Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Разумно использовать недра



Разумно использовать недра

 

Разумно использовать недра (Д.Ергожин, председатель Налогового комитета Министерства финансов РК)Конкурентные преимущества Казахстана в мировой системе связаны с наличием его природных богатств. Развитие и эффективное использование сырьевой базы страны является главным фактором роста ее экономического потенциала. В связи с этим налогообложение сферы недропользования имеет важное стратегическое значение как с точки зрения формирования бюджета и бюджетов сырьевых регионов, так и оказывает значительное влияние на привлекательность отрасли для потенциальных инвесторов.

Основой применения тех или иных методов налогового регулирования в сфере добычи полезных ископаемых является грамотная отраслевая государственная политика, формируемая как на ближайшую, так и на более отдаленную перспективу. Она должна быть направлена на обеспечение первостепенных задач государственной безопасности, разумного использования недр и охраны окружающей среды. Работа Правительства в этом направлении сегодня приобретает все более системный, комплексный характер, учитывая специфику и ориентацию национальной экономики. Несомненно, потенциал добывающего сектора казахстанской экономики при обеспечении полноты уплаты налогов достаточен для преодоления любых явлений, связанных с кризисом ликвидности на мировых финансовых рынках.


Для эффективного осуществления налоговой политики в сфере недропользования Главой государства перед налоговыми органами были поставлены цели по повышению эффективности фискального мониторинга и необходимости проверки налоговых поступлений от крупных налогоплательщиков. Это было отражено в Послании Президента «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира». Во исполнение поручений в 2007 году создано Специализированное управление Налогового комитета Министерства финансов по работе с наиболее крупными недропользователями, осуществляющими деятельность в РК. Со временем функции этого подразделения расширены в части осуществления контроля за всеми недропользователями страны.

В числе поставленных перед управлением задач – новые подходы к взаимоотношениям с налогоплательщиками, усовершенствование принципов мониторинга и контроля, привлечение международных консультантов в области налогообложения, защита всеми законными методами экономических интересов республики.

Кроме того, изменена кадровая политика, что позволило укомплектовать структурное подразделение квалифицированными сотрудниками, обладающими большим практическим опытом работы в налоговых органах, нефтяных компаниях и финансовых организациях, владеющими иностранными языками.

Глава государства в своем Послании народу Казахстана 6 февраля 2008 года обозначил конкретные стратегические приоритеты в дальнейшей налоговой политике страны. Важнейшее из которых – снижение налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики и обеспечение компенсации ожидаемых потерь бюджета за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора.

В целях восстановления экономических интересов государства в контрактах на недропользование и обеспечения полноты поступлений налоговых платежей от крупнейших недропользователей проведена масштабная работа: усовершенствованы законодательство в области налогообложения недропользователей, налоговый аудит, камеральный контроль и администрирование ранее заключенных контрактов.

В реализацию поставленных задач в 2007–2008 годах восстановлена равномерная налоговая нагрузка для всех недропользователей, основа которой – отмена стабильности налогового режима контрактов на недропользование. Этому предшествовала планомерная работа по анализу нормативных правовых актов как национального, так и международного законодательства в сфере недропользования, изучению международного опыта, проведению переговоров с недропользователями и независимыми международными консультантами. К этому процессу были привлечены эксперты, такие как Грегори Глисон – профессор Европейского центра им. Маршалла по изучению проблем безопасности (США), Даниел Джонстон, международный эксперт, учредитель редакционной коллегии журнала Global Energy Outlook, Gordon Moody, World Energy Outlook, Inc.., Йоханнес Рат – член Международной ассоциации специалистов по переговорам в нефтяной отрасли (AIPN), член Немецкого горно-угольного общества и Общества нефтяных инженеров (SPE), Даниел Ергин – ведущий эксперт в нефтяной промышленности и международным отношениям, его книга «Добыча» была удостоена престижной Пулитцеровской премии.

В результате удалось изменить отношение инвесторов и общества в целом к этому вопросу, и теперь все понимают, что установление налогов, регулирование тарифов и другие вопросы публично-правового регулирования относятся к суверенному праву государства. Результаты работы нашли свое отражение в новом Налоговом кодексе в виде отмены стабильности налогового режима контрактов на недропользование. С 1 января 2009 года все недропользователи, за исключением работающих в рамках Соглашений о разделе продукции (СРП – 15 недропользователей), исчисляют налоги в соответствии с налоговым законодательством, действующим на момент возникновения обязательств по их уплате. Отмена стабильности налогового режима позволила эффективно реформировать налоги и специальные платежи недропользователей, которые применены в равной мере ко всем.

Так, по налогам и специальным платежам недропользователей поступления в консолидированный бюджет выросли на 25,7%, с 719,5 млрд. тенге в 2008 году до 904,3 млрд. тенге в 2009 году. В частности, только по реформированному рентному налогу поступления увеличились с 0,9 млрд. тенге до 205,6 млрд. тенге, то есть в 228 раз. При этом значительный рост пришелся на 2009 год, несмотря на то что он ознаменовал себя пиком кризиса и значительного падения цен на все виды полезных ископаемых. О достижении цели переноса нагрузки на сырьевой сектор экономики свидетельствует также рост доли поступлений специальных налогов и платежей недропользователей в ВВП в условиях действия нового Налогового кодекса (доля в ВВП в 2005–2008 годы от 3,9% до 4,5%, в 2009-м – 5,6%). Таким образом, снижение ставки КПН с 30% до 20%, в том числе и для малого и среднего секторов экономики Казахстана, компенсировано за счет переноса налоговой нагрузки на недропользователей.

При этом изменения в налоговом законодательстве, происшедшие в связи с введением в действие нового Налогового кодекса принципиально не должны повлиять на привлекательность казахстанского сырьевого сектора для иностранных инвесторов. Как показывает анализ мировой практики, налогообложения в сфере добычи нефти и газа, суммарная налоговая нагрузка в ряде государств, считающихся достаточно привлекательными для подобных операций, существенно превышает налоговую нагрузку, обеспечиваемую в Казахстане. Например, еще практически недавно суммарная налоговая нагрузка на нефтегазовые операции в Норвегии достигала 93%. По последним данным, только ставка Специального налога на углеводороды в этой стране достигает 50%, что в дополнение к 28-процентному налогу на прибыль корпораций образует весьма существенную налоговую нагрузку на добывающие компании. Даже в таких условиях зарубежные аналитики полагали, что в целом нефтегазовый сектор Норвегии является привлекательным для вложения инвестиций.

В Великобритании нефтяные операции также подлежат налогообложению на достаточно высоком уровне. Налог на доходы от углеводородов (Petroleum Revenue Tax, или PRT) в этой стране составляет 50% (после снижения с 75%). Поэтому, принимая во внимание, что новое налоговое законодательство Казахстана установило повышенные ставки в отношении ряда налогов, нефтегазовые операции в Казахстане продолжают оставаться привлекательными для иностранных и национальных инвесторов.

В части налогового аудита важно отметить, что выработан и внедрен в процесс налогового аудита единый подход к исчислению налогов и других обязательных платежей недропользователей, крупных налогоплательщиков. На сегодня по результатам проведенных проверок крупных недропользователей, курируемых специализированным управлением, в бюджет взыскано порядка 65 млрд. тенге. На стадии обжалования находятся результаты проверок доначисления, по которым составляют порядка 180 млрд. тенге.

Управление «мониторит» в части налогообложения практически 40% экономики страны. Эффективность работы также подтверждается тем, что взыскиваемость доначисленных налогов крупным недропользователям увеличилась в 25 раз. Также доходы спецплатежей и налогов в консолидированный бюджет за 2007–2010 годы выросли на 24,6%, с 391,5 млрд. тенге в 2007 году до 1 590,7 млрд. тенге в 2010-м, сумма поступлений за 8 месяцев 2010–2011 годов выросла на 43,4%, с 1 143,2 млрд. тенге до 1 639,7 млрд. тенге.

Кроме того, с целью увеличения поступлений был разработан План мероприятий по улучшению налогового администрирования по налогам и спецплатежам недропользователей, согласно которому проводится камеральный контроль на предмет полноты и своевременности уплаты налогов и спецплатежей, работа с уполномоченными органами на предмет выявления неплательщиков, а также устранение нарушений в части занижения начисленных сумм и выявления дополнительных резервов с использованием информационных систем.

Подводя итоги, отмечу, что Глава государства уделяет контролю над развитием этих отраслей особое значение, придавая первостепенное – скорейшей их модернизации и развитию, для обеспечения стремительного повышения конкурентоспособности казахстанской экономики. Именно поэтому вопросы налогообложения недропользователей, в наибольшей степени характеризующие состояние инвестиционного климата, являются приоритетными в работе Налогового комитета Министерства финансов. В свою очередь налоговые органы приложат все законные усилия для обеспечения защиты экономических интересов нашего государства и соблюдения конституционного принципа равенства всех перед законом.

 

Сайт газеты «Казахстанская правда»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 14
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.263 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>