Слово «квалификация» происходит от латинских слов qualis (качество) и facere (делать). |
Следовательно, смысл этого составного слова сводится к установлению качественной характеристики определяемого объекта.
Таким объектом в уголовном праве является совершенное лицом деяние, обладающее всеми или несколькими признаками деяния, описанного в соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса.
Оценка квалифицируемого деяния может завершиться выводом о том, что содеянное не подпадает ни под одну из статей уголовного закона, следовательно, не является преступлением. Вывод может быть и другим: содеянное формально подпадает под ту или иную норму Особенной части УК, но не является преступлением в силу малозначительности (ч. 2 ст. 9 УК) либо в связи с наличием обстоятельств, исключающих преступность деяния (ст. ст. 32 - 37 УК). Оценочный вывод может заключаться в том, что в деянии содержится состав приготовления к преступлению небольшой или средней тяжести, которое в силу ч. 2 ст. 24 УК не влечет уголовной ответственности. Наконец, оценка может сводиться к тому, что содеянное представляет собой покушение на преступление, за которое лицо не подлежит уголовной ответственности в связи с добровольным отказом от доведения начатого преступления до конца (ст. 24 УК). В каждой из описанных ситуаций содеянное было подвергнуто уголовно-правовой оценке, т.е. квалифицировано или как непреступное в принципе, или как деяние, за которое лицо не подлежит уголовной ответственности.
Под квалификацией преступления следует понимать установление и фиксацию в процессуальной форме тождества юридически значимых признаков реального преступления признакам состава преступления этого вида, закрепленным в норме Уголовного кодекса.
При уяснении понятия квалификации заслуживает внимания вопрос о том, что именно следует понимать под признаками состава преступления, закрепленными в норме УК.
Прежде всего норму УК нельзя отождествлять со статьей Особенной части Уголовного кодекса, где во избежание ненужных повторений часто не указываются даже обязательные признаки состава данного преступления (возраст, с которого за это преступление возможна уголовная ответственность, вменяемость, вид и содержание умысла, вид и содержание неосторожности). Кроме того, следует иметь в виду, что именно в Общей части УК сформулированы общие признаки составов любых преступлений, прерванных на стадиях приготовления или покушения (ч.ч. 1 и 3 ст. 24), а также совершенных в соучастии (ч.ч. 3 - 5 ст. 27). Поэтому при квалификации общественно опасного деяния необходимо точно указать статьи не только Особенной, но и Общей части УК, в которых так или иначе сформулированы признаки установленного состава преступления.
При квалификации преступления участвуют все без исключения признаки состава преступления независимо от того, выступают ли они обязательными, квалифицирующими, смягчающими либо отягчающими наказание. Правильная квалификация преступления должна отражать в том числе и наличие в деянии смягчающих и отягчающих обстоятельств со ссылкой на конкретные пункты ч. 1 ст. 53 и ч. 1 ст. 54 УК. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, входят в предмет доказывания по уголовному делу, поэтому их требуется указывать в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, в обвинительном заключении и в приговоре. Под неправильным применением уголовного закона как основанием отмены или изменения приговора закон понимает не только ошибочное применение норм Особенной части, но и нарушение требований Общей части УК, в том числе требования ст. 52 УК об учете обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание.
Правда, УПК РК во всех нормах отделяет задачу суда отделить квалификацию преступления от задачи установить наличие обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание. Но это можно объяснить лишь традиционно узким толкованием термина «квалификация», не включающим ссылку на те важные юридические признаки реального преступления, которые не названы при его описании в норме Особенной части, даже если они по своему содержанию совпадают с квалифицирующими признаками. Думается, представление о квалификации преступления нуждается в изменении. Если на беременность потерпевшей нужно обязательно ссылаться, законодательное описание которых включает этот признак, то в случаях, когда в норме Особенной части УК такого признака нет, следует ссылаться на п. «в» ч. 1 ст. 53 УК, чтобы квалификация преступления отражала факт беременности потерпевшей. И если совершение преступления в состоянии аффекта только в двух случаях определяет выбор нормы Особенной части УК (ст.ст. 98, 108 УК), то при совершении в состоянии аффекта других преступлений квалификация должна содержать ссылку на п. «е» ч. 1 ст. 53 УК.
Итак, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, необходимо устанавливать по каждому уголовному делу и точно формулировать их во всех процессуальных документах.
Правильная квалификация преступлений имеет огромное юридическое значение.
Во-первых, она позволяет отграничить уголовно наказуемое деяние от иных правонарушений и аморальных поступков.
Во-вторых, она является важной предпосылкой назначения законного и справедливого наказания, поскольку неправильная квалификация может повлечь назначение наказания по статье УК с более или менее строгой санкцией, чем санкция той статьи УК, которая фактически была нарушена.
В-третьих, она служит основанием дифференциации условий отбывания наказания в виде лишения свободы в зависимости от категории совершенного преступления.
В-четвертых, в зависимости от квалификации и категории совершенных преступлений устанавливается рецидив - опасный и особо опасный, что влечет различные правовые последствия.
В-пятых, в зависимости от квалификации и категории совершенного преступления по-разному решаются вопросы об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене наказания более мягким видом наказания, об истечении сроков давности, о возможности освобождения от уголовной ответственности, о применении или неприменении амнистии и т.д.
В-шестых, она является предпосылкой правильного применения многих уголовно-процессуальных положений (о подследственности, подсудности, процессуальных сроках, видах мер пресечения и т.д.).
В-седьмых, правильная квалификация преступлений имеет немалое криминологическое значение (отражение действительного состояния и структуры преступности в уголовной статистике, разработка и применение мер предупреждения преступлений разных видов и т.д.).
Завершающим этапом квалификации преступления является уголовно-правовая оценка общественно опасного деяния, сформулированная в обвинительном приговоре суда. Квалификация преступления, данная в приговоре суда, является итогом работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, поэтому в отличие от квалификации на предшествующих стадиях уголовного процесса квалификация преступления, даваемая судом, является после вступления приговора в силу устойчивой и бесспорной.
Вывод суда о квалификации преступления, сформулированный в обвинительном приговоре, после его вступления в законную силу является окончательным и непререкаемым: он обязателен для всех органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц и прочих граждан. Но до вступления приговора в законную силу процесс судебного разбирательства нельзя считать завершенным, а квалификацию преступления - окончательной и неизменной. В соответствии со ст. 384 УПК приговор суда, не вступивший в законную силу, может быть обжалован сторонами в апелляционном или кассационном порядке. Только после вынесения кассационного определения обжалованный приговор первой или апелляционной инстанции вступает в законную силу, и с этого момента процесс квалификации можно считать завершенным.
Под общими началами назначения наказания следует понимать основополагающие идеи (требования), которыми должен руководствоваться суд, определяя наказание лицу, признанному виновным в совершении конкретного преступления (преступлений). Общие начала назначения наказания сформулированы в ст. 52 УК.
В соответствии с законом общими началами назначения наказания являются: 1) законность; 2) справедливость; 3) индивидуализация.
Законность назначения наказания обеспечивается соблюдением двух закрепленных в законе требований.
Во-первых, суд обязан назначить лицу, признанному виновным в совершении преступления, наказание в пределах, предусмотренных санкцией применяемой статьи Особенной части настоящего кодекса. При назначении наказания суд связан тем перечнем наказаний, который указан в санкции, и теми размерами этих наказаний, которые определены санкцией. Назначенный за отдельное преступление размер избранного судом вида наказания должен быть не ниже минимума и не выше максимума установленных санкцией применяемой статьи Особенной части УК. Наказание ни при каких условиях не может быть больше указанного в данной статье УК предела (превышение этого предела возможно только при назначении наказания по совокупности преступлений). Ниже минимального предела наказание может быть только в случае применения ст. 55 УК.
Во-вторых, законность назначения наказания обеспечивается строгим соблюдением положений Общей части УК, которыми корректируются или детализируются общие правила применения конкретных видов наказания к отдельным категориям осужденных (например, запрещение применять некоторые виды наказания к несовершеннолетним, женщинам, инвалидам; установление пониженных максимальных пределов наказания для несовершеннолетних; установление некоторых дополнительных требований при назначении наказания за неоконченное преступление, при соучастии в преступлении; запрещение применять смертную казнь и пожизненное лишение свободы при неприменении сроков давности и т.д.).
Справедливость назначения наказания непосредственно вытекает из принципа справедливости уголовного закона (ст.2 УК).
Назначенное за конкретное преступление наказание должно максимально удовлетворять общесоциальному пониманию справедливости и способствовать достижению цели восстановления социальной справедливости. Воплощением требования справедливости служит закрепленное в ч. 3 ст. 52 УК положение, в соответствии с которым более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в том случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания. Если санкция наряду с лишением свободы предусматривает и другие виды наказания, то в случае назначения лишения свободы это решение должно быть мотивировано в приговоре.
Нарушение требования справедливости наказания является основанием отмены или изменения приговора.
Индивидуализация назначения наказания - это определение меры наказания, необходимой и достаточной именно для данного осужденного с учетом его личности и обстоятельств совершенного им преступления. Она обеспечивается соблюдением требования об учете следующих четырех факторов, указанных в ч. 3 ст. 52 УК:
1) характера и степени общественной опасности совершенного преступления;
2) личности виновного, т.е. совокупности всех его социальных характеристик;
3) всех конкретных обстоятельств, как смягчающих, так и отягчающих наказание, относящихся как к совершенному деянию, так и к личности подсудимого;
4) влияния назначенного наказания на исправление осужденного (прогнозирование осуществления данной цели) и на условия жизни его семьи (возможные последствия в виде материальных затруднений семьи, безнадзорность несовершеннолетних детей и т.п.).
Общие начала назначения наказания предполагают соблюдение всех рассмотренных требований в совокупности.
Сайт газеты «Юридическая газета»
Время загрузки страницы 0.231 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |