Четыре государства: Казахстан, Азербайджан, Кыргызстан и Турция – намерены усилить взаимодействия в сфере экономики в рамках Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ). Для этого планируется создание целого ряда межгосударственных объединений, которые будут призваны снимать барьеры для совместных бизнес-проектов. Речь идет о создании Делового совета тюркоязычных государств, общего транспортного агентства, общего тюркского страхового фонда и даже арбитражного суда. Об этом в интервью «Литеру» сообщил генеральный секретарь Секретариата ССТГ Халил Акынжы. |
Чуть больше месяца осталось до проведения в Алматы первого саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств. Напомним, что два года назад в азербайджанском городе Нахчыване во время девятого саммита глав тюркоязычных государств президент Казахстана Нурсултан Назарбаев вышел с инициативой о создании нового объединения – Совета сотрудничества тюркоязычных государств.
Предложение казахстанского лидера было одобрено и скреплено подписями его коллег из Азербайджана, Турции и Кыргызстана. Новая общетюркская организация призвана была усилить единство тюркских народов.
И в связи с тем, что идея ее создания принадлежала Н. Назарбаеву, первый саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств было решено провести на территории Казахстана. 20–21 октября этого года, через месяц, в Алматы съедутся президенты, министры иностранных дел и экономики стран, входящих в состав ССТГ.
Генеральным секретарем Секретариата ССТГ единогласно был избран турецкий дипломат Халил Акынжы. До этого назначения он был послом своей страны в России. За месяц до саммита он прибыл в Астану, чтобы обсудить с хозяевами мероприятия все организационные вопросы. В интервью «Литеру» он подробно рассказал о теме предстоящего саммита.
– Господин Акынжы, что на этот раз станет главной темой обсуждения глав четырех тюркоязычных государств?
– Для начала я хочу напомнить о главных целях нашего нового общетюркского объединения, которые прописаны в Нахчыванском соглашении, которое является основным документом совета. Первое – это дальнейшее развитие сотрудничества между тюркоязычными государствами, второе – оставить потомкам продуктивную и действенную организацию, которая способствует выполнению этой задачи.
Как известно, сегодня создано и функционирует немало международных союзов и структур. Но главное отличие Совета сотрудничества тюркоязычных государств от других объединений в том, что он основан на общей истории, культуре и языке тюркоязычных государств.
Что касается вашего вопроса, то саммит в Алматы будет посвящен одной главой теме – это экономическое сотрудничество. Такое решение обосновано стремлением сконцентрироваться на конкретном вопросе, а не распыляться в многотемье.
Кроме этого, хочу отметить, что это будет не просто встреча, а именно саммит высокого уровня, на котором ССТГ будет представлен в статусе международной организации, как Евросоюз, ЭКО и ОИК.
– Тема экономического сотрудничества сама по себе достаточно обширна, какие конкретно решения будут приняты для его усиления?
– В преддверии первого саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, который, как известно, пройдет в Алматы, состоится встреча министров экономики тюркоязычных государств. О том, где именно встретятся министры – в Алматы или в Астане, – это вопрос, который еще в процессе обсуждения.
В рамках встречи министры экономики рассмотрят новые механизмы урегулирования возникающих между нашими странами барьеров и преград в экономическом сотрудничестве.
– О каких барьерах идет речь, если есть «добро» на высшем уровне?
– Речь идет об устранении преград, например, возникающих при транспортировке товаров между нашими странами. В рамках саммита, параллельно с его официальной частью, состоится первое заседание еще одного нового объединения – Делового совета тюркоязычных государств. Меморандум о его создании будет подписан в присутствии глав государств в рамках саммита.
Деловой совет тюркоязычных государств призван рассматривать конкретные бизнес-проекты, которые предлагаются представителями стран, входящих в состав Совета сотрудничества тюркоязычных государств. Данный совет будет объединять наших предпринимателей, которые могут обмениваться своими идеями и проектами. Он может стать площадкой для совместных проектов.
И именно Деловой совет будет заниматься, как я сказал выше, устранением барьеров, которые возникают между нашими странами. Например, у нас уже есть конкретный проект, который будет предложен в рамках встречи министров экономики для проработки в Деловом совете. Он касается транспортных перевозок товаров между нашими странами.
В связи с этим будет обсуждаться вопрос создания транспортного агентства тюркоязычных государств. Мы намерены рассмотреть вопрос о создании арбитражного суда тюркоязычных государств, который займется рассмотрением спорных дел между нашими странами. Есть проблема сохранности грузов, поэтому есть интерес к созданию специального страхового фонда. В планах также создание другого специализированного фонда, который будет нацелен на поддержку тех отраслей экономики, которые в этом нуждаются.
– Господин Акынжы, как известно, Узбекистан и Туркменистан, которые также относятся к тюркоязычным странам, не вошли в Совет сотрудничества тюркоязычных государств. Есть ли какие-то подвижки в этом направлении?
– Для начала снова напомню, что ССТГ – это добровольный союз равноправных тюркоязычных государств. И все решения принимаются на основе консенсуса. Что касается вхождения Узбекистана и Туркменистана в Совет сотрудничества тюркоязычных государств, чего мы действительно хотим, то это зависит от их собственного решения.
Уверен, что это дело времени. Когда мы создадим сильную организацию и они увидят, насколько она успешна и действенна, то выразят желание войти в совет, и тогда в ССТГ будут представлены все тюркские государства.
– Не могу не задать вопрос, который не может не волновать тюркоязычные страны, где ислам является главенствующей религией. Проблема исламофобии, которая существует сегодня в мире, очень чувствительна и для граждан наших стран. Что вы думаете на этот счет? Ведь и премьер-министр Турции Реджэп Эрдоган относится к числу активных борцов с исламофобией…
– Сейчас я буду говорить не как генеральный секретарь ССТГ. Я выскажу свое личное мнение. Да, согласен, в мире на сегодня есть проблема исламофобии. И появилась она не сегодня и не в последние годы, а существует на протяжении столетий.
На мой взгляд, одна из причин – это неверная подача СМИ тех или иных событий, которые подогревают ненависть к мусульманам. К сожалению, в западных странах имеет место ошибочное понимание.
Если какой-либо человек, мусульманин по вере, совершит, предположим, поджог, то в СМИ обязательно указывают, что это совершил мусульманин. Идет некое отрицательное обобщение, которое переносится на всю религию. Если же что-то подобное совершит человек иной веры, то в СМИ пишут, что это совершил такой-то человек, без указания его религиозной принадлежности. Это в корне неверный подход, от которого следует избавляться.
– Спасибо за интервью!
Кульпаш Конырова, фото автора, Астана
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.407 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |