Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Общественная палата: О религиозной деятельности и религиозных объединениях – ЕНУ им. Л.Гумилева



Общественная палата: О религиозной деятельности и религиозных объединениях – ЕНУ им. Л.Гумилева

 

Общественная палата: О религиозной деятельности и религиозных объединениях – ЕНУ им. Л.ГумилеваАстана, 13 сентября, Дом Мажилиса. 14 сентября, в среду, законопроект «» станет предметом обсуждения на заседании Общественной палаты при Мажилисе Парламента РК.

Общественная палата проведет свое заседание в зале «Ученого совета» Евразийского Национального университета им. Л.Н. Гумилева (14-30).


Ожидается доклад по проекту Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», который сделает, как предусматривается,

ЛАМА ШАРИФ КАЙРАТ КАЙЫРБЕКУЛЫ, Председатель Агентства Республики Казахстан по делам религий.

Затем предусматриваются выступления. Это члены Общественной палаты при Мажилисе: КАМАЛ БУРХАНОВ, АЛТЫНШАШ ДЖАГАНОВА, ОРАЗАЛЫ САБДЕН, ДОСМАХАНБЕТ КОШИМ.

На заседании Палаты ожидается также выступление РАМАЗАНА САРПЕКОВА - депутата Мажилиса, руководителя рабочей группы по законопроекту «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».

После дискуссии планируется обсуждение и принятие заключения Общественной палаты по проекту Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».

В проекте повестки заседания предусматривается также рассмотрение второго вопроса: о Плане работы Общественной палаты при Мажилисе Парламента Республики Казахстан на пятую сессию (сентябрь 2011г. – июнь 2012г.)

***

Общественную палату возглавляет Заместитель Председателя Мажилиса Парламента РК Владимир Яковлевич Бобров.

ХХХ

7 сентября с.г. на пленарном заседании Мажилиса Комитету по законодательству и судебно-правовой реформе Палатой была поручена подготовка заключения по данному законопроекту и сопутствующим поправкам.

8 сентября с.г. проект закона и сопутствующие поправки были презентованы в рамках Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Агентством по делам религий:

РАХМЕТ МУКАШЕВ:

«СЕГОДНЯШНИЕ РЕАЛИИ ТРЕБУЮТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНЫХ НОВЫХ ПРАВОВЫХ НОРМ, КОТОРЫЕ НЕ БЫЛИ ПРЕДУСМОТРЕНЫ РАНЕЕ - ЗАКОНОПРОЕКТ «О РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ»

Астана, 8 сентября, Дом Мажилиса. Основная цель проекта Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» - формирование единой правовой основы для общего регулирования вопросов религиозной деятельности.

Об этом заявил сегодня в Парламенте, выступая на презентации проекта Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» председатель Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Рахмет Мукашев (тезисы):

Как вы знаете, в Мажилис Парламента Республики Казахстан поступили проекты законов, касающиеся религиозной деятельности.

Данная тема является важной, актуальной и крайне деликатной.

Основная цель проекта Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» - формирование единой правовой основы для общего регулирования вопросов религиозной деятельности.

Данный законопроект возник не сразу, он является результатом многолетней практики.

Первый юридический документ - закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» был принят в январе 1992 года, буквально спустя месяц после провозглашения независимости Казахстана. Закон преследовал демократические преобразования в сфере отношений государства и религии и снимал ограничения советской эпохи.

За 19 лет действия закона в него 7 раз вносились изменения и дополнения. При этом только в трех случаях поправки касались непосредственно данной сферы. Изменения и дополнения были связаны с усовершенствованием отдельных статей по разным направлениям, в том числе вносились по вопросам обеспечения национальной безопасности и по вопросам противодействия экстремизму, которые касались вопросов миссионерской деятельности и запрета на создание и деятельность религиозных объединений.

Между тем сегодняшние реалии требуют регулирования иных новых правовых норм, которые не были предусмотрены ранее.

С этой целью был разработан новый законопроект «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» - самостоятельный основополагающий закон, в котором регулируются общие вопросы религиозной деятельности.

Законопроект регулирует вопросы создания, государственной регистрации, реорганизации и ликвидации религиозных объединений, их статуса и имущественных правоотношений, а также вопросы миссионерской и благотворительной деятельности.

Определяется компетенция уполномоченного органа в сфере религиозной деятельности и местных исполнительных органов.

Отдельные статьи посвящены религиоведческой экспертизе, изданию и распространению религиозной литературы, проведению религиозных обрядов и церемоний, международным связям верующих и религиозных объединений.

Сопутствующим проектом закона – «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений» - вносятся поправки в 2 кодекса и 7 законов, которые позволят обеспечить действие норм основного законопроекта.

Данным законопроектом четко определяются вопросы административной ответственности за нарушение законодательства о религиозной деятельности.

Следует выделить некоторые такие новые составы как:

1) Нарушение установленных законом требований к проведению богослужений, религиозных обрядов и (или) собраний, осуществлению благотворительной деятельности, ввозу, выпуску, изданию и (или) распространению религиозной литературы и иных материалов религиозного содержания (назначения), строительству и переоборудованию культовых зданий (сооружений), –

2) осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест

3) использование миссионерами материалов религиозного содержания и предметов религиозного назначения без положительного заключения религиоведческой экспертизы, –

4) Создание организационных структур религиозных объединений в государственных органах, организациях и учреждениях, организациях образования и здравоохранения, –

5) Руководство религиозным объединением лицом, назначенным иностранным религиозным центром без согласования с уполномоченным органом, –

Вместе с тем, международный опыт показывает, что в ряде стран (Франция, Марокко, Алжир) по этим составам применяется уголовная ответственность. Причем с каждым годом такая ответственность все более усиливается и расширяется.

При этом в отличие от данных стран мы считаем, что мер, предусмотренных в рамках административной ответственности за нарушение законодательства о религиозной деятельности, более чем достаточно.

В заключение хочу выразить особую признательность за участие в работе презентации нашим уважаемым депутатам, а также представителям Верховного Суда, Генеральной прокуратуры РК, КНБ РК, Агентства РК по делам религий, Министерств внутренних дел, юстиции, культуры, обороны, образования и науки, здравоохранения, связи и информации Республики Казахстан, а также представителям религиозных и общественных объединений и неправительственных организаций и я надеюсь на их помощь в подготовке и обсуждении правовых норм законов!

Хочу передать слово руководителю рабочей группы, которым назначен депутат Сарпеков Рамазан Кумарбекович, являющийся сегодня модератором презентации.

***

ЛАМА ШАРИФ КАЙРАТ КАЙЫРБЕКОВИЧ:

РАССМАТРИВАЕМЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ НАПРАВЛЕН НА СОХРАНЕНИЕ БАЛАНСА ОБЩЕСТВЕННЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Астана, 8 сентября, Дом Мажилиса. Сегодня в Мажилисе в рамках Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе состоялась презентация законопроекта «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» и сопутствующих поправок.

Открывая заседание кратким вступительным словом, председатель Комитета Мажилиса Рахмет Мукашев сообщил, что рабоучую группу по законопроекту и поправкам возглавляет член этого Комитета, депутат Мажилиса Рамазан Сарпеков. Затем слово для доклада и ответа на депутатские вопросы было предоставлено Председателю Агентства РК по делам религий Лама Шариф Кайрату Кайырбековичу (тезисы):

Уважаемые депутаты!

Уважаемые дамы и господа!

Разрешите представить к Вашему вниманию законопроекты «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений».

Разработка данных законопроектов предусмотрена в Концепции развития гражданского общества на 2006-2011 годы, утвержденной Указом Главы государства от 25 июля 2006 года.

Целью законопроекта «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» является совершенствование законодательства Республики Казахстан о религиозных объединениях путем правового регулирования основных направлений их деятельности, а также исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных актов.

Одним из проявлений новой общественно-политической ситуации, сложившейся в Казахстане в последние десятилетия, является кардинальное изменение роли религии и религиозных объединений в жизни общества. Значительно выросли их общественный престиж и влияние на различные стороны общественной жизни, изменился юридический статус.

За короткий срок в несколько раз увеличились количество верующих и численность религиозных объединений, активизировалась их деятельность в обществе, они стали важным элементом социальной структуры казахстанского общества, изменился характер государственно-конфессиональных отношений.

Именно сейчас настало время, когда тесное взаимодействие и конструктивный диалог государства с религиозным сообществом способны не допустить распространения в нашей стране таких крайностей, как бездуховность, радикализация религиозных взглядов. Мы также признаем, что религия является неотъемлемой частью нашего общества, и поэтому государство всегда будет уделять внимание развитию религий в Казахстане.

Рассматриваемый законопроект направлен на сохранение баланса общественных и религиозных интересов. Следует выделить три основных принципа государственной политики в области свободы вероисповедания - нейтралитет, толерантность и паритет. При этом главенствующее место отводится принципу нейтралитета государства, включающего в себя невмешательство во внутренние дела религиозных объединений. Принцип толерантности означает уважительное отношение к религиозным убеждениям. Принцип паритета обусловливает равенство перед законом всех религиозных объединений и представителей различных вероисповеданий.

Особо хочу отметить, что в данном законопроекте закреплено, что государство отделено от религии и религиозных объединений. Ни одна религия не должна устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В то же время, в преамбуле законопроекта отмечается историческая роль ислама ханафитского учения и православия в развитии культуры и духовной жизни казахстанского народа. При этом важно понять, что в нашем государстве оказывается уважение и другим религиям, которые сочетаются с духовным наследием народа Казахстана. Хотелось бы подчеркнуть, что практика принятия аналогичных преамбул успешно применяется в России, Белоруссии, Армении, Грузии, Литве, Финляндии, которые являются также светскими государствами, как Казахстан. Данное положение не нарушает равноправия религиозных объединений, поскольку не создает привилегированных условий одним перед другими.

В новом законопроекте отмечается, что незаконное воспрепятствование религиозной деятельности, нарушение гражданских прав в зависимости от отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств, осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест, не допускается.

В то же время подчеркнуто, что никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан. Запрещается деятельность партий на религиозной основе. Религиозные объединения не имеют права участвовать в деятельности политических партий, оказывать им финансовую поддержку.

Основным нововведением в законопроекте является определение статуса религиозного объединения. В Казахстане могут создаваться и действовать религиозные объединения со статусом: местные, региональные и республиканские.

Таким образом, местное религиозное объединение могут создать не менее пятидесяти верующих, региональное – не менее пятисот, республиканское – не менее пяти тысяч граждан Казахстана, исповедующих одно вероучение. При этом если местное религиозное объединение может организоваться в пределах одной области, то региональное может осуществлять свою деятельность в пределах не менее двух областей, а вот республиканское религиозное объединение должно будет охватывать все регионы и иметь свои структурные подразделения, филиалы или представительства на всей территории Республики Казахстан.

Согласно новому законопроекту, религиозное объединение создается по инициативе граждан Республики Казахстан, достигших восемнадцатилетнего возраста. Запрещается создание организационных структур религиозных объединений в государственных органах, организациях и учреждениях, в том числе в организациях образования и здравоохранения. Система образования и воспитания в Казахстане, за исключением духовных учебных заведений, носит светский характер.

В новом законе особое место будет уделено наименованию религиозного объединения. Так, наименование религиозного объединения должно содержать вероисповедную принадлежность и статус. Полное и сокращенное наименование и его символика не должны полностью или в существенной части дублировать государственные символы Республики Казахстан и других государств. Название религиозного объединения должно определять точное направление религиозной организации, а также конфессиональную принадлежность, а не приводить в замешательство общественность неточным, общим названием.

В законопроекте уделяется внимание и благотворительная деятельность. Она не должна способствовать распространению вероучения таким образом, чтобы материальные стимулы использовались с целью привлечения новых адептов.

Предусматривается запрет на деятельность религиозных объединений, склоняющих и принуждающих к разрушению семьи, препятствующих получению обязательного образования, наносящих ущерб нравственности, здоровью граждан.

Предлагается ввести запрет на принуждение последователей религиозного объединения к отказу от принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения, его руководителей и других членов.

Более четко регламентированы положения, касающиеся проведения религиозных обрядов и церемоний, ввоза, издания и распространения религиозной литературы.

Религиозные обряды и церемонии беспрепятственно проводятся в культовых зданиях и на отведенной им территории, в местах поклонения, на кладбищах, и в жилищах в случае ритуальной необходимости при условии соблюдения прав и интересов близ проживающих лиц. В иных случаях религиозные мероприятия осуществляются в порядке, установленном для проведения собраний, митингов, демонстраций и шествий.

Не допускается совершение религиозных обрядов и церемоний в зданиях и территориях государственных органов, организаций образования, за исключением духовных учебных заведений, вооруженных сил, правоохранительных органов, других служб, связанных с обеспечением общественной безопасности, защитой жизни и здоровья граждан.

В то же время, в случае изъявления желания пациентами больниц, домов престарелых и инвалидов или в случае ритуальной необходимости лицами, находящимися в местах содержания под стражей и отбывания наказания, администрация указанных организаций и учреждений обеспечивает реализацию права на свободу религиозных убеждений и оказывает содействие в приглашении священнослужителей.

Основанием проведения религиоведческой экспертизы служит обращение физических и юридических лиц в уполномоченный орган, поступление религиозной литературы, иных информационных материалов религиозного содержания в библиотечные фонды учреждений и организаций Республики Казахстан, а также регистрация миссионеров и религиозных объединений. Ко всему прочему, к религиоведческой экпертизе подлежат ввозимые информационные материалы религиозного содержания. При этом объектами религиоведческой экпертизы признано считать учредительные и другие документы религиозного содержания.

Уважаемые депутаты, коллеги!

Человечеству известны сотни религий. У одних религий – миллионы приверженцев, другие распространены среди всего нескольких десятков человек. История одних религий насчитывает тысячилетия, другие возникли буквально на наших глазах. В настоящее время многие из них составляют религиозную палитру современного Казахстана. Вероучения некоторых из них вызывают сомнения и даже опасения. Поэтому, порядок проведения религиоведческой экспертизы будет определяться Правительством Республики Казахстан с привлечением ученых-религиоведов и иных специалистов.

Отдельно прописано в новом законе о значении миссионерской деятельности. Если приводить в пример опыт зарубежных стран, то в Китае деятельность иностранных миссионеров категорически запрещена. В результате этого, даже китайские католики не имеют права поддерживать связь с Ватиканом. В Греции, где Конституцией гарантируется свобода выбора вероисповедания, тем не менее, миссионерская деятельность других религиозных групп среди православных христиан запрещена.

Австрия также относится к группе европейских стран светского режима, которая в целях поддержания традиционной конфессии регламентирует и дифференцирует положение различных религиозных течений достаточно жестко.

В Малайзии ограничен въезд в страну немусульманских религиозных эмиссаров в возрасте от 40 лет и выше с целью недопущения пропаганды чуждых идей. Немусульманские организации также испытывают в Малайзии трудности с получением земельных участков под строительство объектов религиозного культа, более того, обычным делом является снос немусульманских культовых сооружений, статуй и молитвенных домов. Запрещается публикация в СМИ, а также публичные дискуссии на темы, которые могут способствовать разжиганию расовой или религиозной вражды. Ежегодно в стране обновляется список запрещенных к публикации религиозных книг, главным образом, христианских. В стране ограничивается распространение Библии, а также другой христианской литературы, немусульманских видеофильмов на малайском языке. На обложке Библии, выпущенной на малайском языке, обязательно должна быть надпись «не для мусульман», а их распространение должно быть ограничено в рамках церквей и христианских книжных магазинов.

Что касается ситуации с миссионерской деятельностью в Казахстане, то на сегодняшний день у нас зарегистрировано около 300 иностранных миссионеров из 27 стран мира, в основном это представители Польши, Кореи, США, Германии, России, Украины, Италии, Швейцарии и Испании. Согласно предложенному законопроекту иностранцы и лица без гражданства, также как и граждане Республики Казахстан вправе осуществлять миссионерскую деятельность, но лишь после прохождения регистрации. Тогда как без регистрации в Республики Казахстан миссионерская деятельность запрещена. Иностранные миссионеры обязаны ежегодно проходить перерегистрацию в территориальных подразделениях Агентства по делам религий.

В свою очередь, отказ в регистрации миссионерской деятельности осуществляется на основании отрицательного заключения религиоведческой экспертизы, а также в случаях, когда выявлена реальная угроза конституционному строю, общественному порядку, правам и свободам человека, здоровью и нравственности населения.

Уважаемые депутаты!

В связи с разработкой законопроекта «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» планируется также внесение изменений в ряд законодательных актов. С этой целью подготовлен законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений».

Данным законопроектом предлагается внесение изменений в следующие нормативно-правовые акты: Кодекс РК об административных правонарушениях, Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», законы РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств», «О воинской обязанности и воинской службе», «О некоммерческих организациях», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О противодействии экстремизму», «О лицензировании».

Реализация данных законопроектов не потребуют дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета.

После принятия данных законов предстоит перерегистрация всех религиозных объединений. Именно в этот период перед Агентством по делам религий совместно с акиматами и органами юстиции появляется уникальная возможность навести порядок как в регистрации, так и деятельности религиозных объединений и малочисленных групп, путем тщательного изучения их учредительных документов.

***

По итогам презентации, в ходе которой прозвучали также выступления и парламентариев, и приглашенных, решено продолжить рассмотрение законопроекта и поправок в рамках рабочей группы.

ХХХ

По состоянию на 12.09.2011г.

СПИСОК

участников заседания Общественной палаты при Мажилисе Парламента Республики Казахстан

14 сентября 2011 года

 

 

 

 

Ф.И.О.

 

Занимаемая должность

1.

Бобров

Владимир Яковлевич

 

Председатель Общественной палаты, Заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан

 

2.

Нарикбаев

Максут Султанович

 

Заместитель Председателя Общественной палаты, председатель ДПК «Адилет», д.ю.н, профессор

 

3.

Дворецкий

Владимир Яковлевич

 

Официальный представитель НДП «Нур Отан» в Правительстве Республики Казахстан

4.

Сыздыков

Эльдар

Максутович

 

Ответственный секретарь Общественной палаты, заместитель заведующего отделом социально-экономического мониторинга

Администрации Президента Республики Казахстан

 

5.

Бурханов

Камал Низамович

Депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан, д.п.н., профессор

 

6.

Джаганова

Алтыншаш Каиржановна

 

Основатель партии «Руханият», заслуженный деятель Республики Казахстан, писатель, драматург, главный редактор журнала «Қазақстан әйелдері»

 

7.

Журинов

Мурат Журинович

 

Президент Национальной академии наук Казахстана, к.х.н., академик НАН РК

8.

Калиулы

Жекен

Председатель Ассоциации содействия ООН в Республике Казахстан

 

9.

Касымов

Гани Есенкельдыулы

Депутат Сената Парламента Республики Казахстан, председатель Партии Патриотов Казахстана

 

10.

Кошим

Досмаханбет Калмаханулы

 

Председатель Общественного объединения

«Ұлт тағдыры»

11.

Мусаходжаева

Айман Кожабековна

Ректор Казахского Национального университета исскуств, профессор

 

12.

Оразалин

Нурлан Мыркасымович

 

Председатель Правления Союза писателей Казахстана

 

13.

Сабден

Оразалы

 

Директор Института экономики Комитета науки Министерства образования и науки РК, академик НИА РК, д.э.н., профессор

 

14.

Султанов

Куаныш Султанович

Председатель Комитета Сената Парламента Республики Казахстан, д.п.н, профессор

 

15.

Федотова

Зинаида Леонтьевна

 

 

Председатель Комиссии по вопросам помилования при Президенте Республики Казахстан, директор Института государственного и местного управления Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, к.ю.н., профессор

 

16.

Худяков

Сергей Герольдович

 

Директор НПО «Институт развития местного самоуправления»

 

 

Представительство Президента Республики Казахстан

в Парламенте Республики Казахстан

 

17.

Бейсенбаев

Аскар Асанович

 

Руководитель

 

18.

Касымов

Сабыр Ахметжанович

 

Заведующий сектором

 

Мажилис Парламента Республики Казахстан

 

19.

Мукашев

Рахмет Желдыбаевич

Председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан

 

20.

Сарпеков

Рамазан Кумарбекович

Депутат Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

 

21.

Ибрагимов

Сатыбалды Тлемисович

Депутат Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

 

22.

Кадамбаев

Токтарбай

Депутат Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

 

23.

Калижанов

Уалихан Калижанулы

Депутат Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

 

24.

Нехорошев

Владимир Анфианович

Депутат Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

 

25.

Смайыл

Алдан Зейноллаевич

 

Депутат Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

26.

Сыздыков

Тито Уахапович

Депутат Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

 

27.

Тарасенко

Елена Ивановна

Депутат Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

 

 

Агентство Республики Казахстан по делам религий

 

28.

Лама Шариф

Кайрат Кайырбекулы

 

Председатель

 

29.

Досжан

Ардак Дукенбаевич

 

Заместитель Председателя

 

30.

Онлашева

Жанна Онлашевна

 

Главный эксперт

31.

Аушев

Ибрагим Туханович

 

Эксперт

 

Мечеть им.Садвакас кажы Гылмани г.Астаны

 

32.

Бейсенбаев

Бактыбай Кыдырбайулы

 

Главный имам

 

 

 

Митрополит Астанайский и Казахстанский

 

33.

Гоголев

Михаил Борисович

Епископ Каскеленский Геннадий Управляющий делами синога Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан

 

 

34.

Ешая Коген

Главный раввин Республики Казахстан

 

35.

Карнаух Шмуль

Главный раввин г.Астаны, Акмолинской и Павлодарской областей

 

 

36.

Томаш Пэта

Архиепископ

 

37.

Новгородов

Юрий Тимофеевич

 

Его Преосвященство, Епископ

38.

Садвокасова

Айгуль Какимбековна

Директор, д.с.н.

 

 

39.

Фокина

Нинель Константиновна

 

Председатель

40.

Сыдыков

Ерлан Батташулы

 

Ректор

 

41.

Онучко

Марина Юрьевна

 

к.ф.н., доцент

 

42.

Толгамбаева

Даметкен Турлыбаевна

 

Старший преподаватель, к.ф.н.

43.

Адаева

Гульнар Аманбековна

 

 

 

Старший преподаватель, к.ф.н.

44.

 

 

45.

 

 

46.

 

 

47.

 

 

48.

 

 

49.

 

 

 

 

 

 

Сайт Парламента Республики Казахстан

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 40
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.245 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>