Всемирная Ассоциация казахов провела сегодня в Алматы «круглый стол» на тему «Этническая репатриация: решения Курултая и новый Закон о миграции». Новым законом предусмотрены дифференцированные размеры пособий в зависимости от региона расселения оралманов, устанавливаются добавочные коэффициенты к базовой ставке. В частности, в северных регионах страны оралманы будут получать пособия в 2,4 раза больше, чем в южных. |
Как известно, 16 августа 2011 года вступил в силу Закон РК «О миграции населения». Этнические казахи, самостоятельно въехавшие на территорию Республики Казахстан и пребывающие на территории нашей страны, подают заявление о включении в квоту иммиграции оралманов в управление миграционной полиции территориального департамента внутренних дел. А проживающие за пределами Республики Казахстан с указанием предполагаемого места проживания в Казахстане - в загранучреждения. Загранучреждения после получения решения комиссии о согласии на включение в квоту, будут оказывать содействие этническим казахам в переселении. Однако в загранучреждениях МИД РК еще не предусмотрены для этого штатные сотрудники.
По новому закону оралманы, включенные в квоту иммиграции, могут получить единовременные пособия и средства для приобретения жилья только после приема в гражданство Республики Казахстан по предъявлении документов, удостоверяющих личность, включая совершеннолетних членов семьи, кроме членов семьи неказахской национальности. И в случае отказа включенных в квоту иммиграции оралманов от приобретения гражданства Республики Казахстан единовременные пособия и средства для приобретения жилья не начисляются и (или) не выплачиваются.
Это правовая норма, по мнению участников «круглого стола», исключит случаи получения пособий и компенсаций по поддельным документам. Как признают в миграционной службе, до 2011 года такие факты не были редкостью. По данным Комитета миграционной полиции МВД РК, в 2010 году в Алматинской, Атырауской, Павлодарской и Южно-Казахстанской областях выявлено 64 факта выделения пособий на сумму более 42 млн. тенге лицам, которые даже не въезжали в страну, либо получили пособия дважды в разных регионах. По подобным фактам в течение последних трех лет возбуждено 10 уголовных дел.
По новому Закону, пособия оралманам будут выплачиваться только по установленному месту жительства, а в случае выезда за пределы региона (в течение первых трех лет) или из Республики Казахстан (в течение пяти лет со дня получения статуса оралмана) - должны быть возвращены в бюджет.
Перечисленные меры позволят снять напряжение в регионах, испытывающих избыток трудовых ресурсов. Ранее, до принятия этого Закона, места проживания прибывающих соотечественников определялись исключительно по их желанию, что затрудняло государственное регулирование. Как следствие, до 60% оралманов сосредотачивалось в четырех областях - Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской и Мангыстауская, и без того испытывающих значительное демографическое давление.
Законом предусматривается оказание адаптационных и интеграционных услуг оралманам и членам их семей. Вместе с тем, в настоящее время на территории страны имеется всего 4 центра адаптации и интеграции оралманов: по одному - в Карагандинской и Мангыстауской областяхи и два - в ЮКО.
В целях обеспечения исполнения поручений Президента Республики Казахстан, данных на IV Всемирном курултае казахов 25 мая 2011 года касательно разработки второго этапа программы «Нұрлы көш», в государственные органы и акиматы регионов направлено письмо о предоставлении обоснованных предложений по разработке проекта концепции с учетом возникающих проблем при реализации действовавшей на 2009-2011 годы программы «Нұрлы көш».
Законодательно отменено обязательное подтверждение платежеспособности для оралманов и лиц, родившихся или ранее состоявших в гражданстве Республики Казахстан или Казахской ССР, и членам их семей. Министерством внутренних дел инициированы поправки в Закон «О гражданстве Республики Казахстан», предусматривающие приём в гражданство в упрощенном (регистрационном) порядке и сокращение срока рассмотрения ходатайств лиц казахской национальности с шести месяцев до трех месяцев.
Таким образом, действия Закона направлены на всех лиц казахской национальности, независимости от наличия статуса оралмана, прибывших в Республику Казахстан в целях постоянного проживания на исторической Родине. Среди лиц, принявших за годы независимости Казахстана гражданство РК, 98% составляют оралманы.
Вместе с тем, в ходе «круглого стола» говорилось о том, что в ряде случаев ходатайствующие о приеме в казахстанское гражданство лица, не дожидаясь результатов рассмотрения их заявлений, передвигаются по стране или вовсе покидают Казахстан и возвращаются на неопределенное время в страны исхода. Так, за последние два года из принятых в гражданство 95 487 оралманов более 7 тыс. человек не обратились за получением справок формы № 6. Поэтому органами внутренних дел принимаются меры по установлению места их фактического проживания и документированию удостоверениями личности и паспортами Республики Казахстан.
«Получился казус!», - так прокомментировали юридическую ошибку в новом Законе «О миграции населения», когда аудитория приводила такие примеры: с этнического казаха стали запрашиваться справки, подтверждающие выход из гражданства другой страны. По заданию Администрации Президента РК сейчас вносятся поправки с целью искоренения такой неоправданной практики. Доктор исторических наук, профессор Набижан Мухаметканулы приводил факты, когда с этнических казахов требуют справку об отсутствии судимости за рубежом. Он разъяснил, что выдача заграничного паспорта в Китае проходит только в случае отсутствия этой самой судимости! Поэтому китайские власти отрицательно относятся к таким запросам казахов. Мытарства ораламанов связаны и с требованием предоставления справки с военного комиссариата, хотя и так понятно, что иностранец не служил в казахстанской армии.
По мнению молодого ученого, кандидата юридических наук Розы Омиртай, необходимо, чтобы сами государственные чиновники понимали суть и содержание нового Закона, недостаточен и годичный срок пребывания в статусе оралмана.
Интересно отметить, что участники «круглого стола» из числа бывших оралманов непременно подчеркивали, что «штудировали» новый Закон, когда приводили примеры из практики. В зале присутствовали и молодые люди, прибывшие самостоятельно из Китая для поступления на подготовительные курсы. В связи с краткосрочностью визы, их документы не принимают в вузах. Они передали письменные заявления руководителям управлений миграционной полиции ДВД г.Алматы и Алматинской области.
Салман Садык, этнический казах из Саудовской Аравии, выразив признательность Министерству иностранных дел РК за содействие в получении проездных документов в Казахстан, обратился с просьбой ускорить решение вопроса о получении им гражданства Казахстана.
По информации Усена Аскарова из Ташкента: «В Узбекистане нет препятствий для переезда казахов. Однако платежеспособность населения низкая, жилью дорого не продашь. Многие казахи не имеют правоустанавливающих документов на собственное жилье. На любом тое, празднике, если встречаются 3-4 казаха, то речь непременно заходит о переезде в Казахстан. Так сильны миграционные настроения, но многие потенциальные переселенцы юридически безграмотны. В 2006-2008 годы казахские культурные центры направляли в Казахстан 300 детей на учебу, но в последние годы нет агитационно-пропагандистской работы в районах компактного проживания казахов. Необходимо выделять по линии Комитета миграционной полиции РК гранты на проведение научных исследований диаспоры с привлечением местных специалистов. Нужна база данных по Казахстану на сайтах: где есть жилье, его стоимость, наличие работы».
Ряд проблем назвал в своем выступлении кандидат юридических наук, один из авторов Конституции Кыргызской Республики, председатель казахского культурного общества Кыргызстана Сериккул Косаков. Это и пограничная проблема, и трудоустройство этнических казахов соседней страны в Казахстане.
Члены Совета по этнической миграции из числа педагогов и ученых приводили примеры нарушения прав молодых людей. Так, выпускник Шанхайского вуза со знанием казахского, английского и китайского языков не может поступить в магистратуру КазНТУ с высоким баллами по специальности (75 баллов) и английскому языку (85 баллов). К тому же на экзаменах билеты были только на русском языке. Вообще, проблемы послевузовского образования в Казахстане для этнических казахов зарубежных стран остались в тени. Создается впечатление об отсутствии заинтересованности в получении подготовленных специалистов, отметили они.
Участники «круглого стола» были единодушны во мнении, что актуальна разработка подзаконных нормативно-правовых актов. Так, на сегодняшний день Комитетом миграционной полиции разработаны и проходят процедуру согласования проекты постановлений Правительства об утверждении квоты иммиграции оралманов на 2012-2014 годы, Правила включения в квоту иммиграции оралманов, Правила выплаты единовременных пособий, дифференцированных в зависимости от регионов расселения и включающих затраты на первичную адаптацию, проезд к постоянному месту жительства и провоз имущества и выделение средств на приобретение жилья или получение льготного кредитного займа для строительства, восстановления или приобретения жилья.
Кроме того, участники «круглого стола» высказались за проведение агитационно-пропагандистской работы среди диаспоры. По их мнению, эту работу надо активно продвигать Всемирной Ассоциации казахов, которая имеет кадровый состав и 20-летний опыт работы с казахскими культурными центрами 32 стран мира.
С учетом выступлений 18 участников «круглого стола» доработанный проект рекомендаций будет направлен в государственные органы.
Модератором «круглого стола» выступил первый заместитель председателя Всемирной Ассоциации казахов, председатель Совета по этнической репатриации при Комитете миграционной полиции Талгат Мамашев.
Участниками «круглого стола» стали представители Администрации Президента РК, Комитета миграционной полиции МВД РК, Министерства иностранных дел РК, казахской диаспоры из Китая, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и Саудовской Аравии, СМИ, члены Совета по этнической репатриации при Комитете миграционной полиции, ученые из Японии и Казахстана, а также представитель Верховного комиссара ООН в Центральной Азии по делам беженцев (Швейцария).
За последние 10 лет Казахстан принял 220 225 семей зарубежных этнических казахов. В первой половине текущего года в Казахстан переселилась 6 621 семья в составе 21 499 человек.
Национальное информационное агентство «КазИнформ»
Время загрузки страницы 1.231 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |