Компания Rompetrol Group является крупнейшим зарубежным активом АО «НК «КазМунайГаз» в сфере нефтепереработки. В свое время приобретение Rompetrol для многих стало достаточно сенсационным шагом, однако Казахстан связывает с ней большие перспективы в контексте закрепления на нефтеперерабатывающем рынке Европы. Мы попросили рассказать о роли румынской компании в стратегии «КазМунайГаз», ключевых аспектах ее развития директора департамента по управлению зарубежными инвестициями АО НК «КазМунайГаз» Азамата Жангулова. |
- Азамат Аспандиярович, насколько оправданным было приобретение Казахстаном Rompetrol Group? Какие долгосрочные преимущества этот нефтеперерабатывающий актив дает республике?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вначале определим место Казахстана на мировой площадке рынка нефти и нефтепродуктов. Хотим ли мы оставаться навсегда страной только добывающей и экспортирующей нефть? Или же стремимся занять более весомую роль на рынке и самостоятельно обеспечивать доступ нашей нефти и нефтепродуктов для потребителей, в том числе и в Европе. Ответ, на мой взгляд, будет очевидным, если мы рассмотрим следующие факты.
Сегодня Казахстан располагает значительными запасами углеводородов, добывая порядка 80 млн. тонн нефти в год и экспортируя около 71 млн. тонн. Ожидается, что к 2020 году объем экспортируемой нефти достигнет 150 млн. тонн при объеме внутреннего потребления нефти в Казахстане не более 25% от общего объема добычи, которая уже к 2015 году превысит 130 млн. тонн.
В этих условиях Казахстан неизбежно столкнется с ограниченным доступом к транспортным маршрутам и перерабатывающим мощностям. Таким образом, если мы хотим получить максимальную выгоду от реализуемых энергоресурсов нам просто необходимо получение доступа к конечному потребителю продукта за пределами Казахстана. Именно поэтому приобретение одного из самых технически привлекательных активов на восточно-европейском рынке полностью отвечало стратегическим интересам АО НК «КазМунайГаз», и Казахстана в целом.
Приобретение Rompetrol является первым шагом в стратегии выхода на ключевые рынки нефтепереработки европейских стран, направленным на построение энергетического моста между Казахстаном и Европейским Союзом. Покупка этого актива обеспечила КМГ выход к стабильному и растущему европейскому рынку для реализации казахстанских энергоресурсов. Это доступ к 12 европейским рынкам, где проживают более 300 млн. человек.
В долгосрочной перспективе, когда объемы экспорта нефти из Казахстана значительно увеличатся, Rompetrol будет служить надежной платформой для дальнейшего развития стабильной базы реализации казахстанских энергоресурсов на европейских рынках.
Кроме выхода на международный рынок нефтепереработки решена и другая задача – построение интегрированной цепочки создания стоимости от скважины до потребителя. Задействуются трейдинговые и транспортные компании группы «КазМунайГаз». Например, в этом году в целях транспортировки нефти по Черному морю была привлечена компания «КазМорТрансФлот». При совместном сотрудничестве обеспечен выход данной компании на рынок перевозок нефти по Черному и Средиземному морям.
- Сейчас в Европе наблюдается снижение привлекательности инвестиций в нефтепереработку, что влечет и падение стоимости НПЗ. К примеру, об этом свидетельствует и недавняя сделка по продаже российского НПЗ в Орске. Рентабельны ли вложения в The Rompetrol Group в подобных условиях?
В первую очередь хочу отметить, что The Rompetrol Group нельзя сравнивать с Орским НПЗ, равно как и с любым другим, отдельно взятым нефтеперерабатывающим заводом.
The Rompetrol Group является крупным холдингом с многоуровневой структурой, в который, помимо двух нефтеперерабатывающих заводов, входит развитая и известная на европейском рынке сеть розничной реализации, охватывающая такие страны как Румыния, Болгария, Франция, Испания, Грузия и Молдова, которая включает в себя 1 079 автозаправочных станций и 30 нефтебаз, располагающихся в 6 странах Европы.
Кроме завода по переработке нефти The Rompetrol Group также принадлежит крупный нефтехимический комплекс по производству полипропилена и полиэтилена высокой и низкой плотности. Компания владеет собственной портовой инфраструктурой и четырьмя разведочными блоками, где сейчас ведется бурение. Более того, Rompetrol также осуществляет деятельность в сфере оптовой и рыночной реализации нефти и нефтепродуктов, как на локальном, так и на международном уровне, оказывает буровые и нефтесервисные услуги, сервисные услуги по проектированию, строительству, монтажу и сопровождению проектов, имеет собственные мощности по производству стальных и пластиковых арматур, пластиковых труб. Всего на сегодняшний день в группу компаний Rompetrol входит 42 предприятия, работающих в 12 странах Европы.
Подсчитано, что строительство и организация аналогичной компании с идентичными активами «с нуля» обойдется как минимум в 4,7 млрд. долларов США, а по времени займет не менее 4-5 лет.
Если сравнивать НПЗ Petromidia и Орский НПЗ, могу отметить, что здесь складывается другая картина. При сравнении любого НПЗ в расчет необходимо брать не только проектную мощность завода, но и такие критерии как комплексность завода, выход нефтепродуктов, стандарт топлива, которому соответствуют производимые нефтепродукты, наличие инфраструктуры и множество других факторов. Это все равно, что оценивать стоимость автомобиля только по одному параметру - объему двигателя.
Двигатель конечно важная часть машины, но не единственная. Машины бывают разные – от «Жигули» до «Мерседесов», и даже с одинаковыми по размеру двигателями могут существенно различаться в цене. Так же и заводы отличаются по многим параметрам, которые влияют на его цену, от географического расположения до комплексности и глубины переработки. С этой точки зрения сравнение Орского НПЗ и НПЗ Petromidia также не является корректным, так как речь идет о совершенно разных по технической оснащенности заводах.
На сегодняшний день нефтеперерабатывающие и нефтехимические мощности Rompetrol являются наиболее современными и наиболее оснащенными во всей Восточной и Центральной Европе и производят нефтепродукты высшего качества, соответствующие стандарту Евро-5. По уровню технологического оснащения Rompetrol является одним из самых сложных нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов на Балканах. Для сравнения: комплексность НПЗ Petromidia по «шкале Нельсона» составляет 11,2, и это притом, что средний показатель по Европе составляет 8,6, а по Западной Европе – 9,2.
Завод имеет развитую инфраструктуру, используя принадлежащий Rompetrol морской нефтяной терминал, что делает такой комплекс независимым с точки зрения транспортной инфраструктуры.
Кроме того, НПЗ имеет стратегически выгодное расположение – на берегу Черного моря. Этот фактор также дает существенное конкурентное преимущество для всего холдинга, и в долгосрочном плане позволит выиграть за счет географического месторасположения, обеспечивающего контроль над черноморским бассейном за счет собственной логистической, транспортной и морской инфраструктуры. Высокая технологическая оснащенность НПЗ обеспечивает универсальность производства в выборе разных сортов нефти для переработки (в том числе высокосернистой казахстанской нефти).
Производственные мощности всех прямых конкурентов Rompetrol расположены внутри страны, и уже через несколько лет они будут вынуждены импортировать нефть по морю.
На Орском НПЗ ситуация иная. Если обратиться к сведениям из годового отчета за 2010 г. ОАО «Орскнефтеоргсинтез», владеющего заводом, объем переработки на заводе по итогам года составил около 5,1 млн. тонн. При этом доля бензина в общем объеме нефтепродуктов составляет 15.3%, дизельного топлива - 29.5%, а мазута - почти 40%. Глубина переработки на данном заводе составила 58,1% при отборе светлых на уровне 48,1%.
Для сравнения, глубина переработки на НПЗ Petromidia составляет 98%, а мазута почти не остается.
Кроме того, Орский НПЗ производит нефтепродукты стандарта Евро-2. Как Вы знаете, с 31 декабря 2012 года в России должно быть прекращено производство топлива стандарта Евро-2. Выпуск и оборот бензина и дизтоплива стандарта Евро-3 допускается до 31 декабря 2014 года, а Евро-4 - до конца 2015 года. Таким образом, налицо необходимость осуществления модернизации данного предприятия, что также потребует значительных вложений и времени. Помимо этого, завод расположен в глубине континента, и транспортировка нефти и нефтепродуктов осуществляется по железной дороге, что существенно влияет на конечную стоимость продукта.
- Считаете ли Вы, что стоимость румынской компании соответствовала реальному положению дел?
Если говорить о цене, по которой был приобретен Rompetrol, то мы уже неоднократно освещали этот вопрос. Отметим лишь то, что перед тем как купить данный актив в течение полугода проводился тщательный анализ компании. И мы это не делали самостоятельно.
Нормальная международная практика в крупных сделках – это привлечение группы международных консультантов. В нашем случае юридическим консультантом выступила компания – Norton Rose, техническим консультантом – Purvin Gertz, аудитором – PriceWaterhouseCoopers, а инвестиционным банком – АБН АМРО. Каждая из этих компаний является всемирно признанным лидером в своей области, чья репутация не подвергается сомнению.
На основании полученных консультантами данных инвестиционный банк выпустил официальное заключение о «справедливости сделки», которое было подписано кредитным комитетом банка.
Достаточно привести примеры по аналогичным сделкам в 2007 году. Например, компания MOL купила НПЗ Mantova в Италии за 1 млрд. долларов. США. Мощность этого завода составляла 2,5 млн. тонн в год, а по своим технических характеристикам этот завод значительно уступает НПЗ Petromidia. В том же 2007 году компания Lyondell Bassell купила у Shell НПЗ - Berre l"Etang во Франции за 700 млн. долларов. Мощность этого завода составляла 4 млн. тонн в год, а комплексность по «шкале Нельсона» всего 6,7. И таких примеров можно привести много.
Таким образом, предположения о том, что «КазМунайГаз» переплатил за свой европейский актив, тем более основывающиеся только на отдельно взятых критериях по аналогичным предприятиям, некорректны.
- В течение последних лет Rompetrol продолжает оставаться убыточным. В чем причина этого?
Причина убытков проста – международный финансовый кризис и кризис в сфере нефтепереработки. Финансовый кризис в Европе быстро перерос в экономический и ударил по платежеспособности потребителей. Это значительно сократило спрос на нефтепродукты. Высокие цены на нефть на рынке неблагоприятно сказываются на мировом секторе нефтепереработки.
Большинство европейских перерабатывающих компаний переживает не лучшие времена и Rompetrol не может быть исключением. С 2008 года работа многих НПЗ в Европе приостанавливалась на продолжительное время, а такие гиганты как НПЗ Тоталь в Дюнкирке были вообще закрыты. Если маржа на переработку одного барреля до 2008 года в среднем составляла до 12 долларов, то после данный показатель падал до 3 долларов и не поднимался выше 6.
Сейчас Национальная компания «КазМунайГаз» реализует в Rompetrol программу, направленную на получение положительной прибыли уже в следующем году. С 2008 года Rompetrol сократил более 200 млн. долларов, или 30% всех своих затрат. Дальнейшее сокращение будет направлено на снижение еще порядка 100 млн. долларов затрат и будет связано со значительной оптимизацией административного и производственного персонала на предприятиях Rompetrol.
Кроме того, несмотря на кризис, мы продолжаем инвестиционную программу.
В начале 2012 года будет завершена программа модернизации завода, которая обошлась примерно в 350 млн. долларов. Объем переработки НПЗ Petromidia будет увеличен c 4-х до 5 млн. тонн сырья, будет увеличен выход дизельного топлива, при этом 100% продукции будет соответствовать стандарту Евро-5, сократятся технологические потери и воздействие на окружающую среду, а себестоимость сырья будет снижена за счет возможности полностью перейти на нефть марки Urals.
В целом, мы рассчитываем, что в следующем году Rompetrol завершит его с положительным результатом.
- Азамат Аспандиярович, намерена ли компания «КазМунайГаз» закреплять свои позиции на зарубежных рынках нефтепереработки?
Да, «КазМунайГаз» намерен и дальше развивать свои активы в направлении downstream за рубежом.
Приобретя Rompetrol, мы перестали быть просто национальной компанией, а вошли в число транснациональных нефтяных компаний, заявив о себе в Европе. Глядя на истории успеха крупнейших мировых игроков не сложно сделать вывод, что для дальнейшего роста и развития необходимо завоевывать все новые и новые рынки.
Кризис, который никто не мог предвидеть внес свои корректировки, но мы все понимаем, что любой кризис явление временное и к моменту, когда на рынке нефтепереработки мы вернемся к докризисным показателям, КМГ будет принадлежать не просто современный актив, а налаженный и сильный бизнес в направлении downstream в Европе.
Рынок нефти цикличен и в этих условиях единственной беспроигрышной стратегией будет стратегия, направленная на максимизацию создания стоимости внутри компании. В этом смысле наличие зарубежных downstream активов абсолютно оправдано.
Благодаря Rompetrol Казахстан получил доступ к самым современным технологиям, наши специалисты приобретают бесценный опыт работы в высоко конкурентном Европейском рынке. В среднесрочной перспективе, «КазМунайГаз» намерен увеличивать свою долю на ключевых европейских рынках, с концентрацией в черноморском регионе. Так, в настоящий момент рассматриваются проекты по вхождению на рынок Турции, где до 2020 года ожидается стабильный рост спроса на нефтепродукты в среднем по 3% в год.
Мы так же рассматриваем возможности расширение своих активов в Украине, где складывается хорошая динамика роста спроса на нефтепродукты и имеется потенциал для дальнейшего роста. Нам важно вовремя занять на этих рынках свое место. Все эти активы «КазМунайГаз» будет использовать в качестве основной платформы для развития стабильной базы сбыта казахстанских энергоресурсов на рынках Европы.
Благодарим за интересное интервью
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 1.226 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |