На сегодняшний день железнодорожный транспорт является важнейшей составляющей частью производственной инфраструктуры Республики Казахстан. Географические условия Казахстана, отсутствие прямого выхода к морю, обширность территории, слабая автотранспортная инфраструктура делают роль железнодорожного транспорта в экономике ключевой. Отрасль является развивающейся, производственный и технический потенциал которой стабильно увеличивается и обеспечивает занятость более чем 140 тысяч человек. |
На заре независимости
Путь, пройденный железнодорожным транспортом Казахстана за двадцатилетний период независимости республики, можно условно разделить на три этапа. На первом – с 1992 по 1996 год – отрасль адаптировалась к последствиям распада СССР и принципиально новым экономическим условиям. Сутью второго этапа (1997–2001 годы) стало становление и развитие первого казахстанского железнодорожного предприятия РГП «Казакстан темiр жолы», объединившего в себе три казахстанские магистрали, сумевшего преодолеть кризисные явления и заложить основу для дальнейшего реформирования отрасли. Третий период – с 2001 года по настоящий момент – знаменует начало реформирования отрасли. По сути, создание ЗАО «Национальная компания «Казакстан темiр жолы» явилось началом осуществления новых реформ в отрасли. Они главным образом направлены на превращение железнодорожного транспорта страны в современный, высокоэффективный организм, органично интегрированный в континентальную систему перевозок и способный максимально соответствовать требованиям клиентов в условиях развитой рыночной конкуренции.
Республиканское государственное предприятие «Казакстан темiр жолы» было создано 31 января 1997 года путем слияния республиканских государственных предприятий: управления Алматинской железной дороги, управления Целинной железной дороги и управления Западно-Казахстанской железной дороги. Целью слияния являлись оптимизация структуры управления перевозочным процессом и ликвидация излишних звеньев, а также финансово-экономическое оздоровление железнодорожной отрасли.
В марте 2002 года путем слияния РГП «Казакстан темiр жолы» и его дочерних государственных предприятий было образовано закрытое акционерное общество «Национальная компания «Казакстан темір жолы». Через год в соответствии с законом «Об акционерных обществах» была произведена перерегистрация ЗАО «НК «КТЖ» в АО «НК «КТЖ».
В настоящее время АО «НК «КТЖ» имеет холдинговую структуру, основанную на обеспечении функциональной целостности и управляемости железнодорожной отрасли в перевозочном процессе. Единственным акционером АО «НК «КТЖ» является акционерное общество «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», который решает задачи совершенствования системы корпоративного управления, повышения прозрачности бюджета, управляет деятельностью АО «НК«КТЖ» через совет директоров, не вмешиваясь в его оперативную работу.
КТЖ сегодня
Отечественная железнодорожная отрасль сегодня переживает второе рождение. В Казахстане строятся заводы по производству грузовых и пассажирских вагонов, электровозов, выпускаются тепловозы, прокладываются новые железнодорожные линии. Многие проекты реализуются в сотрудничестве с зарубежными партнерами. Приоритет для национального перевозчика – АО «НК «КТЖ», которое является еще и одним из крупнейших потребителей товаров и услуг в республике.
В целях постепенной локализации производства в АО «НК «КТЖ» приняли программу по увеличению доли казахстанской составляющей и развитию железнодорожного машиностроения на 2009–2013 годы. В течение пяти лет процент казахстанского содержания в закупках компании вырастет до 95 процентов. А это в свою очередь благоприятным образом отразится на развитии местного промышленного производства. Дальше – на росте экономики регионов в целом. Хорошая экономическая среда даст увеличение количества новых рабочих мест.
Положительную динамику казахстанского содержания можно отметить уже по результатам 2010 года. Она составила более 80 процентов. Из предложенных КТЖ в пятилетней программе для отечественных предприятий 2820 наименований железнодорожной продукции 47 казахстанских заводов на сегодняшний день уже освоили 619 позиций. Данный показатель планируется довести до 880 позиций.
Один из крупных проектов, который был реализован первым, – строительство локомотивосборочного завода в Астане. Старт производству был дан 3 июля 2009 года главой государства, а уже 7 декабря был собран первый казахстанский тепловоз серии Evolution по технологии компании General Electric. Сейчас на предприятии трудятся 700 человек.
Высоких показателей по отечественной составляющей КТЖ планирует добиться вовлечением казахстанских предприятий в производство комплектующих деталей, узлов и расходных материалов, необходимых для сборки локомотивов. Компания провела на заводе презентацию узлов и расходных материалов, куда были приглашены представители 35 отечественных предприятий, специализирующихся на производстве запасных частей для машиностроительной отрасли.
В июне 2010 года на общенациональном телемосте «Сильный Казахстан построим вместе» Нурсултан Назарбаев дал старт сразу нескольким предприятиям, входящим в госпрограмму форсированного индустриально-инновационного развития РК. В частности, началось производство грузовых вагонов на базе экибастузского ТОО «Таман», что позволило создать 200 новых рабочих мест. По итогам прошлого года было выпущено 250 полувагонов. В нынешнем году строительство завода завершилось полностью. Проектная мощность составила 2500 полувагонов в год.
В это же время на усть-каменогорском «Востокмашзаводе» началась плавка крупного вагонного литья по самым прогрессивным зарубежным технологиям на современном оборудовании. Производственная мощность этого завода планируется на уровне 4500 вагонокомплектов в год.
На базе АО «ЗИКСТО» (Петропавловск) организован выпуск зерновозов. В начале лета текущего года был осуществлен запуск первой очереди – 1500 вагонокомплектов.
Еще один крупный проект – завод в Астане по производству пассажирских вагонов по технологии испанской компании Patentes TalgoSA. Он обеспечит выпуск 150 единиц продукции в год и создание более 340 новых рабочих мест. Казахстанская составляющая в нем – 51 процент. Ввод в эксплуатацию запланирован на декабрь 2011 года. Кроме того, в настоящее время в Астане разрабатывается ТЭО производства современных электровозов совместно с французской компанией ALSTOM TransportSA и российским ЗАО «Трансмашхолдинг». Опытные образцы локомотивов сойдут с конвейера в 2012 году, первая поставка готовой продукции запланирована на 2013 год. При этом предусматривается поэтапная локализация производства комплектующих на территории Казахстана и доведение ее уровня до 72 процентов.
При поддержке национальной железнодорожной компании на базе ТОО «Проммашкомплект» налажен выпуск стрелочных переводов и цельнокатаных колес. Выпуск стрелочных переводов начался в этом году, цельнокатаных колес – запланирован на 2013 год.
Большое стратегическое значение для КТЖ имеет производство рельс. Сегодня компания поддерживает проект, который реализуется на базе павлодарского ТОО KSP Steel. Выпуск первой партии рельс марки Р-65 запланирован на 2013 год.
Железнодорожное машиностроение, безусловно, стоит на первом месте в плане индустриального развития отрасли. Однако новое время требует и модернизации инфраструктуры железных дорог. АО «НК «КТЖ» проводит активную работу в этом направлении. В прошлом году в Брюсселе в рамках официального визита президента Нурсултана Назарбаева в Королевство Бельгия между АО «НК «Ћазаћстан темiр жолы» и компанией Siemens AG был подписан договор о создании совместного предприятия по реализации проектов модернизации и обновления систем железнодорожного электроснабжения. Это очень важный проект, поскольку из 14 тысяч км казахстанских железных дорог электрифицированы только 4054 км.
Созданное СП будет заниматься проектированием, строительством, сервисным обслуживанием систем железнодорожного электроснабжения, а также подготовкой специалистов. При этом будет осуществляться постепенная локализация производства оборудования путем привлечения местных производителей с передачей им соответствующих технологий. Уже известен первый проект, который будет реализовываться в рамках заключенного договора – «Электрификация железнодорожного участка Костанай – Железорудная».
Новые экономические горизонты откроют перед Казахстаном два стратегически важных для страны проекта, старт которым дал президент в 2009 году. Это строительство железнодорожных линий Узень – Туркменистан и Коргас – Жетыген. Эти масштабные проекты в сфере транспорта и инфраструктуры были заложены в президентской программе форсированного индустриально-инновационного развития. Их суммарная стоимость составляет свыше 200 млрд тенге. Общая протяженность линий – 439 км. Учитывая внутриконтинентальное географически выгодное положение Казахстана, строительство этих двух линий должно повысить конкурентоспособность железнодорожной отрасли страны и вовлечь Казахстан в международные транспортные коридоры.
Эти проекты реализуются и в рамках принятой стратегии развития АО «НК «КТЖ» до 2020 года. Цели и задачи этого документа заключаются в построении оптимальной для государства и общества системы функционирования железнодорожного транспорта и развитии транспортных коммуникаций.
Новые железнодорожные линии позволят сократить расстояние от Китая до южных регионов Казахстана и стран Центральной Азии на 550 км. Открытие первых пусковых комплексов Коргас – Жетыген и Узень – Госграница запланировано на этот год. Ожидается, что через них ежегодно будет проходить до 18 млн тонн грузов. Магистраль Узень – Туркменистан является частью международного проекта «Узень – Кызылкая – Берекет – Этрек – Горган», реализуемого Казахстаном, Ираном и Туркменистаном. Общая протяженность – 686 км. Из них по территории Казахстана проходит 146 км. Этот железнодорожный маршрут позволит заметно сократить путь из центра Евразии до иранских морских портов более чем на 600 километров, а время в пути – примерно на двое суток. В первые годы эксплуатации по этому маршруту можно будет перевозить около трех-пяти миллионов тонн грузов ежегодно. В перспективе – до 10–17 млн тонн в год. Это позволит осуществлять интенсивный товарообмен не только между Ираном, Арменией и Грузией, но и активизировать торговлю со странами Центральной Азии и Китаем.
Строительство новых маршрутов напрямую отразится на развитии близлежащих регионов. Казахстанское содержание по обоим проектам составит 80 процентов. Коргас – Жетыген обеспечит рабочими местами в период строительства более 5000 человек, а в период эксплуатации будет создано 2093 рабочих места. Обслуживать этот участок будут локомотивы серии Evolution, строительство которых началось в 2009 году в Астане, стройматериалы будут преимущественно казахстанского производства.
В строительстве Узень – Туркменистан будут участвовать более 3000 человек. Обслуживать этот участок на постоянной основе будут 812 человек.
Кроме этого, две крупные станции на этом участке – Бопай и Болашак – будут обеспечены всей необходимой инфраструктурой: здесь будут построены детские сады, школы, амбулатории, столовые и так далее. А это, в свою очередь, создаст рабочие места для местного населения.
Нельзя не отметить, что все строительные работы выполняют отечественные подрядные организации, стройматериалы тоже закупаются у казахстанских предприятий.
Таким образом, плоды реализации важной для страны программы ФИИР и собственных стратегий КТЖ наглядно показывают динамику увеличения доли казахстанского содержания практически во всех ведущих инвестиционных проектах национального железнодорожного перевозчика. Своевременное реагирование и исполнение компанией поручений президента и правительства страны дают мультипликативный эффект, на который эти задачи были изначально рассчитаны: развитие собственных производств с глубоким циклом переработки, внедрение новейших технологий, создание новых рабочих мест.
Подготовил Алексей ХРАМКОВ, Алматы
Сайт газеты «Литер»
Время загрузки страницы 0.390 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |