Сертификация предприятия, как коммунистический субботник: даже если было объявлено, что явка добровольная, тащиться туда все равно придется. Всемирная тенденция такова, что полномочия по сертификации постепенно переходят от государства к независимым организациям. Их представители собрались сегодня в Алматы на Международную конференцию |
«Менеджмент качества, инновации, сертификация систем менеджмента». Предполагается, что предприятие будет коллекционировать сертификаты, а таковых тьма: ISO 14001 (экология), SA 800 (социальная ответственность), ISO 9001 (охрана труда), OHSAS 18001 (качество) и многие другие.Первым открытием, которое сделали для себя приглашенные журналисты, было то, что система управления качеством и само качество – совершенно разные понятия. Наличие в компании первого отнюдь не означает автоматическое присутствие второго. Ведь качество выпускаемого ими товара, строго говоря, никак не зависит от наличия или отсутствия сертификата: товар первичен, а подтверждающая его добротность бумажка – всего лишь способ его продвижения на рынке.Тем не менее предприятия и менеджмент качества у себя заводят, и различные сертификации проходят, хотя это крайне недешевое удовольствие. Зачем им это? Не может ли быть так, что бесчисленные международные сертификации – это оружие, которое иностранные компании используют против своих казахстанских конкурентов?
– Используется ли сертификация для сдерживания конкурентов? Конечно! – говорит заместитель генерального директора Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» Олег Марцынковский. – Это факт, и казахстанским предприятиям надо быть к нему готовым. Не надо отступать под нажимом этого инструмента. В Казахстане около четырехсот предприятий, которые имеют
добросовестные сертификаты и поддерживают их в течение нескольких лет.
– Во многих западных странах вы можете столкнуться с ситуацией, когда договоры заключаются лишь с компаниями, которые уже доказали качество своей продукции и подтвердили ее соответствующим сертификатом. Если вы не имеете определенной сертификации, фактически не можете начать свой бизнес, – подтверждает президент International Quality Network Тони Ди Палмо.
По его мнению, казахстанским компаниям этого не избежать, их слишком мало знают в мире. А вот гарантий качества выдающие сертификаты организации дать не могут – какой спрос с ревизоров, появляющихся на предприятии дважды в год?
– Надо, чтобы производители были социально ответственными, настроены на производство безопасной продукции, думали о будущем, а не руководствовались корыстными мотивами сиюминутной выгоды, – говорит генеральный директор Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» Аркадий Владимирцев. – Ключевое слово не за органами сертификации или стандартизации – мы сами потребители, мы сами заинтересованы, чтобы система заработала. Слишком много в ней черных дыр и проблем, и эти проблемы носят зачастую чисто криминальный характер.Итак, сертификация есть, а гарантий качества продукции нет. И куда податься простому казахстанскому потребителю? Если он отравился недельной давности сметаной, то к сертификату ISO 22000 (безопасность пищевой продукции) молочного завода претензий быть не может: между ними в качестве изолирующей прокладки стоят крупный оптовик, мелкий оптовик, сам магазин. Зато расходы на ритуальные танцы по стандартам ISO неизбежно переносятся на стоимость конечной продукции. А обыватель все эти игрища из собственного кармана оплатил.
Александр КАМИНСКИЙ, Алматы
Сайт газеты «Экспресс К»
Время загрузки страницы 0.235 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |