Когда-то этот ничем внешне не примечательный дом принадлежал неким Лепухиным, у которых квартировал ссыльный из Петербурга. Ныне это центр притяжения всех, кого не оставляет равнодушным гений непревзойденного мастера психологического романа. Литературно-мемориальный музей Ф. Достоевского в Семипалатинске стал вторым (!) в огромной стране после московского, появившегося в 1928 году (на данный момент музеев Достоевского семь, и только семипалатинский единственный находится не в России). И это не случайно, ведь, проходя суровую школу невзгод, Федор Михайлович провел здесь около пяти лет, пережил немало нравственных страданий и физических мучений. Здесь он встретил и полюбил Марию Исаеву, которой суждено было стать первой супругой и прообразом многих роковых героинь великого писателя. Кто знает, не будь семипалатинского периода в жизни Достоевского, появились бы из-под его пера бессмертные «Идиот» и «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и «Бесы»?.. Все достоеведы в гости к нам |
– В 1971 году, когда мировая общественность отмечала 150-летие со дня рождения писателя, постановлением Совета Министров КазССР был открыт Семипалатинский областной литературно-мемориальный музей Ф. Достоевского, – рассказывает заведующая научно-экспозиционным отделом Ирина Соловьева. – На первом этаже бывшего дома Лепухиных была размещена стационарная выставка «Жизнь и творчество Ф. Достоевского», на втором этаже – мемориальная квартира.
С этого момента горожане не раз станут участниками и свидетелями ярких событий культурной жизни, так как музей-новичок мгновенно стал известен далеко за пределами республики. Уже в ноябре 1971 года в пединституте прошла научная конференция, посвященная 150-летию Достоевского, в которой приняли участие видные писатели П. Нилин, Н. Арденс, С. Муканов, А. Нурпеисов. Приехавшие на торжество артисты театра им. Моссовета Ия Савина и Геннадий Бортников рассказали о работе в спектакле Ю. Завадского «Петербургские сновидения» и сыграли ряд сцен.
В 1989 году в музее прошли литературные чтения «Достоевский и современность» с участием известных исследователей творчества писателя, в том числе Валентины Твардовской (дочери А. Твардовского). Вторые Достоевские чтения состоялись в музее в 1992 году с участием японского ученого-достоеведа Коити Итокава. В память об этом в нынешней экспозиции представлена японская газета, где опубликована статья К. Итокава о пребывании в Семипалатинске.
Музей – раскрытая книга
В 1972 году по инициативе областного начальства была задумана пристройка к мемориальному дому с обширной литературной экспозицией, фондохранилищем, кинозалом и научной библиотекой. Идея эта вынашивалась и поддерживалась разными людьми и организациями, все относились к ней совершенно особо. Об этом говорит даже то, что проект архитектора В. Власова, по которому строилось здание, был 27-м вариантом. В итоге здание решили построить в форме раскрытой книги: ломаная линия стен – страницы, торец здания – корешок. В 1976 году строительство пристройки было завершено.
Новое здание и мемориальный домик соединили легким стеклянным вестибюлем, символизируя неразрывную связь истории и современности. На втором этаже современной пристройки на площади 300 кв. м была размещена литературная экспозиция, рассказывающая о жизненном и творческом пути Достоевского, оформлением которой занимались ленинградские художники под руководством Георгия Козлитина.
Размещение экспозиции идет по кольцу, создавая два круга – внешний и внутренний. Во внешнем круге отражена событийная сторона жизни писателя: детство, учеба в Инженерном училище, начало литературной деятельности. Внутренний круг – это композиция «Мертвый дом», к которой примыкают экспозиционные комплексы семипалатинского и петербургского периодов.
Торжественное открытие состоялось в 1977 году. Тогда же рядом с музеем появилась бронзовая скульптура «Федор Достоевский и Чокан Валиханов», выполненная московским скульптором Дмитрием Элбакидзе, композиционно завершившая весь комплекс.
Фамилия писателя жива
Сотрудники музея налаживали и поддерживают связь с потомками Ф. Достоевского, его первой супруги М. Исаевой, Ч. Валиханова. В 1968 году на празднование юбилейных торжеств в честь 250-летия города в Семипалатинск приезжал внук писателя. Андрей Федорович (1908–1968 гг.) – инженер лесоустройства. В годы войны служил в танковых войсках и разведке, был дважды ранен. Последние годы жизни всецело посвятил помощи в открытии музеев знаменитого предка в Ленинграде, Семипалатинске, Старой Руссе. Кстати, 23 января 1969 года в парижской газете «Русская мысль» с подачи зарубежных родственников писателя была перепечатана статья из семипалатинской газеты «Иртыш» «У нас в гостях внук Федора Достоевского». Публикация эта была снабжена фотографией – улыбающийся Андрей Федорович в окружении горожан рядом с домом-музеем.
Благодаря ему род Достоевского продолжается, в 1945 году у него родился сын Дмитрий. А в 1972 году – внук Алексей, приходящийся писателю праправнуком. В 2003 году он стал почетным гостем международной научно-практической конференции «Достоевский и мировая культура», прошедшей в музее. Известно, что у него растут три дочери – Анна, Вера, Мария и сын Федор – Федор Достоевский!
Достоевские и Фальц-Фейны
Чтобы объяснить, какое отношение к писателю имеет современный меценат барон Эдуард Фальц-Фейн, нужно вникнуть в запутанные не совсем родственные связи. 9 мая 1958 года в парижской газете «Русская мысль» появилось траурное сообщение: «После тяжелой и продолжительной болезни в госпитале Ниццы скончалась 84 лет от роду невестка Федора Михайловича Достоевского – Екатерина Петровна, о чем с глубокой душевной болью сообщает ее сестра Анна Петровна Фальц-Фейн».
Так вот, бывший муж Анны Фальц-Фейн женился во второй раз – на дочери генерала Епанчина, от этого брака и родился сын Эдуард, покинувший Россию в детском возрасте с родителями, но на всю жизнь сохранивший любовь к родине. У него завидная коллекция русского искусства, в гостевой книге барона – автографы многих известных людей, которые нашли на вилле «Аскания – Нова» атмосферу настоящего русского гостеприимства. Барон Фальц-Фейн, человек широкой души, – автор множества благотворительных проектов, вернул в Россию большое количество художественных ценностей и исторических архивов.
Особую страницу в его многогранной деятельности занимает все, что связано с именем Федора Михайловича. У барона самые тесные связи с Петербургским музеем писателя, сейчас он готовит для передачи в него часть своих архивов. Эдуард Александрович следит за могилами Достоевских, оставшихся за пределами России, взял под свою опеку захоронение дочери Федора Михайловича Софьи в Женеве, могил его дочери Любы в Больцано, его невестки Екатерины и ее сестры Ольги в Ментоне.
– Недавно и у нас установилась переписка с бароном, – отмечает Ирина Соловьева. – В дар музею он преподнес прекрасное, с его помощью осуществленное издание, посвященное Федору Михайловичу и судьбе его близких.
Визитная карточка города
Назвать так музей Достоевского не будет преувеличением. Его посещение – традиционная часть визитов правительственных и иностранных делегаций. Кстати, побывали здесь и председатель Духовного управления мусульман Казахстана, председатель Совета муфтиев Центральной Азии, Верховный муфтий шейх Абсаттар хаджи Дербисали, и глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан архиепископ Астанайский и Алматинский Александр.
За 40 лет музей превратился в богатейшее хранилище ценных экспонатов. Его фонд насчитывает более 21 тыс. музейных предметов, которые сложились в уникальные коллекции книг с автографами, прижизненных изданий Достоевского и его современников, мемуарной литературы, периодических изданий XIX–XX веков, рукописей и документов, редких фотографий, изобразительных материалов. В фонде редкой книги хранится много изданий, которые давно уже стали библиографической редкостью, таких как «Юности честное зерцало» (1717 г.), «Нравоучительные сказки господина Марменталя» (1787 г.), «История Государства Российского» Николая Карамзина (1821 г.), священные книги XVII–XIX веков.
Посещаемость музея – в среднем 60 тыс. человек в год, причем большинство гостей – представители молодого поколения горожан. Стало уже традицией проводить среди них конкурсы на лучшую творческую работу «Мой Достоевский» и «Мы изучаем роман Достоевского «Преступление и наказание». Первое время, признается И. Соловьева, были сомнения, не слишком ли сложные вопросы предлагаются для осмысления школьникам и студентам. Оказалось, что нет. Молодежь глубоко вникает в творчество писателя, тонко чувствует нюансы и констатирует: проблемы, поднимавшиеся Достоевским в конце XIX века, остаются современными и в наши дни.
Айгуль БИДАНОВА, Семей
Сайт газеты «Казахстанская правда» Время загрузки страницы 0.502 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |