«Благополучие государства во многом зависит от коммунального хозяйства», - такими словами начал «круглый стол» «Правительственная программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы: реалистичность и исполнимость» его модератор Булат Абишев. Вопросы, которые планировались к обсуждению: что делать с бесполезными КСК? Как отремонтировать кровлю? Как добиться нормальных отношений с поставщиками света, тепла, воды, а самим коммунальным предприятиям выбраться из беспросветной разрухи? На «круглый стол» были традиционно приглашены неправительственные организации, партии, общественные деятели, руководители ассоциаций КСК и представители городского акимата. Впрочем, последние традиционно на мероприятие с участием оппозиционных политиков не явились. |
Кто в доме хозяин?
Четко разделил на сегменты проблемы «коммуналки» и попутно разделал под орех государственную программу по их решению член президиума политсовета ОСДП «Азат» Петр Своик в своем докладе «Правительственная программа модернизации ЖКХ: критический анализ и необходимая альтернатива».
В целом на реализацию масштабного проекта до 2020 года, сообщил он, выделена «сумма весьма солидная — 1 триллион 100 миллиардов тенге». Причем суть больше половины возьмет на себя бюджет, 10% соберут жильцы, а 40% — это так называемые средства предприятий или, другими словами, тарифы. «То есть фактически все заплатит население, — сделал он очевидный вывод. — Хотя в госпрограмме остается та же кондовая тарифная политика, что и раньше, никакой модернизации нет».
По мнению Своика, нынешний способ формирования тарифов на комуслуги — «футуристический», так как основывается на предполагаемых объемах потребления, нормативных потерях и рассчитанных на годы вперед затратах. «Мы платим живые деньги за эту не всегда научную фантастику, — считает Своик. — Об эти тарифы система и споткнется, потому что до 2020 года нас ожидают очень большие перемены и нашу власть ожидают очень большие перемены».
Метод, предлагаемый Своиком, — институт тарифных комиссаров, которым общество будет делегировать контрольные полномочия. За это комиссары будет получать зарплату. Причем должность комиссара можно сделать выборной.
Вторая сфера, нуждающаяся в реформировании, — организация, которая занимается содержанием жилья. «Сейчас у нас существует доиндустриальная феодальная система, когда считалось, что если кому-то принадлежит поле с пшеницей, то ему принадлежат и косари на поле. Что есть нынешние КСК — это маркизы Карабасы, которым принадлежат много домов и жильцы в этих домах, — ярким образом обрисовал ситуацию докладчик и тут же предложил решение: — Нужна правосубъектность каждого отдельного дома в форме органа управления этим домом. Тогда КСК приобретут цивилизованную функцию как сервисные компании, решающие по договору проблемы этого дома».
Корень проблемы — в смешанной форме собственности: частной — на квартиры и неприватизированной общекоммунальной собственности («то есть государственной — и двор подметать, и крышу латать должен аким»). Выход, по мнению Петра Своика, один — правосубъектность в форме потребительского кооператива, «причем даже не по домам, а по подъездам, чтобы жильцы научились отвечать за свое жилье». «Если откуда и пойдет низовая демократия, городское самоуправление, реальный парламентаризм, то это с подъезда должно идти», — выдвинул он новый лозунг.
Кстати, в разговоре с нами в перерыве мероприятия сопредседатель ОСДП «Азат» Жармахан Туякбай выразил сомнения в последнем тезисе своего соратника. «С той точки зрения, что управление в КСК должно быть демократическим, — да. Если власть в КСК захватывает авторитарный правитель, то народ бунтует и требует свободы», — смеясь, сказал он. Но, заметил он дальше уже серьезно, проблемы касаются старых домов, где живут в основном пожилые люди, которые существуют на одну пенсию, и у них действительно 70—80% дохода уходит на оплату коммунальные услуг. Ждать, что они поднимутся и выйдут на улицы, нельзя, и такой подход к их проблемам еще раз свидетельствует о том, что нынешняя власть антинародна.
Переплатили 200 миллиардов
После доклада Своика началась дискуссия. Цифры с множеством нулей, громкие обвинения, неожиданные идеи так и носились в воздухе.
Один участник «круглого стола» предлагал не преобразовывать КСК, а провести их аудит с последующим возбуждением уголовных дел. Другой настаивал, что КСК надо отменить как бесполезные структуры. Третий требовал передать в собственность жильцам первые этажи и подвалы, занятые коммерческими организациями.
Защитник прав потребителей Геннадий Джангельдин утверждал, что мы переплачиваем за коммунальные услуги 40%, все председатели КСК выбраны незаконно, и только с алматинцев взято 200 млрд лишних денег».
Лидер движения «поколение» Ирина Савостина предлагала заморозить счета КСК, взять подписку о невыезде все «КСКовок», а за ремонт рассчитаться приватизационными купонами (выданными в 90-х годах). И вообще, по ее мнению, лучше домоуправлений еще ничего не придумали и надо вернуться именно к этой форме, а также взять «стратегическую» сферу ЖКХ по государственный контроль.
Когда слово взял глава Ассоциация КСК Шамиль Мендыгалиев, шум достиг апогея: возмущенные участники перебивали своего «противника» и на его предложения отвечали криками «невозможно».
Пришло время новых менеджеров
Среди этого буйства эмоций выгодно выделялась речь председателя КСК Гульдан Тлегеновой, открывшей для собравшихся Америку: оказывается, далеко не все дома управляются КСК, среди «управляющих» есть организации всех форм собственности.
- Огромное количество домов управляются различными организациями: государственными компаниями, казенными предприятиями, есть ТОО-СЭЗы (служба эксплуатации зданий) — это коммерческий сектор, извлекающий прибыль, есть общественные некоммерческие предприятия — КСК, потребительские кооперативы, ПКСК (потребительские кооперативы собственников квартир) — их не признают некоммерческими организациями, — перечислила г-жа Тлегенова. — Кроме того, огромное количество физических лиц, ИП (индивидуальных предпринимателей). Можно создать не КСК, а общественный фонд, акционерное общество...
По мнению «продвинутого» председателя, «разовым решением» привести их в одну форму невозможно, да и не нужно. Что действительно необходимо — установить стандарты: эксплуатации дома, ремонтов. И тогда неважно, кто управляет домом, главное, чтобы он следовал стандартам.
Второй момент, на котором остановилась Гульдан Тлегенова, это качество управления. Если, скажем, КСК руководит грамотный специалист, то и на копеечные взносы можно сделать роскошные ремонты — что доказала спикер на примере своих домов.
- Посмотрите мою квитанцию, — предложила она, — 1,80 тенге — уборка территории, 3,34 — техобслуживание, лифт — 1,37 тенге (тариф с кв. метра — это в разы меньше, что в других домах — ред.). И при этом сделали новый элеватор — купили проект и т. д., сделали 80 пластиковых окон, полностью отремонтировали системы холодной и горячей воды, все счетчики новые... При этом у нас дополнительных сборов нет, кроме как на проекты. Вот это — новый современный менеджмент. Нужны люди, которые разбираются в законодательстве, финансах, бухгалтерии, налогах — мы несколько лет разные формы налоговой отчетности применяли, пока не нашли ту приемлемую систему, которая нам дает удешевление налогов.
...По итогам «круглого стола» были приняты рекомендации. Участники мероприятия настоятельно советуют правительству создать общественную комиссию по доработке Программы модернизации ЖКХ и прежде, чем начать тратить на нее колоссальные суммы, пересмотреть проблемные моменты и узкие места, в числе которых в первую очередь значатся тарифная политика, аудит монополистов, юридическая самостоятельность каждого многоквартирного дома и решение проблемы общедомовой собственности и придомовых территорий.
Автор: Татьяна ПАНЧЕНКО
Информационно-аналитический сайт «Республика.kz»
Время загрузки страницы 0.716 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |