26 октября в Казахстане официально заступил на пост Чрезвычайного и Полномочного Посла США в нашей республике Кеннет Фэйрфакс. Как признался дипломат в интервью газете «Литер», очередное служебное назначение позволило ему восстановить отношения со своими бывшими коллегами и просто друзьями. Любопытно, что в прошлом Фэйрфакс занимался IT-бизнесом, а также проблемой укрепления глобальной ядерной безопасности. Таким образом, Госдепартамент США максимально учел специфику и интересы Казахстана, который намерен построить «умную экономику» и первым в мире закрыл ядерный полигон на своей территории.К слову, IT-индустрия и международная безопасность – любимая тема Кеннета Фейрфакса. Дипломат убежден, «если Казахстан будет продолжать развитие хай-тек, поддерживать малый и средний бизнес и при этом сохранит свою открытость к переменам – его ждут впечатляющие успехи в будущем». |
Кеннет Фэйрфакс: О человеке надо судить не по его принадлежности к религии
Случайностей не бывает. Знания, что ты получаешь в молодости в одной сфере, могут пригодиться в дальнейшем в жизни, даже если ты меняешь род своей деятельности. В этом убежден Кеннет Фэйрфакс – новый посол США в Казахстане.
В эксклюкзивном интервью «Литеру» он рассказал о том, что его первая профессия – компьютерщик – очень помогла ему впоследствии, когда он стал дипломатом. Кроме этого, во время работы в госдепартаменты США по вопросам безопасности оружия массового уничтожения он мечтал попасть в Казахстан, который первым в мире добровольно отказался от этой угрозы человечеству.
Как уже сообщалось, только спустя 10 месяцев Белый дом определился с кандидатурой человека, который должен был возглавить диппредставительство США в такой важной стране Центрально-Азиатского региона, как Казахстан. Новым послом страны в Астане с прошлого месяца был назначен Кеннет Фэйрфакс.
Напомним, что в начале этого года после двух с небольшим лет работы нашей стране бывший тогда посол США Ричард Хоугланд неожиданно получил новое назначение и уехал работать в Пакистан.
Столь стремительное передвижение, вызванное оперативным решением правительства США, по мнению многих экспертов, было связано с историей вокруг нашумевшего сайта WikiLeaks. По другой версии, перестановки были связаны со сложной обстановкой в Пакистане, где был востребован его дипломатический опыт. Хоугланд занял пост заместителя посла США, и тем самым американские власти усилили свое представительство в этой стране.
Впрочем, Казахстан также является страной, которая находится в зоне повышенных интересов США. Покидая нашу страну, экс-дипломат обратил внимание на то, что наша республика единственная в Центрально-Азиатском регионе, которая имеет сразу два дипломатических представительства США (в Астане и Алматы. – Ред.).
Сразу же в январе этого года на место убывшего Ричарда Хоугланда в Астану прилетел Джон Ордвей, работавший до него послом США в Казахстане. Но Ордвей имел лишь статус вверенного поверенного в делах США. И теперь, 10 месяцев спустя, он передал дела Кеннету Фэйрфаксу.
Как уже отмечалось, новый посол США по первому образованию компьютерщик. В свое время возглавлял частную технологическую компанию в области высоких технологий в небезызвестной в мире Силиконовой долине. Затем была работа в госдепартаменте США, которая плавно перешла в дипломатическую карьеру.
Можно предположить, что его назначение в Казахстан было неслучайным. Фэйрфакс ранее работал в таких странах, как Ирак, Оман, Россия, Вьетнам... Словом, он хорошо знает восточную ментальность.
Кстати, именно работа в сфере безопасности ядерного оружия в госдепартаменте США привела его впоследствии в Казахстан, который, как известно, был инициатором многих начинаний, связанных с отказом от этой страшной угрозы человечеству. Но обо всем по порядку.
– Господин посол, хотелось бы услышать ваше мнение относительно нового закона «О религии», который был недавно подписан главой нашего государства и который вызвал неоднозначные споры в обществе. Известно, что ОБСЕ и американская правозащитная организация Freedom House раскритиковали поправки в закон о религии и призвали Астану их полностью пересмотреть.
– Ответ на ваш вопрос я разделил бы на две части. Во-первых, проведу аналогию со спортом, как это часто делают американцы. Если начинающий игрок, пытаясь забить гол, промахнулся, то это воспринимается нормально. Но когда промахивается профессионал, реакция, согласитесь, совсем другая.
Разница, как видите, в ожиданиях: чем ты лучше, тем большего от тебя ждут люди. Как говорят, нет предела совершенству. Безусловно, Казахстан за 20 лет своей независимости многого достиг: здесь стабильный экономический рост, благоприятный инвестиционный климат. И неудивительно, что в первую очередь друзья страны хотят, чтобы Казахстан стал еще лучше и добился большего. Это я говорю к тому, что касается советов и критики.
Возьмем, к примеру, США. Если наша страна что-то сделает, скажем так, неидеально, реакция на это последует во всем мире. Это часть цены за успешность.
Теперь, что касается нового закона «О религии». Это та сфера, в которой отношения между нашими странами давно существуют и развиваются. Мы всегда дискутировали по данному вопросу, и диалог продолжается. Сейчас дискуссии ведутся между правительствами двух стран, где обе стороны могут открыто выражать свое мнение и искать ответ на возникшие вопросы.
– Можно ли сказать поточнее, о каких возникших вопросах идет речь? Как вы уже знаете, ряд религиозных группировок взял на себя ответственность за взрывы в Атырау. Ранее, как известно, были угрозы в ответ на принятие нового закона «О религии».
– Обсуждение и дискуссии в настоящее время ведутся между госдепартаментом США и правительством Казахстана. На данном этапе эти дискуссии не для прессы.
Что касается терроризма, он стал реальность во всем мире. Это актуально не только для Казахстана, но и для США, Западной Европы. Терроризм появляется повсеместно. Это вопрос, который стоит перед правительствами всех стран.
Взрывы в Атырау вызывают беспокойство у всех, в первую очередь у людей, которые живут в этом городе. И власти вашей страны ведут расследование.
– Господин Фэйрфакс, вы наверняка в курсе, что власти республики привлекли экс-премьер-министра Великобритании Тони Блэра в качестве консультанта. И на ряде зарубежных сайтов вышла публикация под заголовком «Казахстан готовят к ливийскому сценарию», в которой увязали нежелательное развитие событий в стране с привлечением Тони Блэра властями Казахстана в качестве консультанта. Ваше мнение на этот счет?
– Общеизвестно, что Тони Блэр – признанный политик, сыгравший историческую роль в формировании современного мира. Поэтому очень легко понять, почему не только Казахстан, но и другие страны мира хотят воспользоваться его опытом и видением. Кстати, Тони Блэр работал и в США в качестве консультанта.
Вообще, приглашение в качестве консультанта бывшего премьер-министра Тони Блэра – это прерогатива Казахстана. Если власти страны хотят пригласить его в качестве советника, они вправе принимать такое решение.
Но я не стал бы проводить параллели между привлечением Тони Блэра и развитием событий в Казахстане по ливийскому сценарию. Это, на мой взгляд, неуместно и лишено всякой логики. Любой человек, который знает историю Ливии и Каддафи, согласится с тем, что нет более далекой страны от такого сценария, чем Казахстан.
– Вы работали в таких мусульманских странах, как Ирак и Оман, и в то же время в Европе, Канаде. В чем отличие? Почему люди боятся ислама?
– Говоря об опыте моей жизни в исламских странах, хочу сказать, что он мало отличается от опыта проживания в других странах мира. Я знаком со многими людьми, которые исповедуют ислам. Очень многие из них открытые и гостеприимные люди.
Но я встречался и с людьми противоположного плана. И если убрать слово «мусульманин» и поставить название другой религии, останется то же самое. Убежден, о человеке надо судить не по его принадлежности к религии, а по его делам и поступкам.
– В вашей биографии есть период, когда вы работали в небезызвестной во всем мире Силиконовой долине, где сосредоточены талантливые и гениальные умы со всего света. Расскажите подробнее об этом периоде вашей жизни.
– Я возглавлял компьютерную компанию, и это было чудесное время – время творчества, реализации самых смелых идей. Я начинал работать в тот период, когда Стив Джобс (бывший руководитель компании «Apple». – Ред.) только-только начинал со своими единомышленниками, сидя за одним-единственным столом и создавая свою огромную корпорацию «Apple».
Главный урок, который я вынес для себя из того времени: важно всегда быть готовым к переменам. И еще я понял значимость малого бизнеса. Ведь тот же Стив Джобс – основатель огромной империи «Apple» – начинал с маленькой фирмы.
Я уверен, если Казахстан будет продолжать развитие хай-тека, поддерживать малый и средний бизнес и при этом сохранит свою открытость к переменам – его ждут впечатляющие успехи в будущем.
– Извините, но я никак не могу увязать профессию компьютерщика с профессией дипломата. Что общего между ними?
– (Смеется) Намного больше, чем люди предполагают. Работа в компьютерной сфере всегда заставляет искать новые пути решения проблемы, порой нестандартные. Важно найти другой подход.
Эти качества мне пригодились и в моей карьере, но уже на поприще дипломата. Способность найти верное и приемлемое решение для всех сторон, которое выработалось в компьютерной компании, присуще и дипломатам.
– Вы также работали в госдепартаменте в совете безопасности по оружию массового уничтожения...
– Этот период моей биографии и предопределил мой приезд в Казахстан, потому что именно ваша страна играет лидирующую роль в этой сфере.
Кстати, благодаря тому, что я приехал в качестве посла в Астану, я смог восстановить мои связи со старыми друзьями, с которыми я еще в 90-е годы прошлого столетия начинал работать над безопасностью ядерного оружия.
Я мечтал приехать в вашу страну еще с 1993 года. И здесь, на праздновании 20-летия закрытия Семипалатинского ядерного полигона, я встретился с теми, кто 20 лет назад начинал работу в этом направлении. Этот юбилей полигона стал своеобразной встречей старых соратников. И я уверен, что благодаря этой инициативе Казахстана работа в этом направлении будет продолжена.
– Скажите, сколько языков вы знаете?
– Я знаю польский, корейский, хорошо говорю по-вьетнамски. Понимаю русский, но говорю на нем сейчас слабо. Подзабыл после работы в Москве.
Намерен здесь в Казахстане восстановить свои познания в нем, а затем взяться за изучение казахского. По крайней мере, такую задачу я поставил перед собой.
– Успехов вам и спасибо за интервью!
Кульпаш КОНЫРОВА, фото Советбека МАГЗУМОВА, Астана
справка
Дипломатические отношения между США и Казахстаном были установлены на следующий день после того, как наша республика объявила о своей независимости – 26 декабря 1991 года. А 15 сентября 1992 года в Алматы открылось американское посольство. Новый посол США в Казахстане – Кеннет Фэйрфакс – является седьмым по счету.
В течение 20 лет казахстанско-американское сотрудничество постоянно укреплялось, а в конце 90-х годов оно получило статус стратегического партнерства. Наиболее активно развивались отношения между нашими странами в энергетической сфере. Об этом говорит тот факт, что основные американские инвестиции приходятся на нефтегазовый сектор Казахстана, где работают такие энергетические гиганты, как «ШевронТексако», «ЭксонМобил», «КонокоФиллипс». Совокупный объем инвестиций США в казахстанскую экономику в прошлом году составил более 839 млн долларов.
Следует обратить внимание и на показатели внешней торговли. Хотя США расположены далеко от Казахстана, тем не менее это государство является одним из крупных внешнеэкономических партнеров. По итогам 2010 года товарооборот между Казахстаном и Соединенными Штатами составил более 2 млрд долларов.
Активно сотрудничество между США и Казахстаном развивалось в политической сфере. Обе страны участвуют в процессе укрепления ядерной безопасности. Вашингтон оказывал финансовую и техническую поддержку по утилизации радиоактивных материалов, которые остались на территории Казахстана после развала СССР. В 2010 году президент США Барак Обама лично пригласил главу государства Нурсултана Назарбаева принять участие в международном Саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне. Таким образом, Соединенные Штаты Америки и остальной мир признали вклад Казахстана в укрепление глобальной ядерной безопасности, которое в конце 1980-х годов начиналось с закрытия полигона под Семипалатинском.
Сайт газеты «Литер»
Время загрузки страницы 0.618 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |