За годы независимости Казахская национальная консерватория имени Курмангазы стала авторитетным образовательным центром в Центральной Азии и кузницей музыкальных кадров в Казахстане. За эти годы здесь подготовлено более двух тысяч специалистов, многие из них успешно работают за рубежом и гастролируют с оркестрами мирового уровня. |
Основанная в годы Великой Отечественной войны, в 1944 году, консерватория – первый музыкальный вуз в Казахстане – должна была стать и стала флагманом высокого музыкального профессионализма в огромном Центрально-Азиатском регионе. Имя выдающегося казахского кюйши XIX века Курмангазы Сагырбаева было присвоено консерватории в 1945 году. С обретением независимости и суверенитета Казахстаном консерватории был присвоен статус Казахского национального высшего учебного заведения.
Но множить немалые достижения консерватории, которая является живой «реликвией» страны, оставим торжественным речам в юбилейный год. Наличие консерватории – не только фактор престижа. За двадцать лет независимости в консерватории, которую возглавляет народная артистка Казахстана Жания Аубакирова, возникла и развивается собственная национальная модель высшего музыкального образования, ее уникальность в органическом синтезе классической европейской и казахской национальной систем обучения.
Если визитную карточку и гордость любого учебного заведения составляют имена воспитанников, которые прославились приобретенной в альма-матер профессией, то тогда Казахской национальной консерватории имени Курмангазы (в прошлом Алма-Атинской консерватории) есть кем гордиться. Ведь здесь взошли на мировой музыкальный небосклон Ермек Серкебаев, Бибигуль Тулегенова, Роза Джаманова, Фуат Мансуров, Алибек Днишев и многие другие.
Пытаясь в рамках краткой статьи обрисовать достижения чрезвычайно насыщенной жизни консерватории за двадцать лет, прочно вошедшей в число лучших музыкальных вузов Центральной Азии, можно было бы расцветить ее сугубой апологетикой. Консерватория сегодня – центр музыкальной культуры, стягивающий воедино сюжеты, на первый взгляд, даже и немузыкальные. Например, экспериментальная школа-студия искусств с нетрадиционным учебным планом комплексного обучения музыке, хореографии, изобразительному искусству, художественным технологиям, сценической речи. Или радиостанция «Классик», запущенная в июне этого года в эфир на базе агентства «Хабар» совместно с Казахской национальной консерваторией имени Курмангазы. Кстати, искать и слушать ее надо на волне 102.8. Пока она доступна только слушателям Алматы. У всех остальных любителей классической музыки есть возможность слушать радио в режиме онлайн. Ректор консерватории Жания Аубакирова стала идейным создателем этого проекта. Программа передач новой радиостанции состоит из классической академической музыки, образовательных и просветительских передач, прямых трансляций концертов и новостных программ. Именно на сцене Большого зала консерватории алматинцы слушали редко исполняемые произведения Доры Шварцберг и Миши Майского, Сторожева и Шостаковича в исполнении молодых музыкантов во время международного фестиваля новой музыки «Наурыз XXI». И это не единственный фестиваль, организатором которого является консерватория. В ее стенах проходят и другие крупные международные фестивали и конкурсы, такие как Международный конкурс пианистов, к слову, в эти дни в Алматы идет пятый по счету конкурс пианистов с внушительным призовым фондом, а также международный фестиваль мастер-классов, международный конкурс камерной музыки, конкурс традиционной музыки «Асыл Мура». Без преувеличения, музыкальные проекты консерватории пользуются популярностью не только в среде профессиональных музыкантов, но и слушателей.
Возле афиш, кстати, однажды приходилось наблюдать любопытную сценку. Некий меломан звонил по мобильнику знакомым и взахлеб «докладывал»: «Тут такие концерты! Ернар Нуртазин. Играет Равеля, Шостаковича, целое отделение Рахманинова! И еще вход свободный!» Так что вдобавок у молодых артистов формируется круг «своей» публики, тем более что на эти концерты вход действительно или вообще свободный, или за смешные деньги.
Кстати, понятие «молодой» музыкант далеко не всегда подразумевает «неизвестный». Например, квартет духовых инструментов консерватории уже давно не нуждается в особых представлениях. Студенты многократно подтверждали свою артистическую зрелость на различных международных конкурсах. Они выступали на одной сцене с музыкантами с мировыми именами. Ведь именно такая практика, по мнению педагогов консерватории, эффективно способствует накоплению молодыми артистами ценнейшего исполнительского и сценического опыта. Тем более что за годы независимости значительно активизировалось международное сотрудничество, гастрольная жизнь творческих коллективов консерватории. Студенческий симфонический оркестр, получивший призовые места на международных фестивалях симфонических оркестров в Великобритании, Германии, США, зачастую для концертных выступлений выбирает такую программу, что выдержит не каждый опытный концертант. Из привлекательных качеств студенческого симфонического оркестра известные музыкальные критики отмечают умение выстроить целое так, что слушается любое произведение в исполнении оркестра с неослабевающим вниманием. Всегда все смены темпов выверены, драматургия частей с кульминациями и моментами релаксации четко продумана. Думается, что в этом немалая заслуга и молодого дирижера Каната Омарова. Музыковеды отмечают мощный потенциал оркестра, и публика вправе ожидать в будущем интересных художественных свершений.
Большой концертный зал, построенный несколько лет назад во дворе старинного особняка, где всегда размещалась консерватория, оборудован новейшей концертной аппаратурой и обладает хорошей акустикой. С парадным подъездом и шикарным гардеробом. Так что более замкнутую, что ли, жизнь консерватории уже невозможно представить. Эта открытость и искренность, собирание интеллигентной публики – уже традиция.
Консерватория открыла девять концертных абонементов для любителей классической музыки. Как ни странно, на страницах некоторых СМИ оживают давние споры физиков и лириков: снова некоторые технократы заявляют, что вся гуманитарная сфера, искусство, музыка – вещи, абсолютно лишние и обременительные для современного «профи».
Консерватория пытается этому противостоять. Здесь вот уже двадцать лет существует клуб любителей классической музыки – оказывается, есть в этом потребность. В консерватории сложились собственные научные и исполнительские школы. Прежде всего к ним относятся музыковедческая, фортепианная, вокальная, хоровая и школа исполнительства на народных инструментах. Наверное, абсолютно невозможно описать словами ни дивную атмосферу во время репетиции оркестра казахских народных инструментов КНК имени Курмангазы, на которой, кстати, нам удалось побывать. Трудно описать все профессиональные требования, ставшие здесь нормой, уважительное, коллегиальное отношение к ученикам.
Ребята стремились с утра на репетицию, и не было никакого желания уходить вечером. Культурная, музыкантская планка была настолько высока, что у нас, сторонних наблюдателей, невольно возникало желание попытаться «дотянуться», соответствовать ей, хотя мы с ужасом понимаем всю безнадежность этих усилий. В немецкой романтической литературе есть такое понятие – человек с необъятным сердцем. Это – о дирижере оркестра Армане Жудебаеве, который сильно влияет «на умы» молодых музыкантов, наводит трепет – смесь священного страха и восхищения одержимостью и бесконечной преданностью своей профессии.
А какой мощной энергетикой обладает хоровое пение, понимаешь, когда слышишь смешанный хор консерватории. Это полное, официальное, паспортное имя культурной достопримечательности и реликвии, радости и гордости. Коллектив – обладатель многих Гран-при на международных конкурсах. Одной из ярких побед коллектива стало выступление на крупнейшем и престижном конкурсе хоровых коллективов WORLD CHOIR GAMES – 2010, прошедшем в китайском городе Шаосинь. В процветающий, с тысячелетней историей Шаосинь съехались 170 хоровых коллективов из 82 стран мира. Казахстан представлял смешанный хор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. Он покорил конкурсный Шаосинь собственной стратегией, используя лучшее из того, что имелось в их творческом арсенале. Талантливый молодой коллектив с золотой медалью вернулся на родину с VI Всемирного конкурса хоровых коллективов. Вообще этот конкурс подразделялся на 20 различных категорий. Каждая из них внутри делилась на два конкурса: Open сompetition – для тех, кто участвует в первый раз, и Champions сompetition – для тех, кто уже имеет звание лауреата на этом или других конкурсах. На этом конкурсе не предусмотрены призовые места и Гран-при. Смешанный хор КНК имени Курмангазы принимал участие во встречах в качестве лауреата. Соперничать пришлось с хоровыми коллективами из Испании, Венгрии, Китая, Индонезии, Южной Африки, России, Словении. Всего в категории было представлено 33 хора. Хор выступал под шестым номером. Члены международного жюри оценили выступление хора Казахской национальной консерватории имени Курмангазы в 86,5 балла. Это очень высокий бал. Теноры, баритоны, басы, сопрано, меццо-сопрано соединяются, сливаются неразделимо в один голос – голос хора. Сливаются благодаря одному человеку – дирижеру. А будет ли это чудом, зависит от таланта дирижера. В случае смешанного хора консерватории, где несколько лет подряд художественным руководителем и главным дирижером является Ян Рудковский, – и талант, и чудо бесспорны. Хор – это исполнитель. Даже великое произведение великого композитора, пока оно не исполнено, – всего лишь ноты, шанс. Так что смешанный хор давно признан ведущим популяризатором хоровой музыки казахстанских композиторов – и прошлого, и настоящего, ведь прошлое, даже самое славное, согласитесь, невозможно без настоящего. А настоящее консерватории очень достойное. Только творческих коллективов здесь можно насчитать 13. Кроме симфонического оркестра, есть и камерный, казахских народных инструментов, духовой. Есть ансамбли: домбристов, кобызистов «Меруерт», фольклорно-этнографический «Сарын» и «Туран». А также существуют и успешно развиваются духовой квинтет и квартет тромбонистов. Укрепляются творческие контакты. КНК имени Курмангазы является ассоциированным членом Ассоциации европейских консерваторий и высших музыкальных школ, членом Всемирной ассоциации симметрологов, международной ассоциации «Музыка тюркских народов», Международного совета по традиционной музыке (ICTM), Европейского семинара по этномузыкологии (ESEM).
Значительный успех получила программа международного со-трудничества с Парижской высшей национальной консерваторией музыки и танца, поддержанная МИДом Франции. Данный концерт открыл триумфальное юбилейное турне музыкальных коллективов и солистов консерватории по городам республики и США (Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Вашингтон, Бостон, Нью-Йорк). С 2004 года консерватория планомерно переходит на кредитную систему обучения. Поэтапно вводятся также новые специальности по программам бакалавриата и магистратуры, такие как «Арт-менеджмент». А созданный в консерватории телерадиокомплекс позволит в ближайшем будущем предложить специальности звукорежиссеров и продюсеров, звукоинженеров и музыкальных критиков, редакторов программ и дикторов радио.
Сейчас студенты консерватории занимаются на новых инструментах лучших японских и немецких фирм (Steinway&Sons, Grotrian-Steinweg, Bluthner, Seiler, August Forster, Yamaha), а также на электронных инструментах для струнного квартета. К чести консерватории и южной столицы стоит сказать – все концерты студенческих коллективов на сцене Большого зала проходят при полном аншлаге. Но, конечно, кроме концертов и участия в международных конкурсах студенты и педагоги не забывают о каждодневных и многочасовых занятиях в аудиториях и лабораториях. А вот обладатели престижного билета «в конс» будут чувствовать себя «приобщенными». И светлый Большой зал консерватории снова не вместит всех желающих попасть на какой-нибудь фортепианный или органный концерт, и люди разного возраста у консерватории по проспекту Абылай хана будут спрашивать лишний билетик. В консерваторию.
Мира МУСТАФИНА, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы
комментарий
Жания Аубакирова, ректор Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, народная артистка РК, лауреат Государственной премии РК, профессор:
– Казахская национальная консерватория имени Курмангазы – старейший музыкальный вуз Казахстана, обеспечивающий профессиональную подготовку специалистов в сфере музыкального образования. За многолетнюю историю и годы плодотворной работы коллективом консерватории был накоплен уникальный опыт подготовки кадров высочайшего уровня, востребованных не только в Казахстане, но и далеко за его пределами. Наш вуз выпустил множество выдающихся исполнителей и деятелей искусств, достойно представляющих наше государство как в ближнем, так и дальнем зарубежье.
Сегодня Казахская национальная консерватория имени Курмангазы – это современный, динамично развивающийся вуз. Основная цель образовательного процесса консерватории – формирование успешного выпускника, востребованного обществом творческого специалиста, способного к саморазвитию и самоактуализации. Выпуск универсального музыканта – вот то, на что направлены сегодня разрабатываемые нашими педагогами учебные, концертные и исследовательские программы и проекты.
Наша цель: «Воспитание благородства и чувства меры, подвижности ума и любопытства души,масштаба личности и активной жизненной позиции,любви к традициям и смелости новаторства,глубокого индивидуализма и способностиобъединять людей – сколько счастливых преодолений на пути к сияющимвершинам профессии музыканта, артиста, творца…
Мы ощущаем себя частью мирового цивилизационного процесса и хотим участвовать в строительстве музыкального братства».
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.257 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |