Конкуренция за каспийские нефтегазовые ресурсы пока еще напоминает не кровавый боксерский ринг, а игру в покер, где каждая из сторон пытается собрать как можно более высокую покерную комбинацию, желательно роял-флэш. Как и в покере, прикаспийские страны наряду с потенциальными потребителями каспийского сырья стараются вытеснить из игры других игроков с помощью ставок или блефа. Но проблема в том, что нередко благопристойная карточная игра заканчивается приличной потасовкой. И очередной покерный стрит начался после того, как ЕС заявил о том, что реанимировал переговоры с Азербайджаном и Туркменистаном по строительству транскаспийского газопровода, который должен стать частью Nabucco. Тема не новая, как, впрочем, и состав игроков. ЕС традиционно ссылается на российскую газовую монополию, к которой примешалась уже привычная перепалка Москвы и Киева по поводу транзитных цен за газ, что сильно напрягает европейцев. Для США любое ослабление России и Ирана в районе Каспия лишь дополнительный шанс укрепить свои позиции в регионе. Как заявил в июне текущего года специальный посланник США по вопросам энергетики в Евро-Азиатском регионе Ричард Морнингстар, страны Кавказа и Центральной Азии могут усилить свое экономическое развитие путем увеличения запасов углеводородов, а также через диверсификацию экспортных маршрутов. В свою очередь Россия в тандеме с Ираном, как обычно, собирается выступить против любых нефте- и газопроводов по дну Каспийского моря по причине отсутствия его правового статуса. Туркменистан вообще не сделает лишних движений до тех пор, пока построенный газопровод не воткнут в его газовые закрома, откуда он гипотетически может поставлять в Европу до 40 млрд кубометров газа в год. Зато Азербайджан явно получил хороший карточный расклад, так как при любом варианте Баку останется в выигрыше, особенно если окончательно подтвердятся данные об обнаружении крупного газового месторождения Абшерон на азербайджанском шельфе Каспийского моря. Как отмечают специалисты, с этой находкой общие газовые запасы в стране увеличились до 2,55 трлн куб. м, часть из которых может пойти по Южному газовому коридору, куда кроме Nabucco, входят также Трансадриатический газопровод и газопровод Турция – Греция – Италия. Но одной из проблем является то, что стоимость самого Nabucco с 7,9 млрд евро выросла до 12–15 млрд евро, что постоянно оттягивает сроки его строительства. Что касается Казахстана, то глава государства еще в прошлом году во время первого государственного визита канцлера Германии Ангелы Меркель в нашу республику заявил о том, что страна готова присоединиться к проекту, но в Европе лишь много говорят о Nabucco, а практически мало что делается для его реализации. При этом Астана предложила не зацикливаться только на прокладке газопровода по дну Каспия, но и рассматривать другие варианты, как, например, строительство заводов по производству сжиженного газа в прибрежных районах прикаспийских стран для его дальнейшего экспорта на запад. Плюсом является то, что это дешевле прокладки морского газопровода и не связано с правовым статусом Каспия. К минусам относятся высокие транспортные издержки и низкие объемы экспорта. |
Досым САТПАЕВ, политолог
Сайт газеты «Литер»
Время загрузки страницы 0.227 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |