1. Как вы считаете, какие решения повлияли на развитие нефтегазовой отрасли Казахстана за 20 лет? 2. Почему, на ваш взгляд, за 20 лет так и не решена проблема обеспечения страны нефтепродуктами? |
3. Почему 20 лет спустя бастуют нефтяники?
Крымбек Кушербаев, аким Мангистауской области
1. Как известно, нефтегазовая отрасль всегда остается приоритетным сектором в социально-экономическом развитии нашей страны как один из главных источников валютного пополнения государственной казны, как отрасль стратегического значения, обеспечивающая ускоренное развитие и диверсификацию смежных отраслей, активизацию предпринимательской деятельности в сфере услуг вокруг данной отрасли.
Существенный толчок развитию отрасли дало обнаружение углеводородного сырья в казахстанском секторе шельфа Каспия, которое открыло новые страницы в истории нефти страны. Мы имеем самые перспективные для развития нефтяные месторождения — Кашаган, блок Н, Жемчужины и др. Благодаря этому сегодня на территории области формируется значительная по масштабам береговая инфраструктура, обеспечивающая реализацию Северо-Каспийского проекта. А это одновременно десятки тысяч новых рабочих мест, подготовка высококвалифицированных казахстанских специалистов, дополнительные налоги в бюджет страны.
Глава государства отметил, что «нефть, будучи главным ресурсом глобальной экономики, становится энергетической основой нашей цивилизации». В ближайшие 10 лет в Казахстане за счет развития морской нефтедобычи в Каспийском море предстоит удвоение объемов добычи нефти, до 130–150 млн тонн в год, из них на территории нашей области он должен составить не менее 95 млн тонн, что сопоставимо с объемами ряда стран Персидского залива. В связи с этим вполне объясним очень высокий интерес к региону со стороны крупнейших международных компаний.
Что касается решений, повлиявших на развитие отрасли за последние 20 лет, то на всех этапах развития нашего государства эта отрасль всегда оставалась базовой. Все имевшиеся нормативно-правовые акты менялись и дополнялись только в целях обеспечения ее ускоренного развития.
2. Если вопрос касается производства топливной продукции — ГСМ и другой, то, по мнению специалистов, прежде всего это результат несовершенства ранее заключенных соглашений и контрактов на недропользование, в которых не отрегулирован в должной мере вопрос безусловной поставки необходимого объема углеводородного сырья на отечественные нефтеперерабатывающие производства, производящие нефтепродукты, в том числе для нужд внутреннего рынка страны.
Другая причина — сильное технологическое отставание действующих нефтеперерабатывающих заводов в нашей стране от общепринятых мировых стандартов и их нехватка. Считаю, что новые нефтеперерабатывающие производства должны быть размещены в непосредственной близости от места добычи углеводородного сырья.
Сегодня конкурентоспособность производимой отечественной продукции по сравнению даже с российской низкая. В настоящее время по поручению главы государства реализуется программа модернизации отечественных нефтеперерабатывающих заводов, рассматривается вопрос внедрения технологии по выпуску продукции нефтепереработки стандарта даже не Евро-4, а Евро-5. И это должно произойти, по нашим сведениям, к 2015 году.
3. Двадцать лет — с точки зрения истории небольшой отрезок времени. Мы знаем достаточно примеров из истории, когда становление государств растягивалось на столетия. Другой вопрос, что благодаря дальновидной и продуманной политике Первого Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева наша страна смогла достичь впечатляющих успехов в развитии.
Общеизвестно, что любое независимое государство проходит через определенные этапы становления. Что касается трудовых конфликтов, имеющих место на территории нашего региона, то я объяснил бы это тем, что сейчас проходит процесс становления в новых экономических условиях страт работника и работодателя. Это присуще любой рыночной экономике. Две стороны трудового процесса учатся находить общий язык, пусть в такой немного нервозной форме и обстановке. И эта ситуация должна послужить уроком нам всем: и работодателю, и работнику, местным исполнительным органам и курирующим министерствам и ведомствам. По мнению специалистов, изучавших этот вопрос, управленческому составу АО «РД «КазМунайГаз» надо сделать главный акцент на самочувствии человека труда, на решении актуальных для него социальных и производственных проблем, воспитании духа корпоративности, от руководителей до простого работника, взаимной поддержки и взаимопонимания.
Труд нефтяника легким никогда не был. Первопроходцам отрасли досталось вдвойне, они жили в землянках, без воды и нормальной пищи, в зной и холод бурили первые скважины и прокладывали первые нефтепроводы. Компенсацией за тяжелые климатические условия стал коэффициент, который ежемесячно доначислялся к заработной плате. Вокруг него сегодня и разгораются трудовые споры.
Сегодня в трудовом конфликте участвуют не нефтяники с профильным образованием, а работники вспомогательных производств — водители спецтехники. Необоснованность оспариваемых требований в части оплаты труда указанными работниками и их противоречие действующему законодательству страны неоднократно доказывались специалистами соответствующих ведомств, это подтвердила также и специально созданная комиссия центральных госорганов.
Другой вопрос, что разные силы пытаются перевести трудовой конфликт в политическую плоскость, манипулируя эмоциями и мнением участников акции протеста, организуются пресс-конференции, на которых одни эмоциональные выступления, не приводится никаких взвешенных аргументов. Тем более люди уже убедились в том, что реально они им не помогут.
Все возможные меры с нашей стороны принимаются. Например, по нашей просьбе АО «НК «КазМунайГаз» создает дополнительные рабочие места для трудоустройства уволенных.
Равиль Чердабаев, профессор, академик Международной инженерной академии и Национальной инженерной академии РК, первый министр нефтяной и газовой промышленности независимого Казахстана
1. Чтобы читателю было понятно значение своевременно принятых руководством нашей страны решений, думаю, следует кратко описать ситуацию в республике, сложившуюся 20 лет назад.
Распался Советский Союз, на карте появились 15 независимых государств. Каждое из них начало строить жизнь по своему усмотрению. Менялись таможенные условия, тарифы на транспорт, проходящий через границы стран, цены на товар и многое другое. Были прерваны все межгосударственные и межведомственные связи, обеспечивавшие прохождение через границы товаров, финансовых средств.
На протяжении всего времени существования советской власти нефтяная отрасль Казахстана полностью управлялась из Москвы, так как собственного Министерства нефти и газа у нас не было. Все вопросы, начиная от финансирования, проектирования, создания и функционирования предприятий, материально-технического обеспечения, планирования и отчетности и заканчивая назначением руководящих кадров, решались союзными министерствами.
В одночасье лишившись руководящего органа, необходимо было оперативно создать свой республиканский координирующий орган, наладить схему спроса и предложения и выпуск готовой продукции. А это все требовало времени. Все работы по проектированию, поставкам оборудования, запасных частей, материалов и научно-исследовательские изыскания прекратились ввиду вышеназванных причин, так как выполнялись они предприятиями во всех республиках СССР, а некоторые — и за границей.
Выявленные в 1970–1980-е годы крупные месторождения нефти и газа, такие как Тенгиз, Королевское, Карачаганак, месторождения на шельфе Каспийского моря и другие, из-за глубины залегания, от 4 до 7 км, высокого пластового давления — до 900 атм. и выше, высокого содержания серы, а также высоких температур на выходе, превышающих 100 градусов по Цельсию, требовали приобретения соответствующего оборудования и новейших технологий, которых в то время в СССР не было. Оборудование на месторождениях было изношено и не могло более удовлетворять все возрастающим требованиям времени.
В первые годы после обретения Казахстаном независимости положение было критическим не только в нефтегазовой отрасли, но и во всех других отраслях народного хозяйства. Характеризуя экономику республики в тот период, Н. А. Назарбаев говорил, что она находится в «коматозном состоянии». Надо было срочно найти выход. Единственным конкурентоспособным и пользовавшимся спросом продуктом, производимым тогда Казахстаном, была нефть. На нее и была сделана ставка для привлечения инвестиций. Но и здесь нас ожидали большие трудности.
Во-первых, не было соответствующей законодательной базы, гарантирующей возврат инвестору вложенного капитала с прибылью.
Во-вторых, не было соответствующего органа, имевшего опыт работы с инвесторами, который обеспечивал бы выполнение всех условий, начиная от составления соглашений о созданий совместных предприятий, обеспечения их функционирования и заканчивая реализацией продукции.
В-третьих, не было специалистов, владевших иностранными языками в сфере бизнеса, новейшими технологиями и опытом ведения переговоров.
Первым иностранным инвестором стала нефтяная компания «Шеврон». 6 апреля 1993 года создано казахстанско-американское совместное предприятие «Тенгизшевройл», и это стало своего рода сигналом для других инвесторов. Затепм с участием крупных нефтяных компаний были созданы консорциумы «Казахстанкаспийшельф», «Карачаганак Петролиум Оперейтинг» и др. Все они поверили Президенту Н. А. Назарбаеву. Были изданы соответствующие указы президента, приняты законы «О нефти», «О привлечении иностранных инвестиций» и другие.
Поток инвестиций оказал положительное воздействие и на другие отрасли экономики. Активная работа с инвесторами, внедрение новейшего оборудования и технологий, совместное управление производством, подготовка местных кадров дали свои положительные результаты. Сейчас в стране нефти добывается втрое больше, чем в советское время. По итогам 2010 года добыто 80 млн тонн, и это, я считаю, только начало.
2. Основными проблемами развития рынка нефтепродуктов Казахстана являются, во-первых, низкий уровень конкурентоспособности нефтеперерабатывающих производств, так как все три завода страны построены еще в советское время и не отвечают современным стандартам. Уровень переработки нефти на них составляет около 50–55%. Для сравнения: в США, Канаде и Европе данный показатель составляет около 90% и выше.
Во-вторых, весьма низок уровень выхода высокооктанового бензина на отечественных заводах.
В-третьих, сохраняется высокий уровень технологической зависимости от поставок сырья из России. Как известно, Павлодарский завод полностью работает на западносибирской нефти, Шымкентский на 30% зависит от поставок из России.
В-четвертых, в стране резко возрастает количество легковых и грузовых автомобилей — иномарок, потребляющих высокооктановый бензин.
В-пятых, дефицит нефтепродуктов порой возникает из-за остановки на ремонт нефтеперерабатывающих заводов в разгар сезонных работ.
В-шестых, важную роль играет резкое колебание цен на внутреннем рынке нефтепродуктов из-за отсутствия объективных индикаторов цен, низкой прозрачности, длинной цепочки посредников между нефтеперерабатывающими заводами и сетями автозаправочных станций, а также слабой конкуренции.
Казахстан как страна с рыночной экономикой принимает активное участие во внешнеполитических отношениях с другими государствами. Это обстоятельство определяет объективное влияние мировых цен на нефть и нефтепродукты, а также на объемы их поставок. Примерно в 80% случаев рост цен на энергоносители связан с ростом мировых цен и в 20% — с доминирующим положением нефтяных компаний. Цены на нефтепродукты не зависят от наличия или отсутствия собственной нефти в стране, поскольку нефтедобывающие компании ориентируются не на географию, а на коммерческую прибыль.
В последние годы у государства появляются финансовые возможности для решения вышеперечисленных проблем. Правительство Казахстана реализует Комплексный план развития нефтеперерабатывающих заводов республики на 2009–2015 годы, основная цель которого — обеспечение энергетической безопасности страны в части полного удовлетворения внутреннего рынка Казахстана качественными нефтепродуктами, соответствующими требованиям Евро-4. Будем надеяться, что этот план будет выполнен в полном объеме и в указанные сроки.
Неотъемлемой частью процесса положительного решения обозначенных проблем являются корректировка налоговой, таможенной, антимонопольной политики государства, развитие биржевой торговли, создание здоровой конкуренций, нормализация сбыта продукции, обеспечение прозрачности, а также достижение баланса спроса и предложения.
Вступление Казахстана в Таможенный союз и в перспективе образование Единого экономического пространства должны создать благоприятные взаимовыгодные условия для развития нефтегазовой отрасли, на основе активизации инвестиционного сотрудничества и согласованной таможенной, налоговой и тарифной политики в этой сфере.
3. Конфликтные ситуации в нефтегазодобывающих компаниях были всегда, в любом государстве мира, и возникают ныне. Причины таких ситуаций могут быть разными, от косвенных проблем нерешенности социально-бытовых вопросов, каких-то региональных проблем, связанных с занятостью населения, до непосредственно условий труда на самих предприятиях, несоблюдения сторонами обязательств. Конечно, каждый отдельно взятый случай требует отдельного внимательного рассмотрения.
Для решения этих вопросов необходимо объективное, тщательное, всестороннее их изучение с участием компетентных органов, а также конфликтующих сторон, на основе мирного равного диалога и исключительно в правовом русле. Только в этом случае возможно принятие эффективных мер для решения спорных ситуаций.
Сайт журнала «Exclusive»
Время загрузки страницы 1.087 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |