Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Поменять страну труднее, чем квартиру



Поменять страну труднее, чем квартиру


На вопросы читателей на “прямой линии” отвечает первый заместитель председателя Всемирной ассоциации казахов Талгат МАМАШЕВ (на снимке).

Казбек ИМАНКУЛОВ, Алматы:

Очень многие казахстанцы, уезжающие за рубеж учиться, впоследствии там и остаются, хотя на их обучение потрачены государственные деньги. Вы как-то содействуете нашим властям в попытках вернуть на родину блудных студентов?

- Ежегодно по программе “Болашак” порядка трех тысяч казахстанских студентов едут за рубеж. Естественно, перед отправлением на учебу, как предусматривает установленный порядок, все они дают расписку о возвращении в Казахстан. Если этого не происходит, родители студента обязаны оплатить все затраты, понесенные государством на его обучение. Однако я не знаю ни одного случая, чтобы Министерство образования и науки, курирующее программу “Болашак” судилось с кем-то из родителей, при том что факты недобросовестного исполнения болашаковцами своих обязательств перед государством есть. Конечно, молодежь после окончания учебы может остаться за рубежом по разным причинам, в том числе и объективным - например, заключение брака в стране пребывания или получение вида на жительство. Но когда казахстанские студенты остаются за границей только потому, что им там больше нравится, это не только непатриотично - нечестно. Поэтому такие вещи нужно пресекать еще до отправления студента за рубеж.

Многие казахстанские студенты учатся в России, я это приветствую. Год назад был в Санкт-Петербурге, где получают высшее образование около 3 тысяч наших студентов, из них только 700 человек - по государственным грантам, остальные - за свой счет. Министерство образования ведет учет только “грантников”, перспективами же остальных студентов никто не интересуется, а ведь это будущие кадры нашей страны, которые с большой долей вероятности пополнят ряды российских специалистов. В нашей беседе с бывшим министром образования и науки РК Жансеитом ТУЙМЕБАЕВЫМ он мне так и сказал: “Дай нам бог проконтролировать 700 человек, обучающихся за государственный счет”.

Рыскуль, Кызылорда:

Как вы думаете, почему в Казахстан в основном возвращаются наши соотечественники, обосновавшиеся в азиатских странах? Европейские казахи не слишком торопятся на родину... Вы их как-то агитируете переехать на родину?

- За последние 10 лет в Казахстан вернулось более 1 млн. этнических казахов - как самостоятельно, так и в рамках нескольких государственных программ по переселению, в том числе последней, принятой в конце 2008 года - “Нурлы кош”. Переселенцы не только увеличивают нашу численность и обогащают казахский язык, но и вносят большой вклад в развитие экономики страны. Ведь среди тех, кто решил вернуться на историческую родину, много представителей культуры, бизнеса, науки - 60 докторов наук, 250 кандидатов наук. Например, Майра МУХАМЕДКЫЗЫ, выпускница Пекинской консерватории, сегодня одна из ведущих оперных певиц мира.

Всего в 40 странах проживают около 5 млн. казахов. Из них 1,5 млн. - в Китае, 1,3 млн. - в Узбекистане, 1 млн. - в России. Остальные представители диаспоры разбросаны по другим государствам, в некоторых их численность не превышает ста семей. Из европейских стран казахов больше всего в Германии (3 тысячи человек), Франции (около 2,5 тысячи). В общей сложности в десяти странах Евросоюза этнических казахов не больше 15 тысяч.

Кстати, в последнее время не только зарубежные казахи, но даже бывшие казахстанцы других национальностей выходят с нами на контакт, создают свои национально-культурные центры. В Париже 50 человек объединились в группу, мы приняли их в свои ряды. Все идет к тому, что наша ассоциация скоро будет называться Всемирной ассоциацией казахстанцев (смеется).

Я очень рад, что наши соотечественники не теряют связи с родиной, какой бы национальности они ни были. Многим, хорошо обустроившимся за границей, нет никакой необходимости возвращаться в Казахстан. Я это вижу на встречах с представителями диаспоры. Но они нуждаются в сохранении культурных традиций, языка: несмотря на то, что многие стали гражданами других стран, по-прежнему считают себя казахами. Поэтому мы через посольства распространяем среди них свои издания - журналы “Алтын бесiк” и “Туган тiл”.

Вопрос газеты “Время”:

Поддерживает ли Всемирная ассоциация казахов контакты с нашими “диссидентами”? Ведь за последние годы немало бывших чиновников и представителей бизнеса осели в Европе...

- В 2005 году, когда состоялся третий Всемирный курултай казахов в Астане, президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ сказал: мы в состоянии защитить любого нашего гражданина за рубежом, если он не преступил закон. А диссиденты, знаете ли, бывают разные. Если законопослушный человек по каким-то причинам уехал в другую страну, где нарушаются его права, наше государство обязано его защищать. Но таких, как Рахат АЛИЕВ, Мухтар АБЛЯЗОВ и им подобных, мы не то что защитить - достать не можем (имею в виду наши правоохранительные органы). Мы контачим только с теми, кто этого хочет. Я не припоминаю, чтобы кто-то из политических беженцев с нами тесно работал.

Бешбармачный патриот, вопрос с сайта газеты “Время” www.time.kz:

Почему переезду казахов в Казахстан не предшествует создание для них необходимых условий проживания? Кто должен отвечать теперь за мытарства приехавших оралманов?

- Если кто не знает, скажу: в Казахстане 28 видов различных льгот для оралманов. Проблемы с их получением, конечно, случаются, но явно не на уровне президента или правительства, куда оралманы привыкли слать жалобные телеграммы. Чаще всего загвоздки случаются на уровне местных властей.

Между прочим, если этнический казах планирует переехать на родину самостоятельно, вне программы “Нурлы кош”, государство гарантирует ему оплату дороги и транспортировки имущества, а также разовую материальную помощь в размере 1,5-2 тысяч долларов на каждого члена семьи.

В первые годы активного переселения казахов в Казахстан государство предоставляло оралманам жилье, но в кризисные 90-е от этой практики отошли, заменив ее на так называемые подъемные.

А вот программа “Нурлы кош” предполагает адресное переселение - туда, куда направит государство. В этом случае кроме перечисленных льгот семья может рассчитывать на льготную ипотеку на 15 лет под 4 процента годовых и предоставление земельного участка. Как правило, оралманы живут в компактных поселках близ крупных предприятий. Например, в 15 километрах от села Кызылжар Акмолинской области расположена крупная птицефабрика. Однако больше половины оралманов работать там не хотят. Мы им говорим: тогда, господа, решайте свои проблемы сами. Вообще даже из одной квартиры в другую переехать не просто, а когда меняешь страну проживания, этот шаг нужно продумывать очень серьезно. Никто из желающих вернуться в Казахстан не должен поддаваться иждивенческим настроениям.

Еще летом 2005 года, когда я ездил в Монголию, на погранзаставе “Ташанта” увидел картину: казах на старом самосвале сидит, за голову держится, кругом вещи разбросаны. Оказывается, он с матерью, женой, братом и четырьмя детьми решил переехать в Казахстан, но уже третьи сутки не может пройти пограничный пост. Спросил я у пограничников, что они ищут в этом самосвале - золото, наркотики или что-то еще? В общем, поднялся большой шум, казаху быстро погрузили вещи обратно, поставили печати на документах - и проблема решилась. Причем этот мужик уверял меня: он четко знает, куда едет, с чем ему придется столкнуться, но готов преодолеть трудности ради будущего его детей, перспективы которых в Монголии были бы однозначны - пасти скот.

Дина, вопрос с сайта газеты “Время” www.time.kz:

Почему оралманы, особенно из развитых стран, получают гражданство Казахстана, не выходя из гражданства других стран? Особенно это распространено у казахов из Турции. То есть когда выгодно, они казахстанцы, а когда нет - турки. Кто это должен контролировать? И нужны ли нам такие “граждане Казахстана”?

- По действующему у нас законодательству двойное гражданство запрещено. Я эту норму поддерживаю, иначе полстраны были бы еще и чужими гражданами. То, о чем вы говорите, мне известно. Я знаю таких людей, которые умудрились не утерять гражданства другой страны, получив гражданство Казахстана. Такие факты - исключительно недоработка наших исполнительных органов: ведь процедура получения казахстанского гражданства законодательно отрегулирована. Значит, на каком-то этапе людям удается обойти закон. Но их - единицы. Меня волнует другая категория переселенцев - 25 тысяч обладателей вида на жительство в РК из Китая, Монголии, Узбекистана. Многие живут в этом статусе уже десять и более лет и не торопятся принимать решение о казахстанском гражданстве. Таким людям очень удобно быть подданными другой страны, имея при этом практически все права гражданина Казахстана. С ними я регулярно встречаюсь, убеждаю. И, знаете, эффект есть - многие принимают решение в пользу нашей страны.

Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Телефон приемной Всемирной ассоциации казахов в Алматы: 8 (727) 273-99-97

 

Сайт газеты «Время»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 21
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.203 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>