Крупные политические события, как, например предстоящие в Казахстане парламентские выборы, выводят на поверхность не только тактические вопросы, какая партия победит или за какого кандидата голосовать, но и глобальные вопросы наличия и качества управленческой элиты страны. То есть, необходимо осмысление, какие вопросы стоят перед политической элитой, что она собой представляет, к каким задачам готова и многое другое. Своим мнением на этот счет с Zakon.kz поделился известный исследователь постсоветского пространства, исполнительный директор центра геополитических исследований Радик Мурзагалеев. - Радик Ишкаливич, как бы вы охарактеризовали современную политическую элиту Казахстана? - Считаю, что политическая элита в Казахстане сложилась. Она сегодня представлена достойными людьми и отвечает заявленным требованиям общества. Имеются знаковые имена, которые известны большинству казахстанцев, благодаря своим политическим решениям и заслуженной репутации. Казахстанская элита имеет свой уникальный политический стиль управления (не копирующий западные модели или иные другие), собственное стратегическое видение, как тенденций развития государства, так и вызовов современности. Сам факт наличия разных точек зрения по одним и тем же проблемам свидетельствует, что элита старается охватить различный пласт общественных интересов, а не ограничиваться интересами отдельных политических (экономических) групп. Что также похвально. Можно с уверенностью сказать, что современная политическая элита Казахстана обретает своё «национальное лицо», политическую фактурность, экономическую зрелость и уже рассматривается обществом, как самодостаточная сила, дающая полный отчёт своим действиям, и переживающая за судьбу своей Родины. Элитам Казахстана могут позавидовать многие страны. Та же, например, Украина. - С какими ключевыми проблемами и вызовами сталкиваются политические элиты Казахстана? - Конечно, не всё так безоблачно, как хотелось бы. И политическая элита встречается с серьёзными вызовами, с которыми, собственно говоря, сталкиваются все государства. Во-первых, стоит признать, что кадровый резерв казахстанской политической элиты ещё не настолько велик, чтобы соответствовать нуждам государства, модернизации сфер общественной жизнедеятельности людей. Да, достойных людей и профессионалов сегодня много в управленческом аппарате. Но кадровые перемещения одних и тех же людей внутри государственного аппарата, которые, к слову, фиксируются и многими казахстанскими коллегами, подтверждают мои слова. Очевидно, что требуется не обновление кадров, а дополнение их новыми людьми. Но в пределах, конечно, разумного. «Плодить» нещадно государственный аппарат тоже не стоит. Здесь важен баланс. А для этого требуется повышать вертикальную мобильность политических элит и людей, претендующих на высокие должности. Необходим «политический лифт» для молодёжи, когда активный и компетентный человек может поэтапно пополнить политическую элиту страны: от местного уровня до общегосударственного. В СССР были такие лифты. И возможно стоит воспользоваться позитивным прошлым опытом. Не говоря уже о том, что нужно постоянно повышать качество образования и стабилизировать законодательство в сфере государственной и муниципальной службы под существующие реалии. - Помимо «социальных лифтов» для молодежи, откуда еще возможность черпать кадры для пополнения «элиты» страны? - Кроме молодёжи, на мой взгляд, следует обратить особое внимание на людей из науки, образования, культуры. К сожалению, рекрутинг во власть не всегда охватывает эти социальные группы. Мы привыкли видеть политических менеджеров, как правило, из мира экономики или, собственно, из мира политики. Во-вторых, политическая элита Казахстана, бесспорно, сформировалась как серьёзная сила и стратегический ресурс страны, но в значительной степени она всё ещё остаётся «группой в себе», которой присуща «замкнутость» и даже некоторая не связанность её сегментов. В-третьих, политическому менеджменту в Казахстане ещё свойственна ориентация на неформальные механизмы и практики, которые иногда преобладают над публично-правовой институционализацией политической сферы. Это в определённой степени тормозит модернизацию управленческого аппарата и несколько усложняет процесс формирования новых политических институтов и технологий. Вместе с тем, как представляется, все обозначенные проблемы следует отнести к «проблемам развития», с которыми, как я ещё раз повторюсь, сталкивается большинство развивающихся стран мира. - Хорошо, это были проблемы, которые стояли и стоят перед элитами, но есть ли у политической элиты Казахстана достижения за годы независимости? - Не стоит забывать, что в 90-ых годах нам всем пришлось непросто. Поэтому самая главная заслуга политической элиты Казахстана, как в постсоветский период, так и в современный, это консолидация страны. Равно как строительство всей архитектуры казахстанского общества, переход на модель рыночной экономики, формирование институтов государственной власти и институтов гражданского общества, согласование внутриполитических элитарных интересов, - как результат бесспорного национального лидерства Президента страны Н. Назарбаева. Политическая элита Казахстана, действительно, проявляла и проявляет себя как действенная система стабилизационного управления. В этом вопросе им нет равных. Теперь нужно осваивать новые компетенции управления, осуществить переход от «стабилизационного политического менеджмента» к «стратегическому менеджменту развития». И это уже новый виток развития политических элит Казахстана. - Спасибо за интервью! |
Время загрузки страницы 0.401 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |