Наличие конкурентной среды в условиях рыночной экономики обязывает уделять огромное внимание проблемам качества. В этих условиях конкуренция между производителями продукции в Казахстане не только весьма интенсивна, но и с каждым годом обостряется. Компании должны постоянно сравнивать свои товары, цены, каналы распределения, мероприятия по продвижению этих товаров с продукцией и маркетинговой политикой конкурентов и определять свои преимущества и недостатки. Конкуренция между производителями идет достаточно жесткая и, чтобы сохранить свою долю на рынке, предприятиям просто необходимо удерживать качество. Сегодня среди казахстанских производителей практически нет товаров плохого качества. Существуют лишь разные вкусы и предпочтения потребителей, более или менее грамотная политика продвижения товара на рынок.На данном этапе развития отечественной экономики все большее значение в сознании потребителей приобретает качество продукции. Именно поэтому управление качеством – одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особую значимость оно приобретает сейчас, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству, от которого зависят все экономические показатели предприятия и занимаемая им рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, один из важнейших факторов роста эффективности производства – улучшение качества выпускаемой продукции. Оно расценивается сейчас как решающее условие ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. И здесь очень важно изучение зарубежного опыта в области управления качеством продукции. На это обратил внимание глава государства Нурсултан Назарбаев в своем послании народу нашей республики: «Казахстан должен в кратчайшие сроки перенять почти полувековой опыт стран Запада по управлению качеством продукции». |
В промышленно развитых странах во многих фирмах и компаниях функционируют системы качества, обеспечивающие конкурентоспособность выпускаемой продукции. Состав и сущность систем качества регламентируются рядом международных стандартов по управлению качеством. Для потребителей наличие таких систем у производителей является гарантией того, что им будет поставлена продукция требуемого качества в полном соответствии с договорами. Поэтому нередко потребитель при заключении контрактов требует проверки имеющейся у изготовителя системы обеспечения качества на соответствие ее требованиям международных стандартов. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения ее национального богатства. В Казахстане работа по разработке и внедрению систем качества на базе международных стандартов ИСО серии 9000 и ИСО серии 14000 активизировалась после принятия 2 мая
2000 года постановления правительства РК «О республиканской программе «Качество». Для поддержки и развития движения за улучшение качества 26 марта 2001 года кабмин принял постановление «О конкурсах в области качества», в соответствии с которым впервые в том же году были присуждены премии правительства за достижения в области качества.
На сегодня более 250 предприятий республики уже внедрили систему менеджмента качества ИСО-9000, а на двух существуют системы экологического менеджмента ИСО-14000, касающиеся охраны окружающей среды. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно-технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.
Международная организация по стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (стандарт ИСО 8402-94). С качеством тесно связаны такие понятия, как технический уровень продукции, конкурентоспособность товара, показатели и петля качества. Насыщенность рынка изделиями высокого технического уровня и качественными потребительскими товарами – главный признак полнокровной процветающей экономики. Сегодня в мире применяются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000.
Принцип первый – ориентация на потребителя. Она жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.
Принцип второй – роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.
Принцип третий – вовлечение работников. Это одно из ключевых положений TQM (Total Quality Management), в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.
Принцип четвертый – процессный и органично с ним связанный подход.
Пятый принцип – системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс – как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей» управления, основу которого составляет иерархическая организационная структура. В стандартах ИСО-9001 и QS 9000 есть, например, норма, в соответствии с которой поставщик для подготовки к производству новой или модернизированной продукции должен формировать группы специалистов из различных подразделений. Такие группы должны включать конструкторов, технологов, специалистов службы качества, а также специалистов других служб.
Принцип шестой – постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт японской, а затем американской и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшению недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления. Принцип седьмой – принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования. Принцип восьмой – взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовывать по отношению как к внешним, так и внутренним поставщикам.
Важно понимать, что современная концепция управления качеством – это концепция управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая, как показывает опыт, достигнуть успеха не только в сфере производства, но и в государственном и муниципальном управлении, в вооруженных силах и других сферах.
Нуркен БЕГАЛИ, Астана
Сайт газеты «Экспресс К»
Время загрузки страницы 0.321 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |