По прогнозу Министерства сельского хозяйства, нынешний урожай в Казахстане будет рекордным за последние 60 лет. Как и кому выгоднее продать зерно, чтобы не только не проиграть, но и создать весомый задел на будущее? Как заявил глава ведомства Асылжан Мамытбеков, на сегодня уже намолочено более 20 тонн зерна. А в целом планируется собрать около 25 миллионов тонн зерновых. При этом он заверил, что никаких проблем по хранению зерна нет. «Все это зерно сейчас уже ввозится на зернохранилища, которых в республике 217. Общий объем зернохранилищ на сегодняшний день составляет 22,6 миллионов тон», - резюмировал министр. |
В свою очередь Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев поручил правительству сохранить и своевременно экспортировать рекордный урожай, чтобы производители не потеряли в деньгах и имели средства для дальнейшего развития.
Однако все помнят опыт 2009 года и знают, к чему может привести недостаток мощностей для хранения. Во-первых, много зерна останется в неприспособленных для хранения складах или на улице. Во-вторых, предприниматели, не имеющие доступ к хранилищам, постараются быстрее продать свое зерно, и в результате собьют закупочные цены до минимума.
- Все зависит от мировых цен на зерно. В 2009 году из-за высокой урожайности во всех странах-экспортерах зерновых цены резко упали, и наше зерно оказалось неконкурентоспособным. Сейчас цены на мировых биржах пока растут. Но сильно может сказаться нехватка мест для хранения зерна. Может получиться так, что вся избыточная масса зерна будет давить на цены. А тем, кому нужны будут деньги, продадут зерно по любой цене, - пояснил Quorum.kz директор брокерской компании «Torino-06» Оразбек Сарсенбиев.
Председатель аграрного комитета Мажилиса Парламента РК Ромин Мадинов считает, что «необходимо максимально быстро вывозить зерно из страны». Иначе из-за нехватки емкостей для хранения цена на зерно может резко упасть.
- Продкорпорация покупает у каждого предпринимателя зерно по очень высокой и выгодной цене. Это примерно по 170 долларов за одну тонну. В общем Продкорпорацией планируется закупить до 5 млн. тонн и эти объемы справедливо распределены среди всех предпринимателей. Это позволит снять финансовую напряженность, которая обостряется осенью. Ведь предпринимателям необходимо платить зарплату своим рабочим, расплачиваться с долгами, - сказал в интервью Quorum.kz Мадинов.
При этом основную проблему Мадинов видит в том, что вся торговля зерном проходит через морские пути. А у Казахстана, к сожалению, нет прямого доступа в океан.
- Из-за транспортировки зерна до ближайших портов в России съедается прибавочная стоимость казахстанского зерна. Это составляет около 100 долларов за тонну. Не стоить забывать, что в этом году в России и Украине тоже хороший урожай, поэтому их порты в первую очередь будут отгружать свое зерно. Выходом из этой ситуации может послужить строительство зернового терминала на Дальнем Востоке России, чтобы иметь выход к морю, - сказал Мадинов.
Дальневосточное направление выбрано Мадиновым не случайно. Он пояснил, что порты Черного моря перегружены не только зерновыми, но и другими продуктами, поэтому будет выгоднее использовать Дальний Восток. Железная дорога в этом направлении не загружена.
Возникает вопрос: а как же Средняя Азия, Иран и Китай? Эти страны могли бы стать основными покупателями казахстанского зерна. В этом случае не пришлось бы транспортировать зерно до российских портов, достаточно отправлять весь объем по железнодорожным путям. Но не все так просто.
- Казахстан экспортирует зерно более чем 80 странам мира. И продавать Китаю мы всегда готовы. Но есть несколько нюансов. Во-первых, Китай сам является самым большим в мире производителем зерна, и иногда даже экспортируют. Если и покупает, то в небольших объемах, примерно по 5-6 млн. тонн. Во-вторых, основное население Китая проживает на юге - а эта часть ближе к морю. Поэтому им дешевле закупать зерно с Австралии или Канады. Морем всегда дешевле, - пояснил председатель аграрного комитета.
- Кроме того, - продолжил он. - Китай употребляет гораздо меньше мучных продуктов, чем другие развивающиеся страны. Поэтому, на мой взгляд, необходимо ждать, пока не повысится благосостояние среднего и малообеспеченного слоев населения. Тогда они начнут употреблять больше мучных изделий. Это мировая практика: чем выше благосостояние населения, тем больше эта страна употребляет и нуждается в зерновых.
В свою очередь Оразбек Сарсенбиев рассказал, что казахстанское правительство каждый год пытается продать зерно Китаю, но постоянно возникают проблемы:
- В Китай казахстанское зерно не идет из-за проблем с транспортировкой. Вторая проблема в отсутствии терминалов на казахстанско-китайской границе. Обещают построить их только через два года, поэтому пока мы не можем продавать Китаю. В результате основными потребителями являются страны Средней Азии. А в России приоритет стоит на отгрузке своего зерна. В этом году российский урожай составил 95 миллионов тонн. Поэтому мы пока на российских портах не проходим.
По словам Сарсинбиева,второй выход на море обещает АО НК «Казахстан Темир Жолы». «В декабре текущего года они должны сдать железнодорожную линию на юг Ирана. Только после этого мы будем иметь выход на океан, через страны Персидского залива», - пояснил он.
Пока эксперты и участники зернового рынка пытаются предугадать ход событий на казахстанском зерновом рынке, внутренняя цена на зерно и муку уверенно падает. Если летом за тонну зерна предлагали 31-32 тысячи тенге, то сейчас зерно скупается уже по 25 тысяч тенге.
Информационно-аналитический портал «Кворум.kz»
Время загрузки страницы 0.587 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |