Независимая национальная аккредитация и корпоративное управление вузов Образование является одним из важнейших приоритетов стратегического плана развития Казахстана до 2020 года. Недавно принятая указом президента Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы выдвигает принципиально новые требования к качеству подготовки обучающихся и введение новых институциональных механизмов в образовании на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда. |
Цель названной программы – повышение конкурентоспособности казахстанского образования в глобальном масштабе. А это является безальтернативным условием экономического роста страны для реализации индустриально-инновационного развития Казахстана. Для обеспечения качественного образования в высшей школе государство проводит серьезные институциональные преобразования, вводит независимые инструменты оценки качества высших учебных заведений, такие как независимая национальная аккредитация и независимые рейтинги. Под независимостью подразумевается факт оценки многогранной деятельности вузов не Министерством образования и науки или его подведомственными организациями, а независимыми неправительственными организациями, которые равноудалены от этого министерства и высших учебных заведений.
В послании президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 28 января этого года говорится, что к 2020 году доля вузов, прошедших независимую национальную аккредитацию по международным стандартам, составит 65 процентов от их общего числа. Уже в настоящее время Министерством образования и науки проводится разработка механизмов взаимодействия в процессе оценки качества в образовании на основе опыта, накопленного в США, Европе, Японии и других развитых странах.
Aккредитация – наиболее распространенная и эффективная модель обеспечения качества в высшем образовании. Впервые она появилась в США в связи с тем, что американские университеты и колледжи, ревностно оберегавшие свою автономию, не допускали контроля даже со стороны своих коллег. В настоящее время практически все страны мира перенимают богатейший опыт по аккредитации, накопленный американскими агентствами, который поддерживается и распространяется Всемирным банком и ЮНЕСКО.
В Европе, где господствовала государственная система контроля, аккредитация была введена в течение последних 20 лет сначала в виде аккредитации со стороны государственных агентств. Однако позже с созданием таких организаций, как ENQA, EGAR и документа «Европейские стандарты и руководство по обеспечению качества образования», ситуация изменилась. В европейском стандарте качества обязательным условием для признания агентства является независимость аккредитационных агентств как от министерств образования, так и от вузов. Поэтому сейчас основная их часть (около 80 процентов от общего числа) преобразована в некоммерческие неправительственные организации, и этот процесс еще не завершен, он продолжается.
Hужно отметить, что процесс обеспечения качества является одним из ключевых аспектов Болонской декларации, которую Казахстан подписал в 2010 году. Это не только высокая честь для страны, но и большие обязательства по выполнению директив зоны Европейского высшего образования. Внимание к качеству образования со стороны государства и общества способствует стремлению учебных заведений повышать это качество, создавая конкурентную среду среди организаций образования. Для этого они сами должны формировать соответствующие международной практике внутренние процедуры контроля качества.
Что это означает? Это значит, что и студент, и преподаватель, и работодатель должны точно знать, какими компетенциями на выходе из учебного заведения должны обладать выпускники. Необходимы прозрачность и подотчетность для общества и всех заинтересованных лиц, они включают в себя информацию о проведении учебного процесса, внутренних процедурах контроля, так как основная ответственность за качество высшего образования лежит на организациях образования. Признание высокого качества подготовки должно исходить из внешней оценки со стороны национального и международного профессионального сообщества, то есть путем проведения независимой аккредитации. Только тогда можно будет создать атмосферу соревновательности и поддерживать желание вузов повышать качество подготовки выпускников, когда оно будет оцениваться и признаваться корпоративными сообществами образовательных структур и работодателей.
Следовательно, в процедуре аккредитации подотчетность и транспарентность вузов будет рассматриваться положительно, если руководство учебных заведений и профессорско-преподавательский состав будут видеть в подотчетности, оценке его деятельности не поиск показателей плохого менедж-мента, а стратегический выбор по повышению показателей. Вузы оценят необходимость подотчетности с основными заинтересованными лицами, особенно с Министерством образования и науки, и их отношения будут носить позитивный и стимулирующий характер.
По поручению президента Нурсултана Назарбаева правительство разработало меры по сокращению конт-рольно-надзорных функций государственных органов. В этой связи Министерство образования и науки исключило из перечня госконтроля государственную аттестацию с 2014–2015 учебного года, оставив за собой только лицензионный и постлицензионный контроль. Парламент страны одобрил законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об образовании» 28 сентября этого года и внес на подпись главе государства. В нем закреплено наличие переходного периода до 2014–2015 годов. Следовательно, в течение этого срока будут проводиться национальная аккредитация и государственная аттестация, которая будет осуществляться только в неаккредитованных вузах и по неаккредитованным образовательным программам.
К 2020 году доля вузов, прошедших независимую национальную аккредитацию по международным стандартам, составит 65 процентов от их общего числа.
Государство отдает часть своих полномочий неправительственному сектору, однако будет осуществлять регулирование поставщиков аккредитации путем их признания и включения в Национальный реестр аккредитованных органов. Передача части государственных полномочий по оценке качества образования, замена их на национальную аккредитацию знаменует новый этап в развитии демократического Казахстана на пути к повышению конкурентоспособности высших учебных заведений.
Укрепление механизма независимой аккредитации организаций образования и подтверждение квалификации обучающихся дадут возможность перехода от финансируемой государством внешней системы госконтроля высшего образования к самоуправляемой системе образования с внутренней оценкой качества и сократят расходы госбюджета на государственный контроль.
Для того чтобы стимулировать учебные заведения к прохождению независимой национальной аккредитации, в проекте закона предусмотрены поощрительные меры в виде размещения государственных образовательных заказов или грантов только в аккредитованных учебных заведениях, право выдавать дипломы собственного образца.
Существование неправительственных негосударственных агентств позволяет государственной системе управления вузами обеспечить баланс между развитием самоуправления учебных заведений и эффективной оценкой качества, развить мощную систему мотивации для вузов, стремящихся действительно улучшить подготовку специалистов, привлечь всех заинтересованных лиц, особенно работодателей, в развитие качества университета.
Структуры бизнеса крайне заинтересованы в повышении качества подготовки выпускников и выступают клиентами системы образования. Поэтому участие работодателей в контроле качества является непременным условием для повышения качества подготовки специалистов. Их участие осуществляется при разработке квалификационных требований к выпускникам, в процедуре независимой оценки вуза, аккредитации организаций и образовательных программ, в подтверждении квалификаций выпускников учебных заведений. В настоящее время Национальная экономическая палата «Атамекен», представляющая ассоциацию работодателей, активно работает с Министерством образования и науки по данным направлениям.
Другим механизмом, стимулирующим конкуренцию высших учебных заведений, станет новая система корпоративного управления через предоставление автономии государственным и частным вузам, в соответствии с моделью «Назарбаев Университет».
На первом заседании высшего попечительского совета 16 июня этого года глава государства поручил начиная с 2013 года обеспечить поэтапное распространение внедренного в АОО «Назарбаев Университет» принципа автономии университета, с учетом международного опыта академического управления на всю систему высшего образования Казахстана, с внесением изменений и дополнений в закон РК «Об образовании».
Для создания новых институтов управления будут введены попечительские советы с реальными рычагами власти. Институты общественного участия в высших учебных заведениях, как правило, выступают в качестве реальных центров власти над учебными заведениями. К их функциям будут относиться:– определение стратегических задач и миссии университета;
– осуществление образовательной политики (анализ учебных планов и исследовательских программ, объема и профиля подготовки студентов);
– контроль за ключевыми назначениями, включая назначение главы университета (ректора, президента и др.);
– контроль за финансовыми и материально-техническими ресурсами;
– взаимоотношения с органами государственной власти и общественностью;
– разрешение внутриуниверситетских конфликтов.
Институт попечительских советов в различных странах в последние годы динамично развивается. Если в американских университетах это уже устоявшаяся, общепринятая модель менеджмента, то в Европе имеет место тенденция их развития от консультирования и содействия к принятию решений.
Зарубежный опыт их создания и функционирования свидетельствует, что они обладают исполнительной властью, являются законодательными органами, формулирующими организационную структуру и политику университета по широкому спектру вопросов, начиная от учебных программ и заканчивая порядком замещения вакантных должностей преподавателей и сотрудников вуза. В результате эти вузы становятся более конкурентными.
Содержание деятельности попечительских советов охватывает такие аспекты, как анализ учебных планов, исследовательских программ, прогнозов о приеме в вуз, планов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, финансовых планов, реконструкция и ремонт зданий и обновление оборудования.
Несмотря на значительные вариации, попечительские советы выступают важным институтом корпоративного управления. Они участвуют во всех сферах деятельности образовательного учреждения, сохраняя свою независимость и поддерживая независимость образовательного учреждения, определяют его образовательную политику и осуществляют связь между обществом и государством в области образования. Таковы в общих чертах функции попечительских советов университетов.
Новая модель корпоративного управления в настоящее время разрабатывается Министерством образования и науки с использованием опыта «Назарбаев Университета» и лучших международных практик.
Глобальные экономики, основанные на знаниях и инновациях, выдвигают принципиально новые требования к качеству человеческого капитала, и Казахстан включается в новую систему для продвижения вперед.
Шолпан КАЛАНОВА, Астана
Сайт газеты «Экспресс К»
Время загрузки страницы 0.249 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |