Всерьез задуматься о насущных нуждах казахстанцев мажилисменов заставила презентация трехлетнего бюджета страны. Особо пугает законотворцев рост инфляции, в частности цен на бензин. Ведь всем известно, что от стоимости этого топлива зависит наценка практически на любой товар. Интересно, что в проекте бюджета заложена инфляция в размере 6–8 процентов, а сейчас эта цифра уже перевалила за 9 процентов. О том, чем руководствовались составители этого документа, депутатам рассказали министры экономического развития Кайрат Келимбетов и финансов Болат Жамишев. Они же сообщили и о том, что в бюджете среднегодовая цена на нефть в 2011 году запланирована на уровне 90 долларов США за баррель, хотя мировая цена на нефть прогнозируется на уровне 65 долларов за баррель. При этом объем добычи нефти и газоконденсата на этот год запланирован в объеме 81 млн тонн. |
Рассматривая бюджет страны, парламентарии то и дело выступают за развитие социальных программ. Вот и вчера, после презентации трехлетнего бюджета на 2012–2014 годы в мажилисе, депутаты буквально завалили министра финансов Болата Жамишева и министра экономического развития и торговли Кайрата Келимбетова вопросами.
Первым слово взял мажилисмен Владимир Нехорошев. Депутат затронул вопросы инфляции, в частности – цены на бензин.
– Мы в проекте трехлетнего бюджета заложили инфляцию 6–8 процентов. Но сегодня мы видим, что в борьбе с инфляцией пока побеждают цены на бензин. Инфляция уже составляет более девяти процентов. Вот министр финансов говорил о зарплате учителей и врачей. Нельзя сравнивать сегодня среднюю зарплату учителя и врача, как это мы делаем, со средней зарплатой в целом по стране. Потому что врач и учитель на полторы-две ставки работают. Насколько это вообще реально, эти 6–8 процентов? – поинтересовался Владимир Нехорошев.
Однако Кайрат Келимбетов поспешил успокоить депутата: порог инфляции в 6–8 процентов вполне реален и выполним. Действительно, в нынешнем году есть процессы, которые превышают запланированные ранее параметры. Но Министерство экономики совместно с Нацбанком делают все возможное для сдерживания инфляции.
– Самая большая задача, которая стоит перед всем правительством и Нацбанком совместно, – это сохранение макроэкономической стабильности. Если инфляция будет двухзначная, то есть 10,11,12 процентов, тогда мы должны говорить о существенной корректировке в социальной политике государства и существенной корректировке программы индустриализации. Поскольку, если инфляция будет двухзначная, кредиты в банках будут недоступны для предпринимателей, для малого и среднего бизнеса. Задача 6–8 процентов (инфляции. – Авт.) – достаточно амбициозная, но мы ее планируем выполнять, – заверил министр экономического развития и торговли.
Кроме того, Владимир Нехорошев затронул и расходы республиканского бюджета на социальную сферу. Например, при заявке в 246 млрд тенге Астана получит всего 142 млрд, а бюджет Алматы при бюджетной заявке 126 млрд тенге – всего 69 млрд. Депутат поинтересовался, что же тогда будет с регионами, тем более что конкретно разбивки по цифрам по областям они так и не увидели.
– Мне бы хотелось услышать, как будут выглядеть областные бюджеты относительно бюджетов городов Астаны и Алматы. Каким образом будет решаться программа снижения бедности?
Правда, здесь Кайрат Келимбетов отметил, что подобные вопросы не совсем методологически, в том числе и политически, корректны. Нельзя противопоставлять одни расходы другим. Тем более что нужно учитывать, что расходы на два самых больших города в Казахстане – это расходы, которые подразумевают благополучие граждан, живущих в этих двух крупных городах.
Другой депутат – Кенжегали Сагадиев – считает, что инфляция регулируется только административными методами и потому надо развивать конкурентную среду. Высказавшись в поддержку бюджетов Алматы и Астаны, депутат сказал, что нужно развивать в то же время региональную политику. По мнению парламентария, с каждым днем все ясней становится угроза мировой рецессии, в связи с этим необходимо готовить и население, и государственные структуры.
– Идет огосударствление экономики. Последний год, пользуясь кризисной ситуацией, мы собрали очень много в лоно государства… Конкурентная среда практически затухает, стагнирует. Не развивается. Никто из нас не влияет на эту инфляцию, только административными мерами: где-то сдерживаем цены. А все остальное не работает у нас. Если не будет рыночной экономики, то никогда мы не справимся с этой инфляцией. Как вы думаете, – задал он правительству вопрос, – будем ли мы продолжать это огосударствление экономики или будем переходить на рельсы рыночной экономики?
Не смогли не поинтересоваться народные избранники и тем, чего ждать от программы индустриализации и социальной модернизации.
– Почему нет хотя бы прогнозных результатов этой программы? Куда мы выходим? Насколько мы снижаемся в сторону более серьезной экономики, насколько мы уходим от сырьевой направленности экономики? Мы сотни предприятий вводим. Что мы в результате этого получаем? Какой объем промышленного производства мы получим и как это повлияет на структуру нашей экономики? – поинтересовался Кенжегали Сагадиев.
Вопросы депутатов касались и других сфер жизни страны: строительства школ и детских садов, политики регионов и захвата приграничных городов казахстанского бизнеса иностранцами, модернизации действующих предприятий и вопросов пересмотра прожиточного минимума.
Председатель комитета мажилиса Гульжана Карагусова подытожила презентацию тем, что поручила разработчикам законопроектов представить ряду парламентариев письменные ответы и соответствующие сведения по поднятым ими вопросам. Хотя обсуждения бюджета только началось. Пока проект трехлетнего бюджета будет обсуждаться и корректироваться в стенах парламента, у депутатов есть реальная возможность «выбить» средства на поднятые ими проблемы.
Тамара ВААЛЬ, Астана
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 1.087 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |