На днях у костанайцев, в сознательном возрасте переживших 90-е, появилась возможность поностальгировать. Изрядно подзабытые времена острого дефицита можно еще раз пережить на АЗС города. Дизельное топливо и бензин марок АИ 80, АИ 92 продают лишь тому, кто имеет в кармане заветные талоны. И те, кстати, не так просто достать. Настроения костанайских автомобилистов становятся взрывоопасными. Талон дороже денег |
Корреспонденты «НГ» решили сами проверить, насколько трудоемкий процесс - наполнить бак авто бензином.
Первая заправка, куда мы заехали в поисках дефицитного АИ 92 - АЗС «Иволга». Вывеска на одной из колонок «АИ 92 только по талонам», призванная спасать кассиров от тысячекратного разъяснения, своей роли не выполняла. Водители с надеждой в глазах оккупировали окошко кассира. Присоединились к страждущим и мы.
- 92-й есть?
- Только по талонам.
- А где можно талоны купить?
- В офисе на Дощанова, 157.
Напоследок мы решили сфотографировать объявление, предупреждающее об отсутствии бензина.
- Здесь не фотоаппараты нужны, а автоматы, - проворчал мужчина, заправляющийся 95-м бензином на соседней колонке.
На заправке «Мунай онимдери» столпилось больше десятка машин. Вновь подъезжающие спрашивали у тех, кто уже попытал счастья в кассе: «По талонам или за наличку?» Услышав неутешительный ответ, многие из них разворачивались и уезжали, даже не выходя из автомобилей. АИ 95 заливать желающих не нашлось - отпугивала самая высокая по городу цена -150 тенге за литр. АИ 98 - 160 тенге. Тоже «рекорд».
На заправках «Гелиоса» - АИ 92 тоже по талонам, АИ 80 и ДТ, как и на «Мунай онимдери», отсутствуют. АИ 95 - по 146.
Заправка «Эталонавто» удивила абсолютным отсутствием клиентов. Ситуацию прояснил электронный стенд с указанием цен на топливо. На нем одиноко высвечивалась цифра «86». Эта заправка предлагает только АИ 80 по 86 тенге. Подойдя к кассе, наткнулись на уже знакомое объявление: «Уважаемые клиенты! Дизельное топливо и АИ 92 отпускаем только по талонам». Кассир пояснила, что такие меры продиктованы руководством, простым служащим причин ограничений не объяснили. Такая же ситуация на заправках этого оператора, находящихся за чертой города.
За бензином - за город
Безусловным лидером по дефициту горючего стала АЗС «Меридиан». Все колонки этой заправочной станции были увешаны объявлениями: «Дизельного топлива нет», «АИ 80 нет», «АИ 92 только по талонам», «АИ 95 нет». Зато у клиентов этой заправки есть реальный шанс купить АИ 92 за наличные. Правда, для этого придется ехать сюда к полуночи. Кассир «Меридиана» пояснила, что ежедневно выделяется лимит объемом 250 литров для продажи. Их реализация начинается после 12 часов ночи. Кто не успел, тот опоздал.
Наученный горьким опытом таксист, с которым мы объезжали станции, подсказал, что заправить за наличный расчет АИ 92 можно на АЗС «Бахыт» по адресу: Мауленова, 35. Положительный ответ кассира приятно удивил, но без ложки дегтя все же не обошлось.
- Мы и вчера продавали за наличные, и сегодня отпускаем, - рассказала нам женщина. - Но осталось литров 100 92-го бензина, так что и у нас скоро не будет.
На этой же станции можно было купить и АИ 80, и ДТ без талонов.
Совершенно выбивается из ряда костанайских АЗС «КазМунайГаз». На этой заправке есть в свободной продаже все виды бензина и дизельное топливо. Причем АИ 95 по прежней цене 135 тенге. Напомним: у «Гелиоса» - 146 тенге, «Мунай онимдери» - 150 тенге. АИ 98 также радует демократичной ценой - 141 тенге. Таких заправок в Костанае всего лишь две, обе на выезде из города. Но, несмотря на их отдаленность, очереди здесь выстраиваются от самой трассы. Некоторые предусмотрительно приезжают за соляркой на бензовозах или с бочками.
Это, конечно, хорошо, но каждый раз ведь не будешь выезжать за город, выстаивать очередь, чтобы залить в бак доступный АИ 92. Поэтому большинству все-таки лучше иметь в запасе несколько талонов на бензин.
За ними-то мы и отправились. Для начала в «Эталонавто». Причины, по которым фирма реализует горючее по талонам, стали ясны, как только мы переступили порог бухгалтерии компании. Сотрудница охотно продала нам 5 литров бензина АИ 92 в бумажном эквиваленте по 115 (!) тенге за литр, тогда как государство регламентирует продажу бензина этой марки не дороже 106 тенге. В офисе АЗС «Иволга» талоны реализуют вообще по 118 тенге.
В офисе ТОО «Гелиос» нам не повезло.
- С новыми клиентами мы не работаем, - пояснила сотрудница компании. - Продолжаем реализацию топлива тем, с кем заключили договора ранее.
Виноваты завод и спекулянты
Как же получилось, что в стране, которая обладает неизмеримыми запасами нефти, ситуация на розничном рынке дошла до откровенного дефицита? Компетентные лица видят несколько причин.
Как сообщил «НГ» директор департамента развития нефтяной промышленности министерства нефти и газа Куандык Кулмурзин, это связано с введением в действие нового Закона «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов»:
- Эта ситуация на казахстанском рынке в первую очередь возникла из-за приостановления отгрузки нефтепродуктов с завода в Атырау. Это произошло в начале августа, когда вступил в силу новый Закон «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов». Возникло несколько толкований отдельных статей этого закона. Интервал между отгрузками растянулся на 2 недели. Вы представляете, что такое в Казахстане при необходимости беспрерывного снабжения регионов нефтепродуктами разрыв в полмесяца? 22 августа отгрузка возобновилась. С Атырауского завода до Костаная доставка нефтепродуктов железнодорожным путем занимает минимум неделю. Значит товар, отгруженный 22 августа, стал поступать в Костанайскую область ориентировочно в конце августа или в начале сентября. Остатки топлива, которые были у АЗС на начало августа, уже реализовали, а свежий объем еще не подошел. И в связи с этим в конце августа возник ажиотаж и поползли слухи о том, что в сентябре цены поднимутся. Это привело к тому, что даже те, кто имел остатки бензина на нефтебазах, приостановили реализацию, ожидая получить дополнительную прибыль.
В связи с такими предположениями региональная инспекция Агентства по защите конкуренции начала проверки костанайских АЗС. Их инспектируют не впервые в этом году.
- Сейчас завершается расследование в отношении двух крупных компаний по факту необоснованного ограничения реализации дизельного топлива за наличный расчет, - сообщил начальник отдела мониторинга и анализа товарных рынков межрегиональной инспекции Агентства РК по защите конкуренции (антимонопольный комитет) Нурлан Джалгаспаев. - Что касается АИ-92, то реализаторы сослались на отсутствие запасов и высокие цены поставщиков. Работа по этому направлению ведется, по данному вопросу мы направили запросы в компании, реализующие бензин, провели мониторинг. По нашим данным, АЗС в основном сейчас АИ-92 реализуют по лимиту. У кого-то он составляет 1000 л, у кого-то больше. Такого запаса хватает до 10-11 часов утра, дальше - по талонам. По талонам АЗС не могут не отпускать бензин, поскольку договоры с пожарной службой, станцией «Скорой помощи», правоохранительными органами они заключили ранее и в случае невыполнения им грозит ответственность в виде серьезного штрафа.
Режим тотального молчания
Сами же операторы АЗС комментировать наболевшую ситуацию отказываются. Как сообщил корреспондентам «НГ» директор КФ ТОО «Эталонавто» Дулат Дюсембин, говорить о дефиците горючего сегодня - значит усугубить собственное положение.
- Мы отчитались перед Агентством по защите конкуренции об остатках бензина у нас, - сказал Дюсембин, - поэтому отвечать на ваши вопросы должны компетентные органы.
Этими же «компетентными органами» прикрываются и остальные. По их словам, причины дефицита кроются не только во временном прекращении отгрузки на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе.
- Мы сейчас как под колпаком ходим, - говорит один из сотрудников крупной костанайской АЗС, имени которого мы по понятным причинам не называем. - Каждую неделю нас собирают и заставляют отчитываться - где и почем берем бензин, сколько осталось. Мы зажаты со всех сторон. Теперь в России, где мы раньше закупали АИ-92, его себестоимость составляет 110 тенге, а мы должны здесь у себя продавать его за 106. Такие цены установило государство. Почему мы должны работать себе в убыток? Вот и не продаем, и не будем этого делать, пока все не решится. То, что у нас осталось, мы реализуем по талонам.
Загнанные в угол региональные реализаторы горючего могут стать легкой добычей. По неофициальным данным, некоторым костанайским АЗС, балансирующим на грани, уже были сделаны предложения о продаже бизнеса тому, кто твердо стоит на ногах. Защитить компании от рейдерских атак не в силах никто, и в первую очередь государство. Предпринимаемые им меры по стабилизации ситуации на данный момент никакой пользы не приносят. С 27 сентября в Казахстане повысятся пошлины на экспорт светлых и темных нефтепродуктов. Однако это никак не отразится на состоянии нефтяного рынка - экспорт запрещен до конца текущего года.
Одна надежда у реализаторов горючего - на повышение розничных цен. А для потребителей просвета не предвидится в любом случае. Нас ждет либо обострение дефицита, либо скачок цен на бензин.
Каким вы видите развитие событий на рынке розничной торговли горючим?
Олжас Худайбергенов, директор Центра макроэкономических исследований:
- Так как Костанайская область граничит с Россией, то в силу эффекта Таможенного союза цены на ГСМ в области обязательно сравняются с российскими, то есть поднимутся еще на 15-20%. Другого выбора нет. Рано или поздно запрет на экспорт будет снят и весь бензин начнут вывозить в Россию. Инструмента противодействия этому процессу нет, товары можно свободно провозить как в одну сторону, так и в другую. Собственно, для этого Таможенный союз и был создан. Раз поднятие цен неизбежно, значит подорожание должно проходить так, чтобы не вызвать резонанса. Скорее всего это будет поэтапно, по 5-7% за этап. Произойдет такое повышение не сразу, а в течение года-полутора.
Петр Своик, член президиума ОСДП «Азат»:
- Цены на бензин поднимутся. Правительство пытается административно воздействовать, но реальных мер для стабилизации ситуации не предпринимает. В итоге посопротивляется немного и уступит требованиям предпринимателей, реализующих бензин. Реально облегчить ситуацию для потребителей можно.
Цена на топливо складывается из стоимости его производства и множества накруток. Удешевить бензин можно через создание вертикали интегрированных компаний от скважины до бензоколонки, избавившись от посредников. Остальное - неэффективные меры.
Валерий Вишниченко, мажилисмен:
- Ситуация должна разрешиться к середине октября. Обстановка будет нормализована и ажиотаж вокруг цен на бензин и его наличие уляжется. Угрозы реализаторов, что они не будут продавать бензин, если он не подорожает - это откровенный шантаж. Этого не произойдет, потому что, во-первых, это невыгодно компаниям, реализующим бензин. Таким образом они лишают себя заработка. Во-вторых, я думаю, что этот шаг предпринят ими, чтобы вынудить правительство повысить цены. И убедившись, что этого не произойдет, они отступят.
Хусаин Валиев, сенатор:
- Я думаю, что эта ситуация временная. Мы нефтедобывающая страна, и все три перерабатывающих предприятия работают. Можно допустить, что есть определенный сговор между операторами АЗС, подобный тем, которые неоднократно пресекались правительством. В то же время правительство обозначило ценовой коридор. Я думаю, что нужно немножечко переждать. Мне кажется, что это связано с уборкой. На дизельном топливе это определенно сказывается, да и бензин во время сбора урожая тоже нужен. В октябре ситуация стабилизируется. По-моему, совершенно правильно, что на какой-то временной промежуток перешли на талоны. Все в сумме дает синергетический эффект, что бензин вдруг как-будто исчез.
Серик Ыбрай, владелец группы такси:
- Пока нас ситуация с бензином не касается, поскольку у нас есть ранее заключенная договоренность с одной из компаний. Она реализует нам бензин по талонной системе. Но АЗС предупреждают, что в скором времени цена на бензин еще повысится. Сейчас им выкручивают руки - оптовая цена превышает установленную государством цену розничной торговли. Если они поднимут цены, то на такой же процент поднимется и стоимость услуг нашего такси. А вообще, меня как простого гражданина волнует тот факт, что подорожают сразу коммунальные услуги и продукты. В первую очередь это ударит по социально незащищенным слоям населения. Придется туже затянуть пояса.
Сайт газеты «Наша газета» Время загрузки страницы 0.297 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |