаемым Советом глав государств». В странах Содружества получили широкое развитие международные и экономические связи, в том числе сотрудничество с дальними зарубежными юридическими лицами. Особенно это касалось случаев, когда стороной выступали зарубежные субъекты, которые не знали особенностей права и законодательства Казахстана или другой страны.
Именно в таких ситуациях может помочь такой институт, как третейский суд, в котором стороны сами назначают арбитров, выбирают применимое право, язык арбитража, время и место разбирательства. Третейский суд - упрощенная процедура рассмотрения спора и в этом его смысл: решать спор без рутины, волокиты. Было время, когда в Казахстане третейские суды не могли эффективно работать, так как их деятельность не была решена на законодательном уровне. Ситуация кардинально изменилась лишь после принятия специальных законов о третейских судах.
В европейских странах и в некоторых странах Содружества все большее распространение получает медиация. Были такие случаи, когда, например, удавалось примирить стороны как до судебного разбирательства, так и в процессе рассмотрения спора, когда стороны сами согласуют условия примирения, а судья закрепляет это решением на согласованных сторонами условиях. Полагаю, эту практику следует приветствовать и всемерно поощрять.
В настоящее время международный арбитраж в Казахстане разрешает споры в основном в тех сферах, где доминируют хозяйственные, гражданско-правовые споры между юридическими лицами, возникающие между резидентами и нерезидентами Казахстана (в любом сочетании сторон - два резидента РК, два нерезидента либо нерезидентом является лишь одна сторона). Обычно эти конфликтные ситуации вытекают из различных договоров либо из причинения вреда. К примеру, масса споров возникает из договоров купли-продажи, поставки, подряда, оказания услуг, займа, перевозки и других.
Решения казахстанских третейских судов подлежат признанию и исполнению в соответствии с международным правом в любом государстве, которое является участником международных конвенций и соглашений. В частности, Нью-Йорской конвенции 1958 г. «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений», Европейской конвенции 1961 г. «О внешнеторговом арбитраже», Киевского соглашения 1992 г. «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности» и других международных правовых актов и др. Признание решения казахстанского третейского суда за рубежом производится компетентным судом государства, на территории которого должно исполняться данное решение.
Специальные законы о третейском разбирательстве действуют на территории Казахстана с 2005 года. Однако, к сожалению, в Казахстане на сегодня какой-то специальной статистики, исходя из субъектного состава участников процесса, в судах не ведется. Нет сведений и о том, насколько часто у нас решаются судебные споры с участием иностранных физических и юридических лиц, каковы их особенности в правоприменительной практике нашей страны?
В большей степени это касается приграничных регионов страны, а также регионов с интенсивно развивающейся экономикой, где имеет место достаточно высокая степень присутствия иностранного капитала. Об актуальности этой проблемы на всей территории постсоветского пространства постоянно говорят представители государств - участников Шанхайской организации сотрудничества на своих совещаниях.
В этой связи особого внимания заслуживает исторический опыт разрешения международных споров на приграничных регионах казахской степи. Так, в конце XIX - начале XX века в генерал-губернаторстве Степного края практиковалось проведение так называемых межгосударственных судебных съездов, на которых рассматривались и решались взаимные претензии и тяжбы приграничного населения Семиречья и Джунгарии. Работа съездов, начиная с 1884 года в Урджаре, основывалась на специальных правилах, составляемых канцеляриями Степного генерал-губернатора и Семиреченского военного губернатора. Российская и китайская стороны назначали сопредседателей и помощников, которые проводили организационную подготовку съезда биев (судей): собирали иски, оповещали заинтересованных лиц о времени и месте проведения съезда.
Так, съезд биев состоялся 5 сентября 1899 года в Чубар-Агаче. Со стороны Китая в нем участвовали представители Тарбагатайского округа во главе с главой рода племени абак-керей Мамырбеком. Со стороны России - представители казахских родов, кочевавших в Зайсанском и Лепсинском уездах. От генерал-губернатора Степного края Максима Таубе на съезде присутствовал чиновник по особым поручениям А. Плахов, от Министерства иностранных дел - консул России в Чугучаке Н. Борнеман. На съезде были решены многие вопросы, касавшиеся взаимоотношений кочевых казахов. Только по Лепсинскому уезду на суд восьми биев был вынесен 2861 иск, из которых разрешены 2588. Казахи российского подданства получили возмещение в сумме 6556 рублей, китайского - 873. По Зайсанскому уезду было подано 5183 иска, разрешено «полюбовно» - 4314. Присуждено - 149. Не окончено за неявкой на суд сторон 720 исков. Русская сторона получила в возмещение ущерба 5380 рублей, китайская - 200. Решено было также 115 исков по торговым делам. Всего казахи и другие подвластные России жители приграничной с Синьцзяном территории получили по искам 22 263 рубля, уплатили 1283.
Всего только в Чубар-Агаче было проведено пять съездов: в 1894, 1899, 1901, 1906 и 1908 годах. Последний международный съезд состоялся в 1908 году. Исторический опыт подсказывает нам, что следует вести не только судебную статистику о международных судебных процессах, но и исследовать их особенности в правоприменительной практике Республики Казахстан.
Сайт газеты «Юридическая газета»
Время загрузки страницы 0.236 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |