После кровавых событий, происшедших в начале июля в Темирском районе Актюбинской области, когда в результате спецоперации погибли девять экстремистов и четверо сотрудников полиции, в регион начался наплыв «правильных» религиозных деятелей. Посетил область и известный теолог Аскар Сабдин (на фото). Не обошел он стороной и Темирский район, где случилась недавняя трагедия. |
– Что вы заметили за время пребывания в Актюбинской области?
– В поселках Кенкияк и Шубаршы чувствуются некая напряженность и страх, хотя паники среди населения уже нет. Люди пытаются понять, почему произошли печальные события.
– И какие же, на ваш взгляд, эти причины?
– Я человек посторонний, местным властям и имамам гораздо виднее. Мне кажется, причин здесь много: есть чисто теологические, есть экономические, есть какие-то криминальные причины, чувствуются и манипуляции людьми. Вот говорят, экстремисты прикрывались именем Аллаха. С точки зрения исламской теологии, такие шаги не оправдываются. Их поступки можно назвать как угодно – фанатизм, буквализм, однобокость. Но традиционно это считается неофитством.
– Именно с этим общество и столкнулось?
– Да. Неофиты получают воодушевление, когда видят ошибки других. Они считают свое мнение единственно правильным. В западном регионе страны мы столкнулись с хроническим неофитством. Некоторые молодые люди возомнили себя великими учеными и защитниками веры. Одна из наших задач – показать, что они заблуждаются, что они обыкновенные невежды.
– Неужели ни политики, ни религиоведы не могли предугадать эту ситуацию?
– Могу сказать, что люди, говорившие о надвигающейся угрозе, были. Но на тот момент их не особо слушали. А теперь мы наблюдаем эпидемию некого фанатизма. Нынешняя молодежь очень радикально настроена. Думаю, как и любое другое общество, мы этим переболеем.
– Проблема неофитства характерна только для западного региона Казахстана?
– Эта проблема историческая. Этим переболели соседние государства. Была гражданская война в Таджикистане, были события в Ферганской долине. До сих пор это есть на Северном Кавказе. В западном регионе страны проблема неофитства стоит остро. Могу сказать, что уровень религиозного сознания у людей очень низкий, что вместе с невежеством дает сильный разряд. У них на любой вопрос есть своя истина.
– Но почему такие люди опережают вас?
– Нет, нас не опережают. Нельзя сказать, что эта эпидемия распространилась на на основную часть населения страны. Носителей «вируса» мало, пока еще это не вышло на критическую массу. Конечно, спасти всех мы не сможем, особенно тех, кто заражен капитально. Есть такой принцип в исламе – только увещевание. Нам не предписано ничего, кроме призыва. В религии нет принуждения.
Дмитрий ШИНКАРЕНКО, Актобе
Сайт газеты «Экспресс К»
Время загрузки страницы 0.798 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |