Согласно закону РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» частным судоисполнителям отводится серьезная роль. Так, по плану Министерства юстиции, как минимум, 15-20 процентов всех дел по республике должны перейти на реализацию в частные руки, впоследствии – 50 процентов. За законностью работы частного судоисполнителя будут следить уполномоченные государственные органы управления и органы прокуратуры. Серьезная необходимость в дополнительных частных руках назрела давно. Так, в среднем по республике на одного судоисполнителя в год приходится до 1000 судебных решений, которые необходимо довести до конца. Однако с момента введения буквы закона в силу на деле картина по реализации судебных решений пока осталась без изменений. Примером тому является ситуация в Павлодарской области. |
Павлодарцы пока не особо жалуют частных судоисполнителей. С 1 сентября, когда в Казахстане появилась альтернатива этому государственному институту, всего три человека передали свои дела частникам. Однако специалисты уверены: это явление временное. И уже до конца года прогнозируют появление в этой сфере жесткой конкуренции. И, надо сказать, не без основания.
В прошлом году через павлодарский областной департамент по исполнению судебных актов прошло 125 тысяч материалов. Если учесть, что в штате этого ведомства сегодня числятся сто сотрудников, нетрудно подсчитать, что на каждого приходится по 1250 дел в год, или примерно по 105 в месяц. Способен ли один человек справиться с такой нагрузкой? Ответ на этот вопрос и есть причина многочисленных жалоб павлодарцев на неэффективную работу судоисполнителей.
– Люди просто физически не успевают отработать вал имеющихся материалов, – говорит исполняющий обязанности начальника департамента по исполнению судебных актов области Каиржан Бермаханов.
И даже минус несколько десятков производств у каждого — сегодня, по последним данным, на исполнении в департаменте находится 89 тысяч актов – погоду, по большому счету, не делают. Во-первых, потому что уже к концу года это количество по прогнозу достигнет отметки в 115 тысяч. А во-вторых, существующая сегодня нагрузка на одного судоисполнителя в несколько раз превышает норму. Разгрузить своих коллег, работающих на государственной службе, и призваны частные судоисполнители.
Но, как показывает практика, далеко не все спешат воспользоваться услугами частников. Возможно, потому что уже не верят в действенность работы судоисполнителей. Так, к примеру, павлодарка Светлана Штель уже четыре года ходит к судоисполнителям, как на работу. И с каждым разом надежда на то, что когда-нибудь ей удастся вернуть свои 150 тысяч тенге, тает все больше и больше. Не продвинулось дело даже тогда, когда женщина предложила десятипроцентное вознаграждение за успешный исход дела. К слову, именно десять процентов от суммы взыскания и составляет в соответствии с существующим законодательством размер вознаграждения частного судоисполнителя. Другая причина того, что частные судоисполнители не пользуются пока особой популярностью у горожан, возможно, заключается в неосведомленности граждан. По крайней мере, именно так считает Каиржан Бермаханов.
– Институт частных судоисполнителей, – говорит он, – успешно действует в более чем 65 странах мира. В Казахстане эта практика пока в диковинку. А население очень осторожно относится ко всему новому. Но я уверен: как только люди узнают принципы работы частных судоисполнителей, ситуация в корне изменится.
Требования к частным судебным исполнителям серьезные. Набор в их ряды будет производиться из числа работников исполнительного производства с пятилетним стажем работы, прокуроров и судей с 10-летним стажем работы. Эти люди имеют право получить лицензию частного судебного исполнителя без сдачи экзамена и прохождения стажировки. Лицензия – бессрочная, но частным судебным исполнителям необходимо будет проходить аттестацию один раз в три года, а также подтверждать свою компетентность и знание норм законодательства Казахстана.
Немаловажную роль играет и уставный капитал. Дело в том, что частный судебный исполнитель в обязательном порядке должен оформить страховку. Ее размер зависит от суммы взыскания с должника. К примеру, если сумма взыскания составляет десять миллионов тенге, то частный судоисполнитель обязан застраховаться не менее, чем на 500 тысяч тенге. Серьезное испытание – квалификационный экзамен в Министерстве юстиции, по результатам которого выдается соответствующая лицензия. Например, из Павлодарской области в конкурсную комиссию поступило 27 заявок. «Добро» получили пятеро. Остальные заявители либо по каким-то причинам не смогли принять участие в конкурсе, либо не подтвердили свои знания на экзамене. Но они еще могут это сделать. Квалификационные конкурсы в республике продолжаются. И вакансии пока имеются. Как сообщил председатель региональной коллегии частных судебных исполнителей области Ерлан Онтаев, первоначальный лимит частных судоисполнителей на Павлодарскую область составлял 11 человек.
Какими рычагами воздействия на должников обладают частники? Оказалось, что такими же, как и их коллеги-госслужащие. Это и арест имущества, и запрет на выезд должника, и проведение торгов. Но при этом частный судоисполнитель, не в пример государственному, работающему больше по принуждению, нежели по убеждению, материально заинтересован в исполнении судебного акта. От этого напрямую зависит его зарплата. А ведь многие, чтобы открыть частную судебную практику, вынуждены были оформить кредит или взять деньги в долг. По подсчетам специалистов, на эти цели, как минимум, необходим миллион тенге собственных средств. Одним словом, хочешь есть бутерброд с икрой, работай над исполнением решений суда.
Право воспользоваться услугами частных судоисполнителей есть у каждого казахстанца. Отказать кому-либо в исполнении производства по материалу частники не имеют права. Исключения составляют дела, где в качестве одной из сторон выступает государство. Во всех остальных случаях отказа частники могут лишиться лицензии. Но пока правом выбора воспользовались лишь трое взыскателей, из которых двое — юридические лица. Кстати, по словам Каиржана Бермаханова, 10 процентов от суммы взыскания, которые составляют по закону размер вознаграждения частного судебного исполнителя, дополнительно накладываются на должника. Взыскатель при этом ничего не теряет.
Специалисты приводят такую статистику: за рубежом один частный судоисполнитель завершает до пяти тысяч исполнительных дел в год. Так что казахстанцам, делающим в этой сфере первые шаги, есть к чему стремиться. Им и карты, вернее, исполнительные материалы в руки.
Виолетта ШВАРЦ, Павлодар
Сайт газеты «Литер»
Время загрузки страницы 0.778 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |