20 лет назад был принят основополагающий документ, утвердивший нашу страну в качестве самостоятельного субъекта международных правоотношений - Конституционный закон «». Наша страна объявила себя независимым, демократическим и правовым государством, обладающим всей полнотой власти на своей территории. При этом юридическое оформление казахстанской государственности, безусловно, есть результат ее многолетней историко-правовой эволюции и интеллектуальных усилий нескольких поколений казахской творческой и политической элиты. Основой государственности стал суверенитет, который определяется как «присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях». Эти признаки неразрывно связаны между собой и взаимообусловлены. |
Современный Казахстан - образец наиболее успешной модели постсоветской государственности, стремительно модернизирующейся страны. Республика сумела не только успешно интегрироваться в международное сообщество, но и заняла в нем заметное место.
Доказательство тому - единогласное принятие нашей страны в члены ООН. Это историческое событие произошло 2 марта 1992 года. Участие Казахстана в работе Организации - одно из главных направлений казахстанской многосторонней дипломатии, способствующее укреплению суверенитета и независимости, созданию благоприятных международных условий для осуществления дальнейших преобразований в различных сферах общественной жизни.
Казахстан за годы Независимости внес огромный вклад в поддержание международного мира и безопасности. Отказ от ядерного оружия, создание мер доверия в Азии, укрепление интеграционных процессов на пространстве Евразии, поощрение диалога цивилизаций и религий - вот далеко не полный перечень шагов, предпринятых нашей республикой в соответствии с целями ООН. Страна заслужила широкое признание в мировом сообществе как государство, имеющее взвешенный и конструктивный подход в решении глобальных проблем.
В 2001 году при участии Казахстана была создана Шанхайская организация сотрудничества - открытое объединение, ориентированное на широкое международное партнерство. Важнейшими задачами ШОС на современном этапе выступают поддержание мира, стабильности и безопасности в регионе, развитие торгово-экономических отношений. На основе взаимного доверия, дружбы и добрососедства Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан определяют и вырабатывают основные направления своей деятельности, принципиально решая актуальные международные вопросы.
Проблема государственного устройства всегда была и остается основной в любом обществе. Без разделения властей и соответствующей эффективной системы сдержек и противовесов не может быть правового государства и отвечающих этому требованию законов.
Барьером для возникновения неограниченной власти, не связанной правом и конституционными принципами, служит распределение властных полномочий между органами государства таким образом, что ни одному из них не принадлежит вся их полнота.
Народ - единственный и первичный источник власти для государства, и в этом смысле он суверенен и полновластен. Народ передает часть принадлежащей ему власти государственным органам и должностным лицам - своим представителям - на определенных условиях и на определенное время. Государство и его органы осуществляют делегированные им полномочия во имя интересов народа.
Впервые в истории Казахстана принцип разделения властей был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР, а Конституция 1993 года закрепила его в качестве одной из основ конституционного строя.
Разделение властей - один из основных принципов Конституции 1995 года (ст. 3, п. 4). В ней указывается, что «государственная власть в Республике Казахстан едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов». Данный принцип предполагает такое взаимодействие, при котором ветви власти действуют самостоятельно, что исключает усиление одной из них за счет другой, вмешательство в компетенцию друг друга.
В связи с этим построение демократического, правового государства выдвигает на первый план задачу формирования сильной, независимой судебной власти. Именно суд, разрешая споры, поддерживает и укрепляет режим законности, сдерживает органы власти и управления в пределах их компетенции, установленной законом.
Достижение «присущего государству верховенства на своей территории» возможно при обеспечении верховенства закона. Наличие необходимых законов - еще не гарантия того, что содержащиеся в них нормы станут незыблемым правилом для субъекта правоотношений. Нужно, чтобы правовые установления стали внутренним убеждением каждого человека. Важно, чтобы любой гражданин знал и осознавал: в случае нарушения прав он может обратиться в суд за защитой и, самое главное, получить ее.
За 20 лет в правовой системе страны произошли коренные изменения, обеспечившие становление независимой судебной власти, способной на должном уровне осуществлять правосудие. В нынешнем году Союз судей РК стал полноправным членом Международной ассоциации судей. Что убедительно свидетельствует о соответствии судебной системы республики международным стандартам.
Достижения Казахстана за прошедшие годы действительно масштабны. Казахстан создал свою государственность и заложил, развил, укрепил основы Независимости, обеспечил территориальную целостность страны и нерушимость границ, перевел экономику на свободный рыночный путь развития и успешно интегрировался в мировой рынок.
Нургазы АБДИКАНОВ,
председатель Северо-Казахстанского областного суда
Сайт газеты «Казахстанская правда»
Время загрузки страницы 0.647 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |