В своем Послании Президент РК Н. Назарбаев, наряду с внешнеполитическими вопросами развития Казахстана, обозначил приоритеты и задачи внутренней политики государства на современном этапе. |
О том, что делается Министерством юстиции в целях решения задач, поставленных в Послании Главы государства, какие меры принимаются в части повышения качества нормативно-правовых актов, как решается вопрос аутентичности их текстов на казахском и русском языках и других аспектах законотворчества рассказывает вице-министр юстиции Дулат Куставлетов.
1 сентября текущего года Главой государства была открыта пятая сессия Парламента РК четвертого созыва.
На открытии данной сессии Президентом страны были обозначены четыре ключевых направления законотворческой работы Парламента и Правительства.
Первое направление – принятие законодательных мер по развитию инновационного процесса, особенно в приоритетных отраслях. Сегодня в рамках исполнения данного поручения Парламентом и Правительством прорабатывается ряд законопроектов. В частности, «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности». Указанные законопроекты разработаны и в настоящее время находятся на рассмотрении Парламента.
Второе направление – законодательное обеспечение дальнейшей социальной модернизации.
24 октября текущего года Главой государства подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об образовании», который направлен на совершенствование системы образования, повышение качества и расширение доступности образования, устранение правовых пробелов, выявленных в ходе применения Закона. В нем также закреплены принципы подушевого финансирования учреждений образования и государственно-частного партнерства в сфере образовательных услуг.
Третье направление - расширение законодательной основы реформы правоохранительных органов и системы правосудия.
На реализацию данных задач направлены такие законопроекты, как «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия организованной преступности», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования правоохранительной деятельности и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства», которые находятся на рассмотрении Парламента.
Кроме того, Правительством разрабатываются законопроекты «О национальной безопасности» (новая редакция) и «О специальных государственных органах».
Четвертое направление - развитие отечественных СМИ и неправительственных организаций. В рамках указанного направления Правительством разрабатывается законопроект «О телерадиовещании». Считаем, что принятие данного законопроекта даст мощный импульс развитию отечественных теле - и радиоканалов.
- Дулат Рашитович, вопрос качества принимаемых законов не теряет своей актуальности. Нормотворческая деятельность с каждым годом совершенствуется. Расскажите, пожалуйста, о принимаемых Министерством юстиции мерах по совершенствованию и повышению качества законов.
- Как известно, одной из основных задач органов юстиции является участие в формировании национального законодательства. Министерство юстиции является координирующим государственным органом в сфере законопроектной деятельности Правительства. В этой связи, основным приоритетом нашей деятельности является совершенствование законопроектной работы и повышение качества принимаемых законов.
Ведь вопрос совершенствования на месте не стоит, так как сегодня требуется постоянный поиск новых подходов. Поэтому, я бы хотел остановиться подробнее на следующих основных моментах в этой сфере.
Министерством юстиции разработан и подписан Главой государства 1 апреля этого года Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования нормотворческой деятельности». Данным Законом устанавливается обязанность всех государственных органов проводить мониторинг не только подзаконных нормативных правовых актов, но и законодательных актов, то есть всего массива национального законодательства. Целью проведения правового мониторинга является определение избыточности или недостаточности правового регулирования общественных отношений, выявление дублирующих, устаревших, коррупциогенных и противоречащих друг другу норм. В настоящее время в реализацию указанного закона разработаны правила проведения правового мониторинга нормативных правовых актов.
Проведение мониторинга позволит улучшить сложившуюся на протяжении долгих лет ситуацию с действием противоречащих друг другу норм права.
Одним из следующих актуальных вопросов в законотворческой деятельности является вопрос аутентичности текстов законопроектов на государственном и русском языках. Основной задачей научной лингвистической экспертизы является определение соответствия текстов проектов законов на государственном и русском языках.
В реализацию данных норм в мае текущего года постановлением Правительства внесены изменения в правила проведения научной экспертизы, организации законопроектной работы и регламент правительства. Эти изменения четко регламентируют порядок проведения научной лингвистической экспертизы законопроектов и проектов международных договоров. Такая экспертиза, как я уже говорил, проводится в настоящее время Лингвистическим центром при Институте законодательства Министерства юстиции РК.
На наш взгляд, сам факт законодательного закрепления обязательности проведения лингвистической экспертизы и функционирования Лингвистического центра в скором времени даст положительные результаты, и острый вопрос по неаутентичности текстов проектов законов будет решен окончательно.
Кроме того, для выработки единых стандартов юридических терминов на государственном языке мы создали проект сборника юридических терминов, объемом 27 тыс. терминов. Данный проект словаря рекомендован для рассмотрения Государственной терминологической комиссией при Министерстве культуры РК. Положительные результаты такого новшества, на наш взгляд, будут видны уже в конце года.
- В очередном ежегодном Послании народу Казахстана Президентом РК уделено особое внимание на необходимость ведения бескомпромиссной борьбы с коррупцией и ее проявлениями. Так первым звеном, которое может содействовать проявлению коррупции, являются нормативные правовые акты — основа правовой системы страны. Скажите, какие меры принимаются для недопущения использования нормативных правовых актов в коррупционных целях?
- В Казахстане на протяжении нескольких лет предпринимаются последовательные шаги по формированию действенных антикоррупционных механизмов. Приняты законы, создавшие правовые основы противодействия коррупции, введена обязательная независимая антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов.
Между тем, работа по дальнейшему совершенствованию механизмов противодействия коррупции должна быть продолжена.
Всего за 2011 год проведен антикоррупционный анализ 307 НПА, из них 31- законодательный акт, 276 - подзаконные НПА. Положительный эффект от принятых мер получен, разрабатываются перспективные направления совершенствования государственной антикоррупционной политики.
В этой связи Министерством юстиции совместно с Институтом законодательства будет проводиться правовой мониторинг нормативных правовых актов. В рамках этой деятельности ученые совместно с государственными органами будут проводить антикоррупционный анализ действующего законодательства на предмет обнаружения норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений.
В связи с принятыми поправками в Закон «О нормативных правовых актах», выявление коррупциогенных норм права теперь будет осуществляться государственными органами при проведении мониторинга нормативных правовых актов.
Такая работа должна приобрести системный и планомерный характер, осуществляться государственными органами непрерывно.
В настоящее время для государственных органов Министерством юстиции уже разработаны Методические рекомендации по ведению правового мониторинга, куда включена методика оценки коррупциогенности нормативного правового акта.
Таким образом, антикоррупционная экспертиза проектов и антикоррупционный анализ действующего законодательства являются важнейшим элементом национальной программы борьбы с коррупцией, поскольку их задачей является исключение норм, создающих предпосылки этого социального зла.
- Какие еще меры предусматриваются министерством по улучшению законопроектной работы?
- В целях дальнейшего совершенствования законотворческой деятельности Министерством юстиции инициированы изменения в законодательство.
Так, предлагается закрепить требование, согласно которому при формировании плана законопроектных работ на предстоящий год законопроекты из перспективного плана будут переноситься только при наличии положительного заключения Республиканской бюджетной комиссии. Это обеспечит финансовую проработанность законопроектов.
Предлагается установить, что мероприятия по разработке и согласованию законопроектов, предусмотренные перспективным планом, должны осуществляться не позднее, чем за год до их внесения в Правительство. Это позволит разрабатывать текущие планы законопроектных работ с включением в них уже разработанных и согласованных законопроектов.
В целях повышения ответственности первых руководителей госорганов-разработчиков законопроектов, Министерством юстиции предложено установить в Регламенте Правительства требование, согласно которому контроль и общую координацию за качество, своевременность разработки и предоставления законопроектов осуществляют первые руководители. Логическим продолжением работы в данном направлении стали новые инициативы министерства в части возврата Канцелярией Премьер-Министра писем государственных органов с предложениями по разработке внеплановых законопроектов, если по ним отсутствуют заключения Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности. Данное предложение позволит избежать внесения на рассмотрение Правительства «сырых» вопросов о разработке законопроектов, а также дисциплинирует государственные органы.
В целях более качественного планирования законопроектной работы Правительства министерством предложено закрепить ответственность руководителей юридических служб государственных органов – разработчиков за несвоевременное представление предложений по формированию планов законопроектных работ.
В целом, говоря о качестве законопроектной деятельности, необходимо отметить, что успех здесь зависит от всех государственных органов – разработчиков, особенно когда речь идет об отраслевой целесообразности законодательного регулирования тех или иных вопросов.
В свою очередь, Министерством юстиции будет продолжена работа по дальнейшему повышению уровня законопроектной деятельности и качества принимаемых законов.
- Что было сделано минюстом в этом году в сфере защиты интеллектуальной собственности, учитывая, что мы стоим на пороге начала функционирования Единого экономического пространства и в перспективе вступления в ВТО?
- Задачей органов юстиции, а также всех заинтересованных государственных органов является обеспечение должной охраны прав интеллектуальной собственности. В стране сегодня выстроена соответствующая система обеспечения прав интеллектуальной собственности. Казахстан является участником основных международных конвенций в области интеллектуальной собственности. В стране действуют пять специальных законов в этой сфере, в Гражданском и Таможенном кодексах имеются отдельные главы, посвященные охране прав на объекты интеллектуальной собственности. За правонарушения в этой сфере предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность.
Но мы не стоим на месте. Министерством юстиции, как уполномоченным органом, проводится работа по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере защиты интеллектуальной собственности. Так, в начале мая текущего года был принят Закон «О ратификации Договора о патентном праве». Введение в действие Договора приведет к унификации формальных требований во всех странах-участницах этого Договора (27 стран, в том числе Россия, Молдова, Украина, Кыргызстан, Узбекистан) через использование норм Договора о патентной кооперации.
Министерством разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования механизмов развития и защиты прав интеллектуальной собственности», которым конкретизируются положения об ответственности за нарушение авторских прав в сети Интернет, уточняются личные неимущественные права и имущественные права авторов, сокращаются сроки предварительной экспертизы товарных знаков и исключаются некоторые основания отказа в регистрации товарного знака.
В настоящее время данный проект закона рассматривается в Мажилисе Парламента РК.
Также, с целью совершенствования законодательства в области интеллектуальной собственности разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам интеллектуальной собственности», разработанный в целях охраны традиционных знаний в Казахстане, установления предельного процента удержаний организациями, управляющими имущественными правами на коллективной основе, определение минимального размера авторского вознаграждения авторам изобретения, полезной модели и промышленного образца, а также стимулирования изобретателей путем предоставления налоговых льгот. На сегодня документ находится на стадии согласования в заинтересованных государственных органах.
В рамках формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства 30 июня этого года подписан Президентом страны Закон РК «О ратификации Соглашения о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности». Соглашение предусматривает правовой режим охраны авторских и смежных прав, а также прав промышленной собственности, основываясь на положениях международных договоров и в соответствии с действующим законодательством РК в сфере интеллектуальной собственности. В рамках данного Соглашения проводится совместная работа с патентными ведомствами России и Беларуси по разработке проекта Договора «О единых механизмах (процедурах) обеспечения правовой охраны товарных знаков и наименований мест происхождения товаров».
Также, 30 июня текущего года Главой государства подписан Закон РК «О ратификации Соглашения о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности», разработанный в рамках формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Благодаря проводимой системной работе в сфере охраны прав интеллектуальной собственности наша республика не была включена в Контрольный Список – 301, ежегодно подготавливаемый Комиссией по торговле США и включающий в себя страны, не обеспечивающие защиту интеллектуальной собственности граждан.
Положительная оценка, данная торговой палатой США, свидетельствует об обеспечении адекватной охраны прав интеллектуальной собственности в нашей стране.
- В этом году вашим ведомством немало сделано в части улучшения бизнес - климата страны. В частности, существенно сокращены требования к регистрации коммерческих организаций, уменьшен размер уставного капитала ТОО, являющихся субъектом малого предпринимательства, отменена обязательность нотариального удостоверения учредительных документов хозяйственных товариществ со статусом субъекта малого предпринимательства при регистрации. Каких нововведений еще ждать казахстанцам?
- Министерством юстиции принимаются достаточно эффективные меры по снижению административной нагрузки на бизнес. Нами разработан законопроект, направленный на упрощение создания бизнеса. В частности, предлагается концептуально пересмотреть подходы к процедуре открытия предприятий, отказавшись от существующей сегодня практики проверки уставов коммерческих субъектов на соответствие действующему законодательству, то есть фактически речь идет о переходе от ныне существующего разрешительного порядка регистрации к уведомительному. Таким образом, бизнес будет работать по принципу «разрешено все, что не запрещено». Для этого планируется исключить из законодательства требование об обязательном представлении в регистрирующий орган устава юридического лица. Устав, по сути, является документом, регламентирующим внутренний порядок работы хозяйствующего субъекта.
Для регистрирующего же органа вполне достаточно представления заявления с указанием сведений, необходимых для пополнения базы данных юридических лиц.
При таком подходе автоматически устраняются искусственно создаваемые сегодня барьеры на пути открытия бизнеса. Создать новое предприятие можно будет в течение одного дня. На сегодня документ внесен на рассмотрение Правительства РК.
Помимо вышеназванных норм, законопроект предусматривает возможность подачи заявления на регистрацию юридического лица через Интернет, а также внедрение «электронной регистрации» недвижимости, то есть при заверении сделки у нотариуса электронное сообщение будет автоматически поступать в орган юстиции, и в течение одного дня право нового собственника будет зарегистрировано. Покупателю не надо будет сдавать документы в ЦОН и ожидать решения органа юстиции.
Помимо этого, с начала текущего года по инициативе Министерства значительно снижены ставки сбора за ускоренную регистрацию прав на недвижимость. Так, для физических лиц ставки сбора за ускоренную регистрацию прав на квартиру, индивидуальный жилой дом снижены с 28 МРП до 5МРП, на нежилое строение с 35МРП до 15МРП, для юридических лиц - на нежилое строение с 50МРП до 20 МРП.
Напомню, что сбор за ускоренную регистрацию не является обязательным и применяется только в том случае, если заявитель изъявит желание воспользоваться данной услугой. Следует отметить, что сумма сбора за ускоренную регистрацию, поступившего в бюджет за девять месяцев текущего года, составила 459 856 457 тенге (40 264 заявлений). В аналогичном периоде прошлого года сумма сборов составила за ускоренную регистрацию 161 707 678 тенге (3 836 заявлений).
Таким образом, после снижения ставок сбора за ускоренную регистрацию количество обращений за этой услугой выросло в 10 раз, сумма сбора за ускоренную регистрацию выросла почти в три раза.
С 1 апреля введен новый прейскурант цен, согласно которому стоимость работ определяется по цене за 1 кв.м. площади объекта недвижимости и земельного участка.
Также в апреле на 243-ем заседании Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности при Правительстве РК была одобрена концепция проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», предусматривающего внедрение электронной регистрации прав на недвижимое имущество для сокращения срока проведения государственной регистрации до одного дня. При этом, электронная регистрация будет осуществляться на основании электронных копий правоустанавливающих документов, поступающих в информационную систему правового кадастра из единой нотариальной информационной системы автоматически, после нотариального удостоверения сделки.
В целях упрощения процедур оформления прав на недвижимость нотариусам представлена техническая возможность получения из Единой нотариальной информационной системы (ЕНИС) сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество из государственной базы данных «Регистр недвижимости» посредством шлюза «электронного Правительства».
Касательно дальнейших мер, могу отметить, что нами совместно с Министерством связи и информации разработан План мероприятий по оптимизации бизнес-процессов, сокращению количества документов, требуемых от населения при оказании государственной услуги «Государственная регистрация прав (обременений) на недвижимое имущество» на 2011-2012 годы. Данным планом предусмотрена интеграция Государственной базы данных «Регистр недвижимости» с другими Государственными базами данных в целях получения идентификационных данных по физическим и юридическим лицам, данных о льготной категории граждан, освобожденных от уплаты сбора за госрегистрацию прав на недвижимое имущество, данных о характеристиках земельных участков и других сведений. Данная мера позволит исключить из перечня предоставляемых документов копии документов, удостоверяющих личность, учредительных документов, документов, подтверждающих право на льготы, идентификационных документов на земельный участок и строение.
Думаю, эти и другие нововведения позволят каждому казахстанцу не только экономить время и деньги, но и чувствовать себя гражданином страны, идущей в ногу с наиболее развитыми государствами мира.
Сайт газеты «Юридическая газета»
Время загрузки страницы 0.355 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |