АТФБанк опубликовал свой аналитический обзор, посвященный прогнозам относительно перспектив казахстанской экономики. Один из самых интересных комментариев сделан по поводу перспектив тенге. Согласно прогнозам аналитиков банка, несмотря на впечатляющие макропоказатели, они видят весьма ограниченные выгоды для тенге в ближайшие месяцы на фоне значительного ослабления российского рубля в последние недели, что выразилось в ослаблении рубля против тенге почти на 9% с августовского пика. Кросс-курс, по их оценкам, в настоящее время вернулся к средним долгосрочным значениям. Ввиду сложившейся ситуации Нацбанк будет не склонен к укреплению тенге, соответственно рекомендуется закрывать «бычьи» позиции по тенге. По оценкам аналитиков банка, в случае, если продолжится распродажа рубля, данная тема может оказаться на повестке дня. Предыдущие прогнозы аналитиков АТФБ относительно действий Нацбанка и перспектив тенге оправдывались не во всех случаях. В прошлом году аналитики, например, гораздо выше оценивали потенциал укрепления тенге (как и эксперты многих других финансовых институтов), чем он укрепился на самом деле. По их прогнозам, доллар должен был стоить Т139 на конец прошлого года в случае, если бы Нацбанк отказался от сдерживания укрепления, и Т142 в случае продолжения этой политики (пожалуйста, Панорама №25 за 2010 год). По оценкам, содержащимся в отчете, с которыми наверняка не согласился бы Нацбанк, казахстанская денежная политика больше нацелена на сохранение конкурентоспособности, чем на контроль инфляции. С инфляцией, уже превышающей за весь 2011 г. прогноз Нацбанка в 6-8%, он должен был бы ужесточать политику и позволить более значительное укрепление тенге. Аналитики отмечают, что Нацбанк повысил 1-недельное репо на 50 процентных пунктов в марте и увеличил выпуск нот, но главный метод борьбы с инфляцией - квазиадминистративные меры, как, например, ценовые ограничения на отдельные виды бензина. Продукты питания и топливо - основные составляющие инфляционного давления, а «мягкие» деньги, по их мнению, не играют существенной роли при текущем слабом кредитовании на фоне высокого уровня сомнительных кредитов в банковской системе. Более крепкий валютный курс мог бы противостоять инфляции. Но благодаря интервенциям Нацбанка, возможно, нацеленным на сохранение конкурентоспособности в Таможенном союзе, в начале 2011 г. и оттоков капитала позже, укрепление тенге носило слабовыраженный характер, несмотря на то, что реально эффективный курс позволил бы более существенное укрепление. (В свою очередь глава Нацбанка, комментируя различия в подходах с российским Центральным банком, сомневался, что укрепление рубля, на которое пошел российский регулятор, способно, как это описано в учебниках, снизить уровень инфляции за счет более дешевого импорта. Различие с некоей идеальной моделью состоит в недостаточном уровне конкуренций в российской и казахстанской экономиках. На конец июля инфляция в Казахстане была существенно ниже, несмотря на недопущение укрепления тенге. Но август внес существенные изменения, инфляция за 12 месяцев в России снизилась с 9% до 8,2%, а в Казахстане выросла с 8,5% до 9%. Возможно, это никак не было связано с препятствованием укреплению тенге. - Н. Д.) В аналитическом отчете отмечается «редкий двойной профицит текущего счета и фискального баланса. Ожидания авторов состоят в том, что профицит текущего счета составит 6,7% ВВП по итогам этого года. Что касается ситуации в бюджетной сфере, то они отмечают, что Казахстан намерен сохранять жесткую фискальную (нефтяную) политику, несмотря на то, что общие международные резервы Нацбанка и Нацфонда достигли $75,8 млрд в августе, что достаточно для покрытия 19 месяцев импорта товаров и услуг и превосходит широкую денежную массу ($66 млрд) на 14%. Аналитики напомнили, что МВФ, хотя и дал высокую оценку осторожной политике Казахстана в своем июньском страновом отчете (пожалуйста, Панорама № 17), все же высказался за более гибкий подход к формированию Нацфонда с выделением больших средств на такие цели, как, например, образование. По их оценкам, возможно также стоило бы вернуться к дискуссии о снижении подоходного налога, но, очевидно, для этого еще не пришло время. Аналитики дочки UNI Credit ссылаются на высказывания Президента Назарбаева о необходимости быть готовыми к новой глобальной турбулентности. (Президент вновь высказался на эту тему на состоявшейся в Нью-Йорке сессии Генеральной ассамблеи ООН.) Кроме того, «Прогнозы социально-экономического развития на 2012-2016 гг.» предусматривают достижение Нацфондом $72,5 млрд в конце 2015 г. с $40,4 млрд в августе 2010 г. Это соответствует росту на $7-8 млрд в год. Так как трансферты в бюджет зафиксированы на уровне Т1,2 трлн ($8 млрд), почти половина от запланированных доходов нефтяного фонда будет сберегаться, другая половина будет переведена в бюджет. Базовый прогноз правительства составляет $80 за баррель в 2012 г. и $70 в 2013-2014 гг.; рост ВВП в среднем 7% в соответствии с поручением Президента. |
По оценкам аналитиков АТФБ, средняя фактическая цена на нефть будет выше ($110, $113, $122 в 2011-м, 2012-м, 2013 гг.), как и, соответственно, доходы нефтяного фонда. Одобренный правительством проект Республиканского бюджета на 2012-2014 гг. предусматривает постепенное снижение дефицита с 2,6% от ВВП в следующем году до 1,3% в 2014 г. Этот прогноз выглядит, по их мнению, реалистичным и должен сохранить общий (нефтяной и ненефтяной) фискальный баланс в профиците в целом в вышеуказанном периоде.
Аналитики АТФБ ожидают роста реального ВВП на 7,0% в 2011 г., 6,2% - в 2012 г. и 6,8% - в 2013 году, учитывая данные за первое полугодие 2011 г., а также желание казахстанских властей достичь 7% таргета роста, установленного Президентом. Основной риск для осуществления прогноза состоит в том, сохранятся ли высокий спрос и высокие цены на сырье и сможет ли Казахстан мобилизовать достаточные инвестиции для достижения уверенного быстрого роста.
Николай ДРОЗД
Сайт газеты «Панорама»
Время загрузки страницы 0.234 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |