Некоторые общественные организации и профсоюзные активисты в последнее время начали достаточно жестко ставить вопрос, почему работодатели не проводят регулярную индексацию заработной платы вслед за ростом цен. |
По их утверждению, компании повсеместно нарушают законодательство, которое, якобы, требует от работодателей обязательной индексации всех зарплат исходя из инфляции за конкретный период. Вокруг этой социально значимой темы разгораются нешуточные страсти, но пикантность ситуации в том, что на самом деле никакого подобного закона в Казахстане нет.
Откуда же взялся подобный стереотип? Откуда мысль, что работодатели обязаны индексировать зарплаты всем своим работникам? Видимо, казахстанским общественным деятелям и НПО ее навеял европейский опыт. В странах Западной Европы еще в 1960 - 70-х годах зародился феномен социального государства, который позднее развился в целое понятие «европейский социализм». Стремление к процветанию и социальному комфорту широких масс жителей привело политиков того времени к выработке понятия индексации - «автоматической» процедуры корректировки зарплат и пенсий на основе либо общеэкономических, либо частных (порой в масштабах предприятия) макропоказателей. Например, таких как производительность труда, на чем и сегодня настаивают многие сторонники рыночных принципов. Впрочем, гораздо более понятной и популярной в обществе стала идея индексации зарплат в привязке к инфляции. Авторы такой модели говорили, что несправедливо трудящимся страдать от роста цен.
Однако теперь, по прошествии 30-40 лет, такую социально ориентированную систему сохранили лишь единицы из десятков стран Европы. На сегодня система индексации зарплат, где определенные общие индексы предписывают рост зарплаты всех работников, осталась только в четырех небольших странах – Бельгии, Люксембурге, Кипре, Мальте. Другие члены Евросоюза отказались от системы всеобщей индексации зарплат, потому что она стала мощным источником инфляции. Так поступили во Франции, Италии, Дании, Нидерландах, Испании. «Социалистический» подход к зарплатам оказался крайне вреден для экономик, потому что это вело к постоянному раскручиванию пружины цен. Каждая новая индексация зарплат моментально провоцировала очередной инфляционный виток. Похожая картина сейчас регулярно наблюдается и у нас в Казахстане: не успеет государство в очередной раз повысить пенсии или зарплаты бюджетникам, как базары отвечают на это еще более высоким скачком розничных цен. Многие видные экономисты занялись исследованием роли индексации зарплат в стимулировании инфляции и пришли к крайне пессимистичным выводам. Уже к началу восьмидесятых ведущие экономики Европы стали отказываться от всеобщей индексации. В 1983 году, например, такое решение приняли во Франции, хотя там тогда правили социалисты. Отмена всеобщей индексации зарплат тогда стала частью антиинфляционной политики. Более того: во французском Трудовом кодексе по сей день есть норма, запрещающая включать в коллективные договоры пункты об индексации зарплаты.
Словом, эксперимент не удался. В правительствах, конечно, не хотели отходить от социальных приоритетов, да и не могли жертвовать голосами избирателей. Но там понимали: нельзя прямо привязывать зарплаты к стоимости жизни. Системы корректировки зарплат стали усовершенствовать, и хотя формально социальный приоритет никуда не делся, механизмы стали гибче. В одних моделях (как на Мальте) индексацию теперь разрешено применять, только если инфляция «прыгнула» выше определенной планки. В других (как во Франции) государство обязывает работодателей индексировать лишь те зарплаты, которые оказались ниже официального уровня минимальной гарантированной заработной платы. Такую модель, кстати, взяли за основу и в Казахстане. И в этом есть логика. Казахстанская экономика достаточно молода. Европейский опыт показал, что индексация зарплат является прямым стимулом инфляционного процесса. Особенно в странах с высокой инфляцией, к каковым сегодня относится и Казахстан. Мы входим в число развивающихся стран с достаточно высоким уровнем инфляции: если в Евросоюзе ее годовой показатель в 3-4 процента считается высоким, то для Казахстана рост цен на 8 – 10 процентов – норма уже в течение ряда лет. Глядя на «социалистический» эксперимент Европы 1980-х, в Астане, очевидно, решили не проверять его на себе. Лучше делать выводы из чужих ошибок, чем набивать на них шишки.
Вместе с тем, глубокая социальная ориентированность – одна из основных особенностей казахстанской экономической политики. Хотя это также не всегда воспринимается в обществе правильно. За последние годы государство несколько раз серьезно повышало зарплаты работникам бюджетной сферы. Учителя, врачи, госслужащие получают возможность серьезно повысить свое благосостояние. И это справедливо. Фактически в государственном секторе идет выравнивание тех перекосов, которые уходят корнями еще в трудные девяностые годы. Тогда при всем желании государство не могло платить своим работникам больше. Но так не может продолжаться слишком долго. Роль госслужащих, военных, сотрудников правоохранительных органов, врачей бюджетных клиник в жизни государства и общества огромна. Это предполагает соответствующий уровень их социального статуса. Такой подход объективно делает честь правительству, которое целенаправленно наращивает оплату труда в госсекторе ради достойного статуса его работников. Астана идет на это сознательно, невзирая на резкие инфляционные всплески, возникающие на фоне повышения бюджетных зарплат. Это часть политики, направленной, в том числе, на социальную справедливость, а также стимулирующей развитие профессионального государства.
Однако некоторые критики восприняли добрую волю государства своеобразно. Поскольку существенные повышения зарплат бюджетникам стали происходить регулярно (в последнее время – не реже раза в год), у многих работников частных компаний сложилось мнение, что это индексация. Хотя, например, перерасчет зарплаты учителям на 30 процентов никак не соотносится с текущими параметрами инфляции, на это несоответствие мало кто обращает внимание. Видимо, особо не вдаваясь и в содержание Посланий Президента страны, где ставится вопрос о существенном повышении оплаты труда в бюджетном секторе, обыватель воспринял повышения зарплаты бюджетникам как нечто само собой разумеющееся, как должное. Мол, раз перерасчеты регулярные – значит, они делаются по закону. Очевидно, не вникая в сам закон, кто-то поспешил заявить, что это государство индексирует зарплаты госслужащим, регулярно их повышая. Тут появились вопросы у тех, кто занят в частном секторе. Раз бюджетникам индексируют, то почему нам – нет? Началась, что называется, буря в стакане, да к тому же еще и без воды.
Однако такой подход, мягко говоря, не вполне корректен. Во-первых, не стоит сравнивать зарплаты в частных компаниях и госучреждениях – даже после всех повышений баланс будет явно не в пользу последних. Во-вторых, не следует путать волю государства с обязательной, по закону, индексацией зарплат. А в-третьих, лучше все же полистать закон, о котором идет речь, прежде чем на него ссылаться.
Законодательство подробно прописывает как само понятие индексации, так и нормы ее применения. Существуют разные виды индексации – например, зарплат, имущества, платежей, денежных сумм. Все это регламентируется статьей 234 ГПК РК и пунктом 3 статьи 282 ГК РК. Говоря о зарплатах, следует четко разграничивать, какого рода индексация является обязательной, то есть действительно предписана законом, а какая может быть предметом доброй воли работодателя.
Индексацию зарплат (их перерасчет на основе инфляции) работодатель может проводить только в трех случаях. Либо на основании закона, либо – на основании соглашений, контрактов с работником, коллективного договора, либо – на основании акта работодателя, то есть его добровольного решения. Стереотип, который бытует в обществе и который сейчас «взяли на вооружение» некоторые общественные деятели, касается соблюдения работодателями законодательства о регулярной индексации. Но здесь необходима точность. Все дело в том, что закрепленный законом механизм индексации в Казахстане затрагивает только самую низкооплачиваемую категорию работников. Государство индексирует только минимальную зарплату. Закона о всеобщей индексации зарплат, как уже отмечалось, в Казахстане нет.
Размер минимальной зарплаты и ее обязательной индексации ежегодно определяется на основании ст. 5 Закона РК от 16 ноября 1999 года № 474-I «О прожиточном минимуме» и ст. 122 Трудового кодекса. Эти изменения находят отражение в текущем Законе РК о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. Для работодателей упомянутые нормы являются правовым основанием только для индексации минимальных заработных плат. То есть, если выплаты работнику вдруг оказались ниже установленного на текущий год минимального размера заработной платы, то они по закону будут проиндексированы. Все остальное – уже договорная сфера отношений.
- Кроме обязательной индексации минимальной зарплаты, производимой на основании закона, работодатели и работники могут своими соглашениями, в частности коллективным договором, предусмотреть любые дополнительные случаи индексации для работников исходя из уровня инфляции, - объясняет Екатерина Никитинская, Первый Заместитель Председателя Национальной экономической палаты «Атамекен». - Порядок проведения индексации определяется только конкретными внутренними документами предприятия - соглашениями сторон, коллективным договором, актом работодателя.
Итак, повысит ли работодатель именно вашу зарплату, - еще большой вопрос. Ведь кроме инфляции, для экономики любого предприятия важен такой базовый фактор, как производительность труда. Кстати, именно от производительности предлагают отталкиваться при оценке оплаты труда многие бизнесмены, и это логично. А в Казахстане производительность на одного работающего, если отбросить из статистики сырьевые компании, - одна из самых низких по региону. Например, в сельском хозяйстве она более чем в 34 (!) раза ниже, чем в США.
Вот почему вопрос о повышении зарплат имеет у нас не только экономический, но где-то и нравственный смысл. Кроме естественных мыслей, что называется, «о себе любимом» (сколько я получу и какой будет бонус?), важно задаваться и другими вопросами: насколько качественно и продуктивно построен мой рабочий процесс? Конкурентоспособна ли моя продукция? Достаточен ли мой вклад в доходы компании? Могу ли я сделать что-то лучше, эффективнее, быстрее? Стоит вспомнить, что японское, южнкорейское, сингапурское экономическое чудо в свое время начиналось с таких тривиальных вопросов.
Сайт газеты «Юридическая газета»
Время загрузки страницы 1.049 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |