До Евро-3 как до Европы В нашей нефтяной стране работают три нефтехимических завода. Казалось бы, ни перебоев с бензином, ни претензий к его качеству быть не должно. Однако последние сводки с бензоколонок свидетельствуют об обратном: хороший бензин продают по талонам, а то, что в свободной продаже, порой такого качества, что может угробить и автомобиль, и экологию! Так мы будем с бензином или нет? |
Не все стандарты одинаково полезны
Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ) гордо рапортует об успешном переходе на выпуск бензина класса Евро-2, тогда как в Европе транспорт был переведен на этот экологический стандарт 15 лет назад!
Но почему до сих пор мы придерживаемся стандарта Евро-2, а не Евро-3, Евро-4 или Евро-5, как в цивилизованных странах? Где мировая конкурентоспособность? В Европе легковые автомобили на стандарт Евро-2 перешли в далеком 1996 году! Евро-3, к которому мы только стремимся, в Европе был введен 11 лет назад – в 2000 году, Евро-4 – в 2005-м, а Евро-5 – в 2009 году. Это значит, что авто, бороздящие европейские дороги, с каждым годом выпускают менее токсичные выхлопные газы. Нам, казахстанцам, приходится осваивать таблицу Менделеева своими… легкими.
Примечательно, что на выпуск горючего стандарта Евро-2 Павлодарский нефтезавод перешел только год назад, о чем сообщил в августе 2010 года генеральный директор АО «ПНХЗ» Шухрат Данбай. Вложили тогда в обновление оборудования, по данным руководителя, шесть миллиардов тенге. Ш. Данбай также рассказал, что масштабная модернизация должна закончиться к 2014 году, когда на заводе будут построены шесть новых октаноповышающих установок. Но к этому времени Европа планирует ввести уже стандарт Евро-6!
Получается, что огромные деньги вкладываются… во вчерашние стандарты.
Таким образом мы Европу никогда не догоним!
Вводить Евро-3 мешает… Евро-5
Шымкентский нефтеперерабатывающий завод ШНОС, входящий в состав совместной казахстанско-китайской компании «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (ПКОП) – предприятие режимное, и информацию для журналистов тут выдают только с разрешения головного офиса в Алматы.
Технологи и инженеры, с которыми удалось поговорить, попросили не называть их имен, но сообщили, что еще в начале 2010 года ПКОП был разработан масштабный проект «Модернизация и реконструкция Шымкентского НПЗ». Он уже прошел все согласования в госорганах, как неожиданно пришло… поручение Министерства нефти и газа РК об ориентации на экологический стандарт качества Евро-5 при модернизации НПЗ.
В общем, завод еще не приступил к модернизации до стандартов Евро-3, а уже нужно соответствовать стандартам Евро-5. В результате нет ни того, ни другого.
Хороший бензин – только в планах
Так сложилось, что именно Атырауский НПЗ совершил поворот в развитии нефтяной промышленности Казахстана, первый бензин был получен именно здесь. Завод стал первым выпускать автомобильный бензин уровня Евро-2.
Но и здесь дальше бензина позавчерашнего стандарта не продвинулись. В настоящее время на АНПЗ выпускаются автомобильные бензины марок Регуляр-92, Премиум-95, Супер-98 по требованиям Евро-2. Объем выработки высокооктановых бензинов возрос до 28 процентов – и это, как здесь полагают, хорошие показатели, до реконструкции их было вообще 7 процентов от общего количества.
До 2015 года в Атырау обещают построить и комплекс по производству ароматических углеводородов. Схема будущего производства даст возможность получать либо максимально высокооктановые бензины, или дополнительно до 133 тыс. тонн в год бензола и до 496 тыс. тонн в год параксилола. Те канцерогенные вещества, которые атыраусцы вдыхают вместе с парами выхлопных газов автомобилей, будут выделены отдельно в виде сырья для нефтехимии. Но это – только через несколько лет. А пока дышим отравой.
Сайт газеты «Караван» Время загрузки страницы 0.402 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |