Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


В поисках оптимальной модели. В Концепции правовой политики на 2010–2020 годы особое внимание уделяется нотариальной деятельности



В поисках оптимальной модели. В Концепции правовой политики на 2010–2020 годы особое внимание уделяется нотариальной деятельности

На этой неделе предметом обсуждения на пленарном заседании Сената стал «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «О нотариате». Концептуальные положения документа, разработанного Министерством юстиции, одобрены Советом по правовой политике. Но прежде чем перейти к содержательной части проекта закона, уместно остановиться на истории вопроса. Институт нотариата зародился в Казахстане в начале 90-х годов. Переход к рыночным отношениям, изменение форм собственности, развитие предпринимательства, реформа правовой системы и гражданского законодательства требовали эффективных форм защиты прав и интересов граждан.

В Концепции правовой политики на 2010-2020 годы особое внимание уделяется нотариальной деятельности (С.Акылбай, секретарь Комитета Сената по законодательству и правовым вопросам)Законом «О нотариате», принятым в 1997 году, утвержден институт частного нотариата. Примечательно, что документ стал первым законодательным актом, на который Главой государства изначально было наложено вето. Затем в него неоднократно вносились изменения, способствовавшие становлению и развитию института нотариата. Однако дискуссии в данной сфере продолжаются. Их цель – выбор оптимальной национальной модели. Оно и понятно, ведь нотариат, как институт гражданского права, призванный защищать частную собственность, обеспечивать бесспорность имущественных прав и охрану прав всех участников гражданского оборота, является составной частью правовой системы любого государства. Поэтому совершенствование законодательства с учетом новых подходов на основе научного анализа, международного опыта и практических разработок последних лет не теряют актуальности.


Что касается обсуждаемых сегодня поправок, то они вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Полагаю, широкий резонанс вполне обоснован, так как законопроект содержит ряд норм, направленных на концептуальный пересмотр действующих положений.

В их числе – норма по совершенствованию процедуры допуска к нотариальной деятельности путем отмены положения о кадровом резерве и проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса. То есть с принятием этой нормы произойдет упразднение системы квотирования.

К слову, действующая система ограничения численности нотариусов нередко подвергалась критике со стороны объединений, предпринимателей и иных участников хозяйственного оборота.

Министерством юстиции – уполномоченным государственным органом в сфере регулирования нотариальной деятельности – проведен анализ, по результатам которого по состоянию на 1 апреля 2011 года общая численность нотариусов утверждена в количестве 2 018 человек, тогда как выдано 4 642 государственные лицензии. Получается, что ограничение числа нотариусов оставляет без работы более двух тысяч лицензированных специалистов.

Такой подход не исключает возможности получения незаконных вознаграждений для решения вопроса о включении в действующую квоту, не говоря уже об искусственном создании дефицита рабочих мест. Он нарушает закрепленное в Конституции право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности. В этой части вопрос отмены ограничений в доступе к профессии, по меньшей мере, не противоречит Основному закону. К тому же в новых реалиях начнут действовать законы «рынка», нотариусы будут работать там, где будет спрос на их услуги. Более того, законопроектом предусматривается обязанность Минюста утверждать минимальную численность нотариусов, необходимую для населения. Это позволит решить проблему дефицита кадров в сельских районах. При наличии же вакансий на селе территориальные органы юстиции обязаны ввести единицу государственного нотариуса. Таким образом, законопроектом в достаточной мере защищены права граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

Важным моментом, на мой взгляд, являются нормы по усилению государственного контроля. Документом существенно повышается роль учетной регистрации, устанавливаются требования к помещению нотариальных контор и предусматриваются дополнительные основания для приостановления действия и лишения лицензии. Такие нормы позволят улучшить качество предоставляемых услуг населению, повысить статус нотариуса и исключить риск нарушения прав граждан. Отдельные нормы законопроекта, регулирующие порядок осуществления контроля за деятельностью нотариуса и территориальных нотариальных палат, приведены в соответствие с Законом «О государственном контроле и надзоре в РК».

В частности, предлагается предоставить право органам юстиции проверять территориальные палаты лишь по вопросам создания частных архивов, организации страхования и стажировки.

В том, что нотариальные палаты должны оказывать содействие в осуществлении контроля за деятельностью своих членов и обеспечивать страхование их гражданско-правовой ответственности, проявляется их публично-правовое предназначение, обязанность проверять деятельность практикующих частных нотариусов.

Институт контроля, который преимущественно возлагается на министерства юстиции, действует во всем мире. Однако в некоторых странах контроль с этим ведомством разделяют нотариальные сообщества. При этом подразделяются и сферы мониторинга. Если, например, нотариальные объединения осуществляют в большей части дисциплинарный и административный надзоры, то поле деятельности министерства юстиции распространяется на разрешительную систему, формирование законодательных основ функциональной деятельности нотариата.

Казахстан не должен оставаться в стороне от подобной международной практики. Контроль за деятельностью нотариата – необходимый элемент его функционирования, позволяющий выявить ошибки на практике и проблемы организации деятельности отрасли во всех ее звеньях.

Теперь о тарифах. В настоящее время они существенно разнятся в разных регионах страны и не имеют признаков единой политики формирования. На государственном уровне этот вопрос до сих пор не был урегулирован. Законопроектом же устанавливаются твердые размеры нотариальных тарифов, что будет свидетельствовать о публичном характере нотариальной деятельности.

При этом в целях защиты интересов потребителей размер тарифов не превышает фактически сложившейся ставки, а для сельской местности устанавливается сумма оплаты вдвое меньше, чем в городах. Расширен, кроме того, перечень категорий граждан, имеющих право на освобождение от уплаты услуг нотариуса (дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети-сироты, инвалиды I и II групп, пенсионеры по возрасту, многодетные матери и т. д.).

Также предлагается возродить институт государственных нотариусов. Это позволит населению отдаленных районов, где отсутствуют частные нотариусы, получить доступные нотариальные услуги (оплачивается только госпошлина).

С введением закона в действие на личной печати государственного нотариуса будет размещаться изображение Герба Казахстана, что положит начало реализации одного из принципов Латинского нотариата, предусматривающего осуществление нотариусом своих функций от имени государства по особому полномочию.

В проект закона также внесены поправки, касающиеся установления правового статуса системы нотариата и нотариальной деятельности. Определено, что нотариат является правовым институтом по оказанию квалифицированной юридической помощи, обеспечивающим защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц путем совершения нотариальных действий.

Также признано, что нотариальная деятельность не является предпринимательской.

В завершение подчеркну: проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О нотариате» – шаг к принятию нового Закона «О нотариате». Так как проблемы в отрасли невозможно решить только поправками в закон, необходимо разработать концепцию его дальнейшего развития, которая объективно приведет к разработке новой редакции Закона «О нотариате».

Серик АКЫЛБАЙ,

секретарь Комитета Сената по законодательству и правовым вопросам

 

Нотариус не враг, но…

 

За последние три года в отношении отечественных нотариусов заведено около 70 уголовных дел, отозвано 190 лицензий на право осуществления деятельности. Такая статистика озвучена вчера на пленарном заседании Сената под председательством Кайрата Мами в процессе обсуждения проекта закона, корректирующего действующее законодательство о нотариате. По мнению представившего документ министра юстиции Рашида Тусупбекова, приведенные факты подтверждают необходимость законодательного закрепления мер государственного контроля за деятельностью отрасли. С этим, однако, не совсем согласны практикующие нотариусы…

При обсуждении законопроекта роялем из кустов «выкатилось» обращение членов Акмолинской территориальной нотариальной палаты, озвученное сенатором Светланой Джалмагамбетовой. В нем практикующие специалисты отрасли выразили озабоченность по поводу некоторых новелл закона, которые, по их мнению, имеют регрессивный характер. И особое беспокойство вызывают именно меры государственного контроля, прописанные в документе, интерпретируемые как «закручивание гаек», покушение на свободу предпринимательства.

С такой постановкой вопроса в свою очередь не согласился глава Минюста. Во-первых, институты контроля за исполнением частными нотариусами их гражданско-правовой миссии существуют во всем мире. Это, кстати, стимулирует их к непредвзятости, существенно снижает коррупционные риски, искушение из корыстных побуждений нарушить или проигнорировать законные права граждан. Еще один немаловажный аспект: контроль государства предусматривается не в тотальном масштабе, а исключительно по конкретным аспектам деятельности субъектов отрасли.

– В частности, предлагается предоставить право органам юстиции проверять территориальные палаты лишь по вопросам создания частных архивов, организации страхования и стажировки, – констатировал Рашид Толеутаевич.

А содокладчик по законопроекту сенатор Серик Акылбай добавил, что в ходе работы над документом Сенатом внесено в него более 30 поправок, в том числе тех, которые привели отдельные спорные нормы законопроекта в соответствие с Законом «О государственном контроле и надзоре в РК».

С детальным анализом содержательной части документа С. Акылбай выступит на страницах нашей газеты в ближайшем выпуске специальной полосы «Парламентская неделя». А пока – обнадеживающая новость для потребителей: законопроектом устанавливаются твердые размеры тарифов нотариальных услуг, которые в настоящее время существенно различаются в разных регионах страны. Норма вводится в целях защиты интересов граждан. При этом размер тарифов не будет превышать фактически сложившейся ставки, а для сельской местности предусматривается сумма оплаты вдвое меньшая, чем в городах.

Изменения и дополнения в проект закона о нотариате направлены в Мажилис.

В ходе «пленарки» сенаторы ратифицировали Протокол о внесении изменений и дополнений в Договор о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 года, озвучили ряд депутатских запросов.

Ольга КАЗАНЦЕВА

 

 

Сайт газеты «Казахстанская правда»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 25
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.412 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>