Несмотря на ухудшение внешних условий в нынешнем году, Казахстан смог сгладить их негативное воздействие на свою экономику. Такое мнение в интервью ТАСС высказал первый заместитель премьер-министра республики Бакытжан Сагинтаев. "Оперативно принятые меры позволили не допустить в текущем году значительного снижения темпа роста экономики, стимулировать деловую активность, прежде всего, в сфере малого и среднего бизнеса", - отметил он. По словам первого вице-премьера, в этом году "наибольший прогресс достигнут в таких сферах, как антимонопольная политика и конкуренция, административное регулирование и снижение торговых барьеров". - Бакытжан Абдирович, как бы Вы оценили результаты интеграции в рамках Евразийского экономического союза? Как она отразилась на экономике Казахстана? - Главным архитектором евразийской интеграции по праву считается президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Более 20 лет назад в стенах Московского государственного университета он предложил принципиально новые механизмы экономического взаимодействия, которые соответствовали бы изменившимся геополитическим реалиям, без ущемления суверенитета, при невмешательстве во внутренние дела государств. В итоге три страны - Казахстан, Белоруссия и Россия - сформировали Таможенный союз. Затем мы перешли на новую ступень, и уже почти год функционирует Евразийский экономический союз (ЕАЭС). За это время к нашему объединению присоединились Армения и Кыргызстан. Экономический потенциал Евразийского экономического союза для каждого из участников представляет огромный интерес. Рынок в 182,3 млн человек вызывает заинтересованность не только у производителей государств-членов, но и у потенциальных инвесторов из третьих стран. Отмечу, что внешнеторговый оборот стран ЕАЭС в совокупности составляет $1 трлн. Для Казахстана существенным фактором является создание единой экономической территории. Это позволило нам существенно увеличить емкость внутреннего рынка. С начала формирования Таможенного союза годовой товарооборот Казахстана с партнерами вырос в 1,6 раза - с почти $13 млрд в 2009 году до $21 млрд в 2014 году. Существенно вырос экспорт - на 80%, а доля обработанных товаров в общем объеме казахстанского экспорта в страны Таможенного союза выросла с 45 до 58%. Не случайно я ранее отмечал повышение инвестиционной привлекательности за счет формирования общего рынка в ЕАЭС. Статистика показывает, что объемы прямых иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность с начала функционирования Таможенного союза по сравнению с предыдущим пятилетним периодом утроились. Если говорить в денежном выражении, то с $6 млрд до $18 млрд. Безусловно, это результат комплекса мероприятий, в том числе по реализации внутригосударственных программ развития. К сожалению, по итогам этого года цифры по многим параметрам, в том числе и по взаимной торговле, будут совсем другими в силу ряда объективных причин. Прежде всего, связанных с мировой конъюнктурой цен на наши экспортные товары и нестабильностью на мировых финансовых рынках. В то же время формат ЕАЭС открывает и новые возможности для Казахстана. Как континентально замкнутая страна, мы заинтересованы в предоставлении доступа к инфраструктуре и внутренним тарифам на перевозку грузов. Это позволяет сократить транспортные издержки для наших производителей. С начала функционирования Союза применение внутреннего российского железнодорожного тарифа при перевозках грузов из Казахстана в Европу через морские порты России, по отдельным расчетам, может дать нашим отправителям грузов экономию до $240 млн ежегодно. Вместе с тем, имеющиеся договоренности по поэтапному развитию евразийской экономической интеграции уже позволяют утверждать, что основные позитивные выгоды от нашего объединения следует ожидать в перспективе. Так, до 2025 года будут созданы общие рынки в различных отраслях. К примеру, в сфере газа, нефти и нефтепродуктов предусматривается отсутствие во взаимной торговле экспортных таможенных пошлин и ограничений. К 2025 году участникам рынка будет предоставлен равный доступ к газотранспортной инфраструктуре и системам транспортировки нефти и нефтепродуктов. Общий электроэнергетический рынок планируется сформировать к 2019 году. Для Казахстана это очень важно, так как позволит в полной мере реализовать экспортный потенциал электроэнергетической отрасли. По прогнозам, к 2030 году выработка электроэнергии превысит 6 млрд киловатт-часов. Это до $300 млн дополнительной экспортной выручки ежегодно. Кроме того, мы сможем обеспечивать наши западные регионы электроэнергией из северных областей через российские сети. В следующем году планируется создать общий рынок лекарственных средств на основе международных стандартов GMP (надлежащие производственные практики). Он будет способствовать беспрепятственному перемещению фармпрепаратов стран-участниц на рынки друг друга. По расчетам казахстанского бизнеса, это позволит увеличить экспорт отечественных лекарств до $360 млн в год. Можно ли говорить об обострении внутренней конкуренции в ЕАЭС? Безусловно, на рынках Евразийского экономического союза присутствует конкуренция, которая усилилась в связи с созданием единой таможенной территории. Но, думаю, для развития наших отраслей это, скорее, позитивный фактор. Усиление конкуренции способствует развитию рынков сбыта товаров, повышению их качества. Это также стимулирует отечественный бизнес к применению новых инновационных решений и технологий. Мы учимся друг у друга, перенимаем лучший опыт, технологии. Договариваемся о совместных проектах, промышленной кооперации. В конечном счете, у нас основная цель участия в интеграционных процессах - не конкурировать друг с другом, а совместными усилиями увеличить собственную конкурентоспособность для занятия ниш на мировых рынках. Поэтому на настоящий момент мы активно совместно с партнерами прорабатываем вопросы международного взаимодействия. Различные страны и международные объединения заинтересованы в углублении сотрудничества с нашим экономическим союзом в различных форматах, от расширения торгово-экономических связей до создания зон свободной торговли. Учитывая непростую ситуацию в мировой экономике, а также замедление темпов экономического роста, мы заинтересованы в новых перспективных рынках. В ЕАЭС прорабатывается 8 приоритетных направлений по международному сотрудничеству. В их числе Европейский союз, СНГ, Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближний Восток,Черноморский и Прикаспийский регионы, Северная, Латинская Америка и Африка. По поручению Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств нами проводится работа по сопряжению евразийского интеграционного процесса с китайской инициативой "Экономический пояс Шелкового пути". В настоящее время созданы совместные исследовательские группы по изучению целесообразности создания зоны свободной торговли с Ираном, Израилем, Индией и Египтом. В целом заинтересованность в сотрудничестве с ЕАЭС проявляют более 30 стран. Это говорит об авторитете нашего объединения. - Завершилась ли адаптация к новым рыночным условиям валютной и финансово-экономической системы? Как отразилась ситуация с рублем на казахстанско-российской торговле в этом году? - Как вы знаете, с 20 августа 2015 года Казахстан приступил к реализации новой денежно-кредитной политики, основанной на режиме инфляционного таргетирования, с отменой валютного коридора и переходу к свободно плавающему обменному курсу национальной валюты. Таким образом, в Казахстане обменный курс формируется на основе рыночного спроса и предложения с учетом фундаментальных внутренних и внешних макроэкономических факторов. Вместе с тем, Национальный Банк сохраняет возможность реагировать на значительные колебания курса, которые не отражают соотношение спроса и предложения и действия фундаментальных факторов. Также предполагается, что дальнейшая динамика обменного курса тенге будет формироваться под воздействием факторов, определяемых, в основном, динамикой ценовой ситуации на мировых финансовых и товарных рынках. Что касается ситуации с девальвацией рубля, то, действительно, в конце 2014 года и начале 2015 года наблюдались определенные изменения в структуре взаимного товарооборота с Россией. Это в первую очередь коснулось ввоза к нам автомобилей. Но уже сейчас мы наблюдаем выравнивание торговли. Причиной тому стало восстановление паритета рубля по отношению к тенге. Другой фактор, который оказывает в настоящее время значительное влияние на нашу взаимную торговлю, это снижение цен на основные экспортные товарные позиции как Казахстана, так и России. За 9 месяцев товарооборот с Россией по этой причине уменьшился на четверть, до $11 млрд. Поэтому наши усилия в Казахстане, думаю, и в России, направлены, прежде всего, на диверсификацию экономики. - Несмотря на обвал сырьевых рынков, экономика Казахстана по-прежнему находится в зоне роста. Что стало его главным драйвером? - Казахстан с начала этого года, действительно, развивается в условиях замедления роста мировой экономики. Как я уже отмечал, снижаются цены и спрос на основные экспортные товары Казахстана. Благодаря принятым мерам в рамках государственной программы инфраструктурного развития "Светлый путь" и Плана оперативных мер правительства на 2015-2016 годы, мы не ушли в "минус", рост экономики Казахстана за 10 месяцев составил 1%. Инвестиции в основной капитал выросли на 3,8% за счет реализации, в первую очередь, инфраструктурных проектов в рамках госпрограммы. Наряду со снижением промышленного производства на 1,3%, которое связано с падением производства в горнодобывающем секторе, обрабатывающая промышленность, напротив, демонстрирует положительные темпы роста - на уровне 0,5%. Рост отмечается в сельском хозяйстве, строительстве, торговле, транспорте и связи. Хотелось бы отметить положительную динамику в газовой отрасли. За 10 месяцев 2015 года объем добычи газа увеличился на 5% к аналогичному периоду прошлого года и составил 37 млрд кубометров. При этом до конца года планируемый объем добычи газа составляет 43,8 млрд кубометров. В значительном "плюсе" и экспорт газа: свыше 10 млрд кубометров с ростом на 14% к аналогичному периоду прошлого года. - Удалось ли подготовить экономику страны к вступлению в ВТО? - С 1 декабря 2015 года Казахстан официально стала 162-м членом ВТО. Вместе с тем, мы, по сути, уже живем в условиях ВТО. Так как Российская Федерация, являясь нашим партнером по ЕЭАС, в 2012 году вступила в ВТО. На протяжении последних десяти лет у нас в стране проводилась масштабная работа по приведению национального законодательства в соответствие с международными требованиями и стандартами. Так, к моменту вступления Казахстана в ВТО были внесены изменения более чем в 50 законодательных актов, 10 соглашений, принятых в рамках Таможенного союза, которые затрагивают сферу внешней торговли. Таким образом, Казахстан де-факто уже несколько лет функционирует в условиях ВТО и соблюдает все её требования и обязательства. Однако, теперь помимо обязанностей у нас появляются права как у члена организации. Необходимо отметить, что по наиболее чувствительным для отечественного производителя вопросам Казахстан сохранил переходные периоды. К примеру, при предоставлении льготного режима в рамках СЭЗ и Свободных складов, по требованиям местного содержания в инвестиционных контрактах, по субсидированию сельского хозяйства переходные периоды установлены до 2017 и 2018 годов. Это позволит нашей экономике более плавно перейти в конкурентную среду, действующую в рамках ВТО, не нарушая, при этом, правил данной организации. - Что бы Вы назвали главными результатами социально-экономического развития республики в уходящем году и главными вызовами? - Как я уже отмечал ранее, экономика Казахстана с начала года развивается в непростых условиях. Мы являемся свидетелями значительного снижения мировых цен на нефть и металлы, замедления роста экономик стран - основных торговых партнеров Казахстана, прежде всего, России и Китая, медленного и неустойчивого развития европейской экономики. Возникают новые геополитические риски, связанные с миграционным кризисом в Европе и нестабильной ситуацией на Ближнем Востоке. Это касается вызовов. Теперь о позитивном. Как мы видим, свои положительные результаты приносит реализация программы инфраструктурного развития "Нурлы жол" и Плана оперативных мер правительства на 2015-2016 годы. В текущем году Казахстан существенно улучшил позиции в рейтинге Всемирного банка Doing Business, заняв 41-ю позицию среди 189 экономик мира. Казахстан отмечен как государство, осуществившее наибольшее количество реформ - 19 реформ в семи из десяти направлений. В рейтинге конкурентоспособности ВЭФ Казахстан поднялся с 50 на 42 место. При этом, наибольший прогресс достигнут в таких сферах, как антимонопольная политика и конкуренция, административное регулирование и снижение торговых барьеров. В этом году приняты законы, направленные на отмену плановых проверок, ограничение присутствия государства в предпринимательской деятельности по принципам Yellow Pages Rules, на развитие саморегулирования. В целом, оперативно принятые меры позволили не допустить в текущем году значительного снижения темпа роста экономики, стимулировать деловую активность, прежде всего, в сфере малого и среднего бизнеса. Особо хотел бы подчеркнуть, что Казахстан сегодня переходит к реализации выдвинутых президентом Нурсултаном Назарбаевым пяти основных институциональных реформ: формирование современного, профессионального и автономного госаппарата; обеспечение верховенства закона, гарантирующего права собственности, создающего условия для предпринимательской деятельности; индустриализация и экономический рост, основанный на диверсификации; укрепление национальных ценностей и патриотизма для формирования нации единого будущего; транспарентное и подотчетное государство. Определены конкретные 100 шагов для реализации указанных реформ. Для воплощения в жизнь этих шагов президент Казахстана уже подписал разработанный законодательный пакет - все 59 законов. К этим реформам мы приступаем уже со следующего года. Именно они предопределят будущее нашей страны. Беседовала Светлана Тумакова Фото: © Илья Питалев/ТАСС |
Время загрузки страницы 0.415 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |