Время покажет, встанет ли это открытие археологов в один ряд со знаковыми курганами мира. Но одно можно сказать точно уже сейчас: многие белые пятна истории будут «закрашены» в нужные цвета. Находка бесценна с точки зрения понимания общества того времени и понимания того, какое отношение было к человеку, имеющему статус вождя. |
Совместный проект казахстанских и монгольских археологов оказался очень плодотворным. Еще в августе прошлого года Евразийский национальный университет имени Гумилева и Институт истории при Академии наук Монголии заключили договор об организации совместной экспедиции. С июня 2011 года совместная экспедиция Казахстана и Монголии начала свою работу на монгольской земле.
Осуществлялась она под руководством Каржаубая Сарткожаулы (д.ф.н., профессор) со стороны Казахстана и Аюдайн Очира со стороны Монголии. Специалисты-археологи Жантегин Каржаубайулы и Р. Эрдэнболд проводили раскопки с 30 местными студентами.
В 210 километрах западнее Улан-Батора для раскопок была выбрана возвышенность Майхан-уул. На ее склоне расположены 7 купольных возвышенностей подобного рода.
Раскопки мавзолея проводились не совсем традиционным для Казахстана способом. Ведь считается, что почти все казахстанские археологи используют варварский метод при раскопках, разрушая курганы.
– Археологи Казахстана и Российской Федерации проводят раскопки традиционным методом, – комментирует главный археолог проекта профессор Каржаубай Сарткожаулы. – Не могу сказать, что это неправильно, но полагаю, что к этому методу надо относиться критично. Необходимо целостно сохранить внешние и внутренние структуры курганов.
В этой экспедиции мы проводили раскопки подземного мавзолея, построенного древними тюрками в VII в. Нашей целью было сохранение внешних и внутренних структур подземного мавзолея. Мы много над этим трудились. Побывали во многих подземных мавзолеях и изучили их общие структуры в Египте, Пекине, Сиане, Западном Китае. Есть сходства между упомянутыми подземными мавзолеями и мавзолеем в Центральной Азии, раскопки которого мы проводили. Те построены в архитектурном стиле оседлого образа жизни, а наш – в стиле мышления полукочевого народа. Мы провели стратиграфические работы, принимая во внимание традиции полукочевых народов. Провели линии и обложили сеткой вокруг мавзолея. Сделав вычисления, удлинили линию до 42 м на юго-запад от искусственного холма. В результате обнаружили двери подземного мавзолея и продолжили раскопки. Древние тюрки сначала воздвигли мавзолей, а затем закопали. Мы, в свою очередь, сняли слой земли, которым древние тюрки закопали мавзолей. Таким образом, мы сохранили структуру подземного мавзолея древних тюрков раннего средневековья (VII в.).
Этот объект единственный в своем роде. Соответственно, мы разработали новый метод раскопок. И мы готовы научить этому методу других археологов, если они посчитают это необходимым.
ЛИТЕР-Неделя: Как вы считаете, кто предположительно был захоронен в этом кургане, ведь ваши находки говорят о том, что человек это был не простой. Ведь, как стало известно, найдено было много золотой посуды, украшений. И как вы думаете, женщина это или мужчина? Что интересно, не найдено было оружие, да и сопровождали в последний путь человека не воины, а музыканты. Это можно считать особенностью? Или в то время такое встречалось часто?
К.С.: Сегодня нам ясно, что мавзолей был построен одному из каганов. Сохранились престол, корона, ремень кагана, флаг и многое другое. Но не можем определить, какой именно каган. Да, военных снаряжений нет. Каган не носит оружия в Орде. Оружие – это принадлежность военачальников, воинов. Есть панорама из скульптур, которая изображает, как народ провожает в последний путь человека под печальную мелодию, играя на сырнае и карнае, воспевая поминальную песню. Этот обычай сохранился и по сей день среди тюркских народов. Казахский народ провожает человека в последний путь, оплакивая умершего поминальными песнями, оплакивание передается через песни и мелодии.
ЛИТЕР-Неделя: По каким характеристикам можно понять, что подземный мавзолей – именно тюркское захоронение? И можно ли в данном случае говорить о взаимодействии и влиянии нескольких культур? Ведь по изображениям людей на стенах чувствуется китайское влияние.
К.С.: Вокруг искусственного холма вырыт арык. Это особенность архитектурного стиля древних тюрков раннего средневековья (V–X вв.). Арык защищает комплекс от снега и дождя. Одежда в найденных рисунках на стенах и одежда скульптур является одеждой тюрков. Это наряды наших предков раннего средневековья и средневековья (XI–XVI вв.). Знаменитый японский ученый, тюрколог, знаток эпохи Тан М. Мориясу сказал по прибытии на место раскопок: «Одежда на рисунках, одежда мужских и женских скульптур, не похожа на одежду китайского народа. В эпоху Тан китайские чиновники делились на восемь рангов. Было восемь моделей одежды соответственно каждому рангу. Здесь нет ни одного одеяния, схожего с одной из восьми моделей одежды китайских чиновников».
Это заключение определяет, что ни в Орде древних тюрков, ни среди простого народа не было китайского влияния.
В китайских записях есть ясные данные, что женщины в империи Тан в VII–VIII вв. использовали ординские образцы одежды женщин Древнетюркских и Уйгурских каганатов. Следовательно, нельзя утверждать, что на рисунках и скульптурах китайские образцы одежды. Тюрки – восточный народ. Восточный эталон, восточные традиции коренным образом отличаются от европейских. У тюркских мужчин были длинные волосы. Мужчины и женщины собирали волосы к макушке головы и использовали футляр для волос. И мы можем наблюдать эту традицию в мавзолее.
ЛИТЕР-Неделя: Предположительно какое значение будет иметь в дальнейшем эта находка? Для истории, археологии?
К.С.: Мавзолей является особо ценным для истории тюркского этноса. Эта научная находка обязывает ученых заново переписать историю тюрков V–IX вв. Внесены кардинальные изменения в наше понимание и представления относительно тюрков. Духовно-культурное достояние подземного мавзолея Майхан-ула является неповторимым источником информации по истории происхождения, значимости тюркского народа. Оно также является драгоценным наследием, позволяющим оценить достижения культуры и вклад в мировую цивилизацию тюркского народа. Историко-культурные ценности, найденные в подземном мавзолее, являются национальным, культурным достоянием всего тюркского мира.
Тюркским мавзолеем в первую очередь заинтересовались иностранцы. Ученые Германии, Китая, США, Японии, едва узнав о найденном объекте, сразу же приехали и поразились столь древней находке. Все они отметили уникальность и сенсационность найденного объекта.
Как стало известно, монгольская сторона приняла решение сделать на этом месте музей под открытым небом.
– Идея, конечно, хорошая, но для его сохранности в надлежащем виде требуется очень много, – говорит художник-реставратор Крым Алтынбеков, директор научно-реставрационной лаборатории «Остров Крым».
– Ведь предметы из органических материалов плохо сохраняются в процессе археологизации. А теперь еще добавилось воздействие воздуха, изменение температурно-влажностного режима.
При раскопках мавзолея было найдено очень много хорошо сохранившихся предметов. Фигуры двух лошадей, трон, флагштоки, фигура женщины-феникс, черепаха, византийские золотые монеты, завернутые в шелковую роскошную ткань, пепел человека.
Что интересно, на роль реставраторов мавзолея претендовали многие страны, но было принято решение применять нашу, казахстанскую технологию, предложенную Крымом Алтынбековым, как самую действенную и результативную. Оказывается, подобных лабораторий, как «Остров Крым», в мире насчитывается всего несколько.
– В отличие от металлических и керамических предметов, деревянные изделия были в плохом состоянии, – говорит Крым. – Нашей задачей было сохранить памятник в его первоначальном виде. И кое в чем мы преуспели. А сохранить нам предстояло немало. На стенах мавзолея расположены рисунки, исполненные натуральными красками, вход в мавзолей преграждала деревянная дверь, закрытая на замок, который, к нашему удивлению, оказался в рабочем состоянии. Ключ от замка нашли за дверью, и когда вставили его в замок, он, скрипя, но все же хорошо открылся. Кстати, такие замки мы встретили на монгольских базарах, люди используют их и сегодня. Очень надежной они конструкции.
Мавзолей разделяется на три камеры. В основной камере располагалось само захоронение. Предположительно на деревянной колеснице стояла гробница с прахом (то есть применялась кремация). Там же был найден головной убор, предположительно корона, украшенный золотыми монетами. Ко времени вскрытия погребальной камеры потолок уже обвалился, повредив находящуюся на нем живопись и деревянные предметы, некоторые из которых даже нельзя рассмотреть.
В двух других камерах были обнаружены терракотовые фигурки людей и животных размером около 30 сантиметров. Общее количество фигурок – 90 штук. Они изображали процесс погребения. Располагались они в четыре ряда, впереди шли женщины в красивых одеждах, за ними на лошадях ехали музыканты. Простые пешие люди с флагами, и, что интересно, найдены были фигурки собак – внешне идентичных современным казахским тазы. Натуральные краски, используемые для росписи, также сохранили былую яркость. Остов фигурок был из железа, подверженного коррозии, что приводит к разрушению терракоты. Также были найдены золотые сосуды и украшения. Монеты были завернуты в роскошный шелк, расписанный сусальным золотом. Это очень важный факт. Ведь сусальное золото считается современным изобретением, а эта находка является прямым доказательством того, что наши предки использовали этот метод уже в те времена.
Много лет в мавзолее сохранялся определенный температурно-влажностный режим, изменившийся при вскрытии кургана. Для изучения сложившейся температурно-влажностной ситуации и принятия оптимального решения по временной консервации памятника три раза в сутки реставраторы делали замеры температуры и влажности воздуха в разных местах и на разных уровнях подземного мавзолея. Взяты пробы красочного слоя, штукатурки, почвы.
– Мы долго не могли понять, откуда на поверхности изображений образуется соль. Вроде все было закрыто. Но кое-где на стенах имелись отверстия. Мы выяснили, что это норы грызунов. Они настолько глубокие, что с поверхности земли доходили до штукатурки мавзолея. Через них поступала влага, которая, проходя сквозь толщу земли, меняла свой состав, вследствие чего образовывалась соль, которая подпортила внешний вид изображений. Помимо грызунов также отрицательную роль сыграли корни растений. Они проникали сквозь штукатурку и подтачивали древний мавзолей.
Штукатурка у стен неровная, толщина ее варьируется от 2–3 до нескольких десятков сантиметров. Для того чтобы норы не портили мавзолей и дальше, был проведен ряд работ. Пустоты заполнялись грунтом с водой, грунт брали тут же, чтобы состав был максимально близким, «родным». Трещины, образовавшиеся от воздействия грызунов и растений, заполнили: снимали штукатурку с росписями, заполняли полости и возвращали штукатурку на место.
Зимой в этом районе Монголии стоят очень сильные морозы до минус сорока градусов, и, чтобы под воздействием холода не происходило разрушение древнего памятника, было принято решение законсервировать мавзолей до весны. Так как захоронение временно-погребальное, то сложностей с его сохранением гораздо больше, ведь все делалось как бы ради одного дня.
– Мы приняли решение укрепить стены камер мешками с песком, заполненными только наполовину, чтобы мешки оставались мягкими и заполнили, словно растекаясь, все пустоты. В коридоре, который ведет к камерам, стены с изображениями завесили хлопчатобумажной тканью. Японские профессоры, занимающиеся консервацией, которые прилетели в Монголию с целью сохранить уникальный памятник, сначала возмутились, что мешки синтетические и это испортит все. Но мы предусмотрели даже это и мешки брали исключительно для пищевых продуктов. Японцы тогда посмеялись и махнули рукой: все у вас предусмотрено, нам тут делать, собственно, уже нечего. После продолжительных дискуссий была принята в итоге казахстанская методика сохранения памятника.
Подобные находки дают нам возможность глубже постичь историю предков. Теперь предстоит большая работа по изучению наследия, с проведением экспертиз, дополнительных анализов и исследований. В следующем году планируется продолжить научную экспедицию с привлечением еще большего количества ученых и исследователей.
Дина УСТИНЕНКО, Алматы
Сайт газеты «Литер»
Время загрузки страницы 0.218 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |