Очередными откровениями на этой неделе порадовал прессу главный «рулевой» Нацбанка. На традиционной пресс-конференции монетарного ведомства Григорий Марченко прямо заявил, что не исключает нового обвала тенге, но для этого рубль должен упасть против доллара на 25%. Правда, при существующих ценах на сырье главный банкир исключает такое развитие событий. Интересно, что комментируя изменения обменного курса в последние два месяца, г-н Марченко не стал раскрывать информацию об объемах валютных интервенций Нацбанка в сентябре и с начала октября, хотя признался, что они были. Частично продажу долларов на внутреннем рынке главный банкир объяснил конвертацией части активов главного банка для пополнения Национального фонда. К слову, на наш взгляд, это сдержало ослабление нацвалюты против доллара на фоне его стремительного укрепления к российскому рублю в августе и сентябре. |
На этой теме Марченко остановился подробней.
- Несмотря на то, что мы состоим в Таможенном союзе, у Центробанка России и Нацбанка Казахстана стратегии разные, — заявил банкир. — У них амплитуда колебания курса достаточно большая. То есть рубль укреплялся достаточно сильно, а потом ослабление рубля было то же большим. За август-сентябрь российский рубль ослаб на 15,2%. Но если смотреть в среднем, то до сих пор баланс, который у нас был в начале 2009 года (после февральской девальвации) не восстановлен. То есть в целом за этот период (с февраля 2009 года по октябрь 2011-го) рубль укрепился несколько больше, чем тенге.
Насколько именно больше, Марченко говорить не стал, но эта информация оказалась в пресс-релизе Нацбанка, из которого следовало, что с февраля 2009 года по октябрь 2011-го рубль укрепился против доллара на 7,9%, тенге — на 3%. Однако ни в комментариях главного банкира, ни в информации Нацбанка не пояснялось, было ли это самое укрепление номинальным или произошло в реальном выражение.
Поскольку если рост курса российской валюты и тенге указан в номинальном исчислении, то с учетом накопленной инфляции в Казахстане и в России за этот период, еще не факт, что укрепление нацвалюты к доллару было намного меньше укрепления рубля. Ведь только с начала этого года инфляция в Казахстане оказалась выше роста цен в России, а значит и рост курса тенге к доллару в реальном выражении происходил быстрее, чем рост курса рубля.
Стоит также отметить, что в пресс-релизе Нацбанка, помимо цен на сырье, динамика российской валюты прямо называется одним из факторов влияния на курс доллара к тенге. Примечательно, что в сообщение указывается, при каком соотношении российского рубля в паре с долларом «рулевые» Нацбанка вновь могут (но не обязательно) пойти на обвал нацвалюты: «Вероятность девальвации тенге может повысится в случае, если ослабление российского рубля составит 25% от текущего уровня».
Вполне откровенно высказался на эту тему и сам главный банкир.
- Все как-то забыли, что когда у нас была девальвация — тенге стал (стоить) 150 (за доллар), а рубль был на (отметке) 36, сейчас он (на отметке) 32. Почему мы должны девальвировать? Поэтому если (российская валюта) будет (стоить) 40 рублей за доллар, тогда можно будет говорить о какой-то возможности проведения девальвации в Казахстане, — признался Марченко.
Правда, при этом Григорий Александрович, похоже, и сам забыл о том, что Нацбанк, проводя в феврале 2009 года обвальную девальвацию, до этого в течение 2008-го упорно не давал нацвалюте укрепляться выше отметки 122 за доллар, тогда как рубль планомерно ослаблял свои позиции в след за снижением цен на сырье. Другими словами, если взять расклад по укреплению и ослаблению тенге и российской валюты хотя бы с осени 2008-го по 1 октября этого года, то он, скорее всего, окажется не в пользу тенге.
Но, видимо, чтобы ни у кого не оставалось сомнений, что Нацбанк и впредь будет умело включать и выключать «ручное управление» обменным курсом, Марченко заявил:
- Это наша сознательная политика, зачем допускать слишком большие как укрепления, так и ослабления курса. Эта ситуация достаточно стабильного курса тенге, она будет продолжать сохраняться, тем более при таком экспорте сырьевых товаров из Казахстана и при таких ценах на сырье.
- С нашей точки зрения, — продолжил банкир, — общая макроситуация очень позитивная и при таких ценах на сырье, которые сейчас наблюдаются, курс тенге, в принципе, должен несколько укрепляться. Ну, точно так же, как и в России, о чем они сейчас и говорят.
В то же время глава Нацбанка в отличие от призывов «Ак орды» покончить с ненавистным «дефекталом» посоветовал населению полностью не избавляться от американской валюты, ведь «маятник» сырьевых цен может качнуться в противоположную сторону уже в скором времени.
- Доллар при всех его проблемах все равно остается основной резервной валютой. Поэтому полностью выходить из долларов мы и сами не планируем, и нашему населению не рекомендуем, — заявил банкир.
При этом Марченко посоветовал 50% сбережений хранить в тенге, а остальные 50% в иностранной валюте в зависимости «от структуры своих расходов».
- Конечно, это очень простая стратегия. Но вот кто ее придерживался, не потерял при всех изменениях, которые были у нас за последние двенадцать лет, — считает Марченко.
Вопрос, где взять сбережения большинству казахстанцев, чтобы иметь возможность вкладывать в те или иные валюты, остался за кадром.
Автор: Сергей ЗЕЛЕПУХИН
Информационно-аналитический сайт «Республика.kz»
Время загрузки страницы 0.278 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |