Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Оптимизация: в интересах бизнеса



Оптимизация: в интересах бизнеса

 

 

Конкретное наполнение нормативным содержанием принципиальных положений Конституции РК произведено в Гражданском кодексе республики.


С развитием рыночных отношений законодательство в этой сфере быстро меняется, некоторые нормы нуждаются в дополнительном совершенствовании.

В правовых кругах обсуждается необходимость разработки и принятия Предпринимательского кодекса, устанавливающего правовую базу для цивилизованного рынка. Если сейчас в республике принято множество кодифицированных актов по самым различным направлениям деятельности, то в сфере предпринимательства этот процесс еще не завершен. Концепция проекта Предпринимательского кодекса РК одобрена 19 мая текущего года на заседании Совета по правовой политике при Президенте РК.

По замыслу разработчиков Концепции проекта Предпринимательского кодекса, его принятие вызвано потребностью закрепления единообразных правил осуществления предпринимательской деятельности на всей территории Казахстана, снятия ненужных бюрократических барьеров, препятствующих развитию предпринимательства, определения мер защиты прав и законных интересов предпринимателей и решения ряда других не менее важных вопросов, направленных на всемерное развитие предпринимательства в нашей стране.

Целью принятия Предпринимательского кодекса является систематизация и унификация норм, касающихся предпринимательской деятельности путем сведения законов, регулирующих предпринимательские отношения в единый кодифицированный акт. Использование единого понятийного аппарата и устранения противоречий и дублирования внутри законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, а также создание компактного кодифицированного акта, удобного для пользования, также является целью законопроекта.

Предметом регулирования законопроекта будут общественные отношения в сфере предпринимательства: 1) предпринимательские имущественные отношения (частно-правовые отношения); 2) предпринимательские управленческие отношения (публично-правовые отношения); 3) предпринимательские корпоративные отношения.

Вместе с тем идею разработки и принятия Предпринимательского кодекса разделяют не все ученые-правоведы. Так, 28 известных в республике юристов во главе с директором НИИ частного права КазГЮУ, академиком НАН РК, д.ю.н., профессором Сулейменовым М.К. обратились с открытым письмом в Министерство юстиции РК, в котором выразили свою принципиальную позицию о том, что нет необходимости в существовании, наряду с действующим Гражданским кодексом, какого бы то ни было Предпринимательского (торгового или хозяйственного) кодекса.

Таким образом, в обществе идет здоровая полемика относительно путей дальнейшего развития гражданского законодательства на основе существующей Конституции.

В создании и совершенствовании норм гражданского законодательства важную роль играют нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда РК, которые являются частью действующего права РК (ст. 4 Конституции).

 Если предварительный контроль нормативных правовых актов до их подписания и введения в действие может осуществлять Конституционный Совет, то только через суд осуществляется последующий конституционный контроль. Согласно ст. 78 Конституции, если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный совет с представлением о признании этого акта неконституционным. Возможна и другая позиция – суд может вынести решение, основываясь непосредственно на конституционной норме, то есть, применив принцип прямого и непосредственного действия Конституции.

В этой связи, вне всякого сомнения, помимо развития научно-цивилистической мысли, обогащению гражданского законодательства, в том числе в сфере регулирования предпринимательской деятельности, способствует в первую очередь практика его применения судами. В создании такой практики весомую роль играют все звенья нашей судебной системы, прежде всего,Верховный Суд РК. Множество судебных решений, вынесенных за прошедшие годы на основе Конституции, Гражданского кодекса и других законодательных актов, в итоге складываются в систему единообразной судебной практики и создают достаточно устойчивое толкование норм права. Ценность такого толкования и его востребованность очевидны.

Концепция правовой политики утверждает, что фундаментальные изменения, происходящие в мировой экономике и политике, процессы глобализации, а также внутренняя динамика развития страны не позволяют останавливаться на достигнутом. В целях обеспечения соответствия национального права новым вызовам времени необходимо дальнейшее совершенствование нормотворческой и правоприменительной деятельности государства.

На современном этапе развития гражданского права на первое место выдвигаются проблемы соотношения публично-правовых и частно-правовых методов регулирования общественных отношений, и как производное от этого - пределы государственного вмешательства в частнопредпринимательскую деятельность.

Необходимо оптимизировать соотношение между гражданским правом и другими отраслями права с учетом публично-правовых и частно-правовых интересов, определив при этом, что отношения, затрагивающие вопросы национальной безопасности, относятся к сфере публично-правовых отношений и не могут регулироваться договорно-правовыми методами.

Будет продолжена работа по расширению применения принципа диспозитивности, означающего возможность для участвующих в деле лиц по своему усмотрению распоряжаться своими материальными процессуальными правами. При этом применение принципа диспозитивности не должно распространяться на гражданско-правовые отношения, затрагивающие публичные интересы.

Концепция правовой политики ставит вопросы дальнейшего совершенствования налогового законодательства. Развитое, ясное налоговое законодательство - одно из важнейших условий, способствующих формированию благоприятного инвестиционного климата, привлечению отечественных и иностранных инвестиций. В этой связи налоговое законодательство должно быть напрямую связано с индустриально-инновационной стратегией страны: оно должно помочь развитию несырьевых секторов и внедрить в стране новые технологии. Общемировой тенденцией является снижение налогового бремени. При совершенствовании налогового законодательства целесообразно использовать передовой зарубежный опыт, который базируется на следующих общепризнанных принципах построения системы налогообложения: а) налоги должны быть по возможности минимальны; б) минимальны должны быть и затраты на их взимание; в) налоги не должны препятствовать конкуренции; г) налоги должны соответствовать структурной политике государства в экономической сфере; д) налоги должны быть нацелены на справедливое распределение доходов; е) налоговая система должна исключать двойное налогообложение.

Таможенное законодательство должно развиваться в направлении упрощения и гармонизации таможенных процедур в целях устранения расхождений в таможенных правилах и процедурах, которые могут препятствовать развитию международной торговли и обмена, а также стимулировать международное сотрудничество.

 

Сайт газеты «Юридическая газета»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 19
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.406 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>