Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Спецэффекты борьбы с коррупцией



Спецэффекты борьбы с коррупцией

 

Спецэффекты борьбы с коррупциейУже которая неделя в Костанае традиционно начинается и заканчивается громкими коррупционными делами. Их громкость прямо пропорциональна общественному положению фигурантов. Смею утверждать, что воспитательный эффект обратно пропорционален количеству таких дел на единицу населения.

И дело не только в том, что, глядя в глаза уважаемому вчера человеку, сегодня задаешься вопросом: виноват или подставили? А в том, что от этих показательных процессов во все стороны болтаются странные ниточки-тесемочки, которые куда-то вели, да как-то очень кстати для кого-то оборвались.


«Откат» остался в тени

Недавно вынесен приговор по «делу Твердохлебова» – так пресса и общественность окрестили громкий процесс о взятке в высшем эшелоне областного чиновничества.

На скамье подсудимых оказались: бывший руководитель аппарата акима Костанайской области Анатолий Твердохлебов, его подчиненная Гульмира Тулеубаева, предприниматели Владимир Ельчищев и Елена Чернышева. Твердохлебов и Ельчищев получили по 7 лет лишения свободы, Тулеубаева и Чернышева – 5 и 5,5 соответственно. Все – с конфискацией имущества.

Приговор вызвал эффект бомбы. Общественность была уверена – сроки окажутся максимально мягкими. Почему? Да потому, что за кадром остались неназванные, явно более влиятельные фигуры.

Фабулу дела «Караван» уже освещал. Коротко напомним: Ельчищев продал часть своего здания для размещения в нем филиала ЦОНа по заведомо завышенной цене – 96 миллионов тенге. На деле бизнесмен получил только 48 миллионов, остальные Чернышева, которая в этом деле выступала в качестве посредника за небольшое (по ее словам – 2 миллиона тенге) вознаграждение, передала в областной акимат.

Деньги приняла Тулеубаева, которая принесла их руководителю аппарата акима области. Последний, впрочем, утверждает, что он получил всего 24 миллиона, которыми «поделился» с бывшим начальником управления экономики и бюджетного планирования Марией Щегловой, которая, к слову, не фигурирует в приговоре суда.

Когда оказалось, что Тулеубаеву уже крепко держит за руку финансовая полиция, под присмотром которой она и передавала деньги начальнику, Твердохлебов и Щеглова свою долю вернули полностью. Прямо в зале суда была арестована и отправлена отбывать 3,5 года наказания исполнявшая на момент совершения преступления обязанности начальника ЦОНа Гульжан Асаинова. Ее признали виновной в злоупотреблении служебными полномочиями, благодаря чему на свет появился фальшивый акт оценки здания.

Совершенно очевидно – адвокаты подсудимых этого и не скрывают – приговор будет обжалован. Чернышева начала борьбу за снижение срока уже на этой неделе.

Но вот загадка для общественности: почему начальник управления экономики и бюджетного планирования областного акимата Мария Щеглова, которая, по материалам дела, взяла деньги наравне с Твердохлебовым, находится в кокшетауском санатории «Окжетпес», а не на скамье подсудимых? Ее даже в суд не вызывали. Официальная версия – по состоянию здоровья. Но у нас судили и куда более больных. Буквально на этой неделе к властям обращалась мать заключенного, больного раком. Ему срочно нужна операция, но «решетка» не отпускает. А тут человек не на операционном столе и не в реанимации – в санатории, что наводит на размышления. При этом в суде прозвучало, что дело Щегловой выделено в отдельное производство. Однако в материалах дела и в ходе судебного разбирательства следователи так и не указали номер этого «особого» уголовного дела.

И, наконец, самое главное: так и осталось за рамками расследования, в чьих именно карманах осели 24 миллиона из тех 48, что были возвращены Ельчищевым в качестве «отката»?

Почему об этом молчат подсудимые – догадаться можно. А вот почему это не интересует стражей закона?

Кого прокатили на такси?

Кстати, о воспитательной составляющей громких коррупционных дел. На прошлой неделе в Костанае начался очередной широко обсуждаемый процесс. На этот раз на скамье подсудимых – Сергей БОЙКО, бывший председатель Костанайского городского общества инвалидов, депутат городского маслихата. Ему инкриминируют мошенничество в крупном размере, подделку документов и покушение на дачу взятки.

Версия следствия: Бойко подделывал отчетные документы работы инвалидного такси – социальной службы, деньги на содержание которой выделяет государство. Среди клиентов инватакси числятся те, кто им никогда не пользуется, даже те, кто уже умер.

Бойко задержали 5 августа в собственном кабинете. Как заявили финансовые полицейские, «при передаче взятки в размере 500 тысяч тенге». По материалам дела, это половина суммы, обещанной Бойко сотруднику финполиции за то, чтобы он закрыл глаза на нарушения, выявленные в обществе инвалидов. Ущерб государству следователи финпола оценили примерно в сумму предполагаемой взятки – более одного миллиона тенге.

В суде Бойко заявил, что вину не признает ни по одному пункту обвинения, что все дела инватакси вела его заместитель, он лишь подписывал готовые акты работ. Что если какие-то нарушения и были, то только потому, что инвалидам всегда шли навстречу и возили даже тех, кто на инватакси права не имел. Из гуманных соображений.

На этой неделе в суде активно допрашивают свидетелей. Это надолго – уже известно, что свидетелей будет около 250, большинство из которых – инвалиды I и II группы. Судя по письмам, которые сегодня члены Костанайского городского общества инвалидов пишут в СМИ, многие расскажут о своей полной удовлетворенности работой общества.

Вопросы не для следствия

Разбираться, кто и в чем виновен, – дело суда. Но ведь не это главное. Нам всем важнее узнать – почему обществу инвалидов, отрабатывая тендерные деньги на перевозках колясочников, проще катать мертвые души, а не живых и нуждающихся в этом людей?

Станет ли кто-то разбираться в этом вопросе? Сомневаюсь. Хотя именно эти темы – о бесследно исчезнувших за кадром миллионах, об условиях работы такси для инвалидов – важны. Фигуранты уходят, общество остается. И если громкие дела – просто громкие, значит, идет работа на спецэффекты. А чтобы искоренять коррупцию, важен не звук. Важна глубина.

Автор: Ольга КОЛОКОЛОВА

Сайт газеты «Караван»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 21
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.214 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>