Юбилейный сезон в минувшие выходные был открыт новой постановкой режиссера Талгата Теменова по повести Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря». Пронзительная легенда о малочисленном, почти экзотическом народе нивхи, проживающем на острове Сахалин, на сцене театра превратилась в глубокий и пронзительный спектакль о ценности жизни… |
Вокруг новой постановки народного артиста РК, художественного руководителя и директора казахского ТЮЗа Талгата Теменова витал дух любопытства и интереса – как зрительского, так и профессионального. Потому что спектакль «Пегий пес, бегущий краем моря» был для театра экспериментальным. В нем присутствуют реалистические наблюдения и необузданная образность, все это мирно уживается с логикой современного театра.
Так, по сюжету спектакля одиннадцатилетнему мальчику Кириску предстояло впервые выйти в открытое море. Это важное событие, которое определит – быть ему охотником или нет. Вместе с ним в дальний путь отправляется его отец Эмрайин, старейшина клана Орган и двоюродный брат отца Мылгун. Мальчика ждет настоящее испытание, а потому, отплывая от дома, он старается запомнить дорогой сердцу край – он видит утес, который издали напоминает пегого пса, бегущего краем моря.
Сильный шторм вносит свои коррективы в их планы. Сразу после совершения обряда и посвящения Кириска в настоящие охотники их настигает беда – они сбиваются с курса. Но страшнее всего то, что запасы воды и еды катастрофически иссякают. В результате старейшина Орган принимает решение: не пить воду, а через какое-то время он решается и на более отчаянный поступок – броситься в море. Спасти мальчика – главная задача, ведь он – будущее рода. А потому вслед за старейшиной уходят Мылгун и Эмрайин. И в самый последний момент, когда Кириск уже отчаялся и потерял всякую надежду вернуться домой, перед его глазами появляется пегий пес, а это значит, что он добрался до дома…
Отметим: труппа театра состоит из первоклассных артистов, способных взять любой ролевой объем и любой жанр. Заслуженный артист РК Сагызбай Карабалин, известный своим неподражаемым тембром голоса, блистательно точен в передаче образа мудреца. Трогательный получился образ матери в исполнении артистки Ризы Ильясовой. Нежная поэзия отношений, поразительная свобода фантазии художника-постановщика Бахыта Сраилова и креативность режиссера Талгата Теменова – все это множится на айтматовское притчевое начало.
Спектакль – поэма, где актеры не говорят, а поют волшебные строки эпоса, словно звучит горловое пение, которое зачастую балансирует на одной – двух нотах. Это, кстати, и придает спектаклю особый фольклорный оттенок. Однако, несмотря на это, спектакль живет в русле самых интересных творческих исканий создателей проекта. Этот спектакль – не сказка, скорее, трагедия с остросоциальным значением и постановка заставляет зрителя задуматься о сущности бытия и ценности жизни.
Мира МУСТАФИНА, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.318 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |