Казахский язык как государственный язык способен выполнять все необходимые для этого статуса функции. Об этом сказала руководитель научно-исследовательской лаборатории «Язык, культура и коммуникации» Университета Сулеймана Демиреля, профессор Зауреш Ахметжанова в рамках прошедшего в Алматы «круглого стола» на тему «Государственный язык и культурный проект триединства языков: лингвистический, социологический, политологический аспекты». «Несмотря на различные мнения, казахский язык развитый, он имеет очень сильную историю и является одним из прекрасных и богатых языков мира», -отметила профессор. По ее словам, в социолингвистическом словаре терминов под редакцией профессора Элеоноры Сулейменовой приведен пример одного из авторитетных зарубежных социолингвистов. «Не язык соответствует функциям, а функции за собой влекут развитие языка. Как только у языка возникает задача выполнения той или иной функции, соответственно, у него появляются какие -то новые возможности», - сказала З.Ахметжанова. |
Ученый отметила, что поддерживает саму постановку проблемы, которая задана темой «круглого стола». Она очень актуальна для Казахзстана. «Во-первых, в силу исторически сложившейся социально-языковой ситуации в нашей стране. Во-вторых, в силу того, что современность предъявляет такие вызовы, что нельзя не знать языки. Если вы хотите быть мобильными, конкурентоспособными - необходимо знать языкы. Знание нескольких языков -это требование времени», -подчеркнула она. Профессор считает, что триединство языков, формирование многоязычия - правильные направления, которые формируются в общественном сознании. «Но при этом нельзя забывать отдельные нюансы. Во-первых, при любом двуязычии и многоязычии всегда доминантой должен быть государственный язык. Во всех отношениях - психологическом, лингвистическом и функциональном. Поэтому проблема введения второго, третьего языков в систему дошкольного и школьного образования требует сильного научно-теоретического обоснования», - убеждена профессор.
По ее словам, швейцарский психолог Жан Пиаже в своих исследованиях пришел к выводу, что более или менее этническая идентичность формируется у детей только в возрасте 10-11 лет. И примерно к этому возрасту формируется система родного языка в сознании ребенка. «Мы же стараемся приучить ребенка ко второму и третьему языкам в раннем возрасте. В результате чего мы получаем мешанину, когда ребенок начинает путать разные языки. В конце концов, он переходит на тот язык, который покажется ему более престижным и более функционально доминантным. Поэтому, пока у него не сформированы традиции использования родного языка, пока язык не войдет в плоть и кровь ребенка, нельзя вводить другие зяыки. Кстати, есть ряд государств, где второй и третий языки вводятся только в возрасте 11-12 лет», - сказала З.Ахметжанова.
Национальное информационное агентство «КазИнформ» Время загрузки страницы 0.200 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |