В минувшую пятницу Агентство по защите конкуренции РК (АЗК РК) впервые за время нынешнего бензинового кризиса возложило ответственность за его возникновение не на топливную розницу, а на оптовых поставщиков нефтепродуктов, назвав их поименно, а заодно – признало главную «отмазку» оптовиков – повышение цен на нефть – неадекватной динамике оптовых цен на моторное топливо. По мнению участников рынка, нынешняя ситуация спровоцирована политикой государства в сфере регулирования рынка ГСМ, фактически, нивелировавшей конкуренцию в области нефтепереработки и оптовых поставок нефтепродуктов. Отсутствие конкурентных механизмов регулирования рынка приводит к необходимости ручного ситуативного управления. На заседании методического совета в Агентстве Республики Казахстан по защите конкуренции (АЗК, антимонопольное агентство) 16 сентября нынешнего года была дана оценка действиям и ценообразованию оптовых поставщиков моторного топлива. |
Как обычно, оптовики объясняли рост цен на нефтепродукты увеличением стоимости нефти. Однако агентство пришло к выводу, что динамика цен на ГСМ, установленная субъектами оптового рынка нефтепродуктов, неадекватна динамике цен на нефть.
По данным агентства, с апреля по июнь нынешнего года ТОО «Интерди» и ТОО «Petroleum Operating» повышали цены на топливо непропорционально росту затрат на покупку нефти. Так, например, при повышении цены на нефть на 4,12%, цена на бензин марки Аи-92 была увеличена на 24,62%.
Крупные же оптовики, среди которых были названы ТОО «Санойл», АО «Нефтяная компания КОР» и ТОО «Refinery Company RT», увеличивали цену на ГСМ даже при снижении закупочных цен на нефть. Так, при уменьшении стоимости сырья на 20,1%, стоимость дизельного топлива выросла на 32%.
В этих действиях субъектов рынка ГСМ Методсовет заметил признаки антиконкурентных согласованных действий, выраженных в установлении и поддержании цен.
Следует признать, что АЗК назвала оптовиков нарушителями антимонопольного законодательства не впервые. Но основные претензии, предъявленные оптовым поставщикам нефтепродуктов по итогам бензинового кризиса 2009 года, касались отсутствия должного объема отгрузки топлива. А ответственность за рост цен раскладывалась по плечам розницы и оптовиков, аффилированных, в том числе, с нефтяными компаниями – АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» (РД КМГ) и АО «ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз».
Принципиальное отличие нынешнего бензинового кризиса заключается в том, что в феврале нынешнего года был принят новый Закон «О госрегулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», в соответствии с которым, государство стало устанавливать предельные цены на значимые виды топлива – бензин Аи-80, Аи-92 и дизельное топливо. И в информповестку кризис ввели не возмущенные повышением цен пользователи, а ритейлеры, планомерно и на всех уровнях доказывающие, что работают себе в убыток из-за высоких оптовых цен.
И хотя государство пошло рознице навстречу, повысив в августе предельные цены на бензин и дизтопливо (бензины Аи-92/93 – 106,0 тенге/литр, бензин Аи-80 – 86,0 тенге/литр, дизтопливо (межсезонное) – 90,0 тенге/литр), главными ответчиками за бензиновый кризис выступали АЗС. Именно в их отношении проводились проверки на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.
Между тем, как отметил на своей пресс-конференции председатель Агентства РК по статистике Алихан Смаилов, с начала года в рознице дизтопливо подорожало на 24%, тогда как у предприятий-производителей цены увеличились на 32%. Бензин за этот же период вырос в цене на 21%, а оптовые цены у производителей – на 29%.
Оптовая оптика
Претензии АЗК к оптовикам касались не только цен, но и объемов. В частности, выяснилось, что АО «ҚазМұнайГаз-Өнімдері», ТОО «Торговый Дом «ПетроКазахстан», ТОО «Петрочайна Интернешнл Казахстан», ТОО «Нефтепродукт ЛТД» значительно уменьшили объемы переработки нефти.
Кроме того, как сообщили в АЗК, снизили объемы заказов и давальческие организации. На Атырауский нефтеперерабатывающий завод нефть недопоставили АО «РД «КазМунайГаз», ТОО «Inter Oil», ТОО «Petroleum Operating», ТОО «Petreks», ТОО «SAT Trade», ТОО «Premium Trade», ТОО «МКАО Оil», ТОО «Антал С», ТОО «Тахами ойл», ТОО «Евро Ойл», ТОО «Interdi», ТОО «Мега Ойл Продукт», ТОО «Санойл», ТОО «Вист Групп», ТОО «ЕрТранс Коммерц Ойл».
Снижение наблюдалось и на «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (ПКОП, нефтеперерабатывающий завод в Шымкенте): уменьшили поставки «Litasco SA», ТОО «Санойл», АО «Нефтяная компания «КОР», ТОО «Алем Трейдинг», ТОО «Petroleum Operating», ТОО «КазМунайТрейдЭкспо», ТОО «КумкольТрансСервис», ТОО «TOP Market» и ТОО «Победит Групп».
Видя в снижении производства нефтепродуктов предпосылки дефицита ГСМ, Методсовет приступил к предварительному рассмотрению сведений по признакам совершения антиконкурентных согласованных действий, направленных на необоснованное ограничение производства (ст. 11 ЗРК «О конкуренции»).
Как поясняют участники рынка, у снижения переработки нефти есть несколько причин: госрегулирование рынка нефтепродуктов и Таможенный союз.
Беспошлинная торговля в рамках Таможенного союза, в частности, привела к тому, что нефть на шымкентский нефтеперерабатывающий завод стала активно поставлять «Роснефть». Объемы поставки колеблются в диапазоне 100–200 тыс. тонн в месяц. А из дальнего зарубежья, напротив, нефть завозить стало невыгодно: «Раньше давальцы привозили нефть с Канады, Америки, Нигерии. А сейчас из-за таможенных пошлин цена на нефть выросла примерно на $5–10 за баррель. Если учесть, что стоимость нефти сейчас составляет $65 за баррель, рост цен составил 7,5–15%, в зависимости от объема поставки», – заявил «Къ» гендиректор AdiletKzOil Марат Оразалиев.
Ситуацию усугубило вступление в силу 10 августа нынешнего года Закона «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», в соответствии с которым, количество посредников между нефтеперерабатывающим заводом и конечным потребителем (например, топливным ритейлером) сократилось до двух.
Кроме того, на 12–14% по сравнению с прошлым годом выросли цены на переработку сырой нефти.
Эти факторы привели к тому, что для многих оптовиков работа с казахстанскими нефтеперерабатывающими заводами стала невыгодной. «…На оптовом рынке нефтепродуктов остались только компании, аффилированные с нефтеперерабатывающим заводом или конечными потребителями – «дочки» первых и «мамы» вторых», – сообщил «Къ» аналитик ТОО Prospect City (занимается оптовой торговлей нефтепродуктами) Роман Необъявляющий.
С ним согласен и Марат Оразалиев: «Если раньше с шымкентским заводом работали 15–20 давальческих фирм, которые перерабатывали по 10 тыс. тонн нефти, то теперь их осталось всего 3–4 с теми же объемами. Больше не осилит железная дорога».
Куда идем мы с НПЗ
Масла в огонь бензинового кризиса добавляет и ситуация на нефтеперерабатывающих мощностях Казахстана. НПЗ, построенные еще в советское время, не отвечают нынешним потребностям Казахстана. Дело в том, что глубина переработки нефти составляет 50–52% (ПКОП), 56–65% (АНПЗ) и 85% (ПНХЗ). Для сравнения: в США, Канаде и Великобритании данный показатель приближается к 86–92%.
По данным исследования «Развитие рынка нефтепродуктов Казахстана в условиях Таможенного союза», проведенном старшим аналитиком Агентства по исследованию рентабельности инвестиций в Казахстане Гульнур Рахматулиной, «…на Павлодарском заводе уровень выхода высокооктанового бензина в 2009 году составлял 21,37%, на Шымкентском заводе – 11,45%, на Атырауском НПЗ выход АИ-92 составлял всего 3,88%».
Производственные мощности составляют 18,6 млн тонн в год, при этом средняя загрузка мощностей НПЗ составляет около 40%. Более того, производство бензина продолжает снижаться. По данным Агентства РК по статистике, производство бензина в Казахстане в период с января по август 2011 года снизилось по сравнению с аналогичными месяцами 2010 года на 14,2%. Всего за восемь месяцев казахстанские НПЗ выпустили 1,7 млн тонн бензина.
Причин, объясняющих низкую загрузку отечественных НПЗ – несколько. Традиционная – низкое качество. По оценкам участников рынка, качество бензина варьируется в зависимости от предприятия. Так, например, бензин, произведенный на Атырауском заводе, содержит до 2% серы, тогда как на ПКОП ее содержание составляет 0,5%. Именно поэтому шымкентский завод занимает ведущие позиции в Казахстане, несмотря на то, что цены на предприятии, в среднем, на 10–12% выше, чем у конкурентов (см. график долей в нефтепереработке по областям).
Дополнительный отток заказов на местные НПЗ вызвал и запрет на экспорт ГСМ, введенный в конце мая прошлого года и продленный до конца нынешнего. Экспорт был выгоден давальцам, поставлявшим нефтепродукты в Иран и Афганистан – из-за возврата НДС.
С введением запрета некоторые компании стали переходить на транзитную схему работы. «Наша компания поставляет нефть на российские НПЗ, а потом произведенную продукцию мы отправляем на юг – в Афганистан и Узбекистан», – пояснил Роман Необъявляющий. Исключение составляет дизельное топливо. Так, по данным шымкентских оптовиков, около 40–50% Интернет-заявок ПКОП на мазут и ДТ отправляется в Поднебесную.
Между тем, по мнению Гульнур Рахматулиной, «…введение … запретов на экспорт нефтепродуктов видится нецелесообразным. Данные меры, во-первых, не соответствуют нормам рыночной экономики, и, во-вторых, существенно снижают заинтересованность отечественных товаропроизводителей в развитии производства».
Отсутствие, де-факто, рыночных механизмов регулирования топливного рынка (малое и неэффективное количество нефтеперерабатывающих мощностей, аффилированность основных игроков на оптовом рынке с НПЗ и сетями АЗС, малое количество участников топливного ритейла) привело к необходимости в его «ручном» регулировании. Так, Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» вынужден был перенаправить поставки ГСМ в Алматы и Алматинскую область, где ситуация с нехваткой топлива стала критической. В частности, отгрузка с АНПЗ была увеличена в 4,7 раза (со 157 до 734 т/сут), с ПНХЗ – в два раза (с 1,07 до 2,28 тыс. т/сут), ПКОП – в 1,7 раза (с 985 до 1,68 т/сут).
Однако топливо досталось не всем. Как сообщили в пресс-службе фонда, без ограничений бензин Аи-92 поступил только на АЗС компаний «КазМунайГаз», «Синоойл» и «Гелиос». «Роял Петрол» повезло меньше: продавать высокооктановый бензин смогли только отдельные АЗС. О поставках на другие заправки не сообщается.
Преодолеть топливный кризис правительство РК надеется только к середине октября. Министр нефти и газа РК Сауат Мынбаев надеется на сезонный фактор и на Россию: «В Российской Федерации решением правительства отменены стандарты, ограничивающие выпуск АИ-92, и перенесены на конец 2013 года».
При этом г-н Мынбаев признал, что отечественные НПЗ пока не справляются с потребностями Казахстана в топливе: «Линейка реконструкции по выпуску отдельных видов неф-тепродуктов не может быть радикально изменена, но в той мере, в которой это возможно, она уже переориентирована на выпуск бензина марки АИ-92».
Ирина Дорохова
Деловой еженедельник «КУРСИВъ» Время загрузки страницы 1.152 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |