Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


За непредоставление информации с 1 января вводятся штрафные санкции



За непредоставление информации с 1 января вводятся штрафные санкции

За непредоставление информации с 1 января вводятся штрафные санкции
В Казахстане с 1 января 2016 года вступит в силу закон «О доступе к информации». О том, как он будет работать, подробно рассказал руководитель рабочей группы Мажилиса Парламента РК Анатолий Пепенин на семинаре «Современные стратегии эффективного государственного управления: доступ к информации, подотчетность, публичность», прошедшем в Алматы для руководителей государственных органов и НПО, сообщает Zakon.kz.
Как известно, данный закон был подписан Главой государства Нурсултаном Назарбаевым 16 ноября, в нем нашли отражение 94, 95 и 96 шаги 100 шагов Плана нации. По мнению разработчиков, закон позволяет реализовать конституционное право каждому получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом. Действие закона распространяется на открытую информацию. При этом СМИ будут получать информацию согласно действующему закону о СМИ.
«Основными принципами обеспечения доступа к информации является законность, открытость и прозрачность деятельности обладателей информации, достоверность и полнота, актуальность и своевременность, равный доступ к информации, неразглашение государственных секретов и иных охраняемых законом тайн, неприкосновенность частной жизни, личные, семейные тайны. Соблюдение законных прав и интересов физических и юридических лиц , - сказал А.Пепенин. - Это главные принципы, на которых строится весь закон. В законе закреплен расширенный перечень сведений, которые не подлежат ограничению. Это информация о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов, состояние миграции, социальной защиты, экономики, об актах совершения терроризма, о формировании расходных средств республиканского и местных бюджетов, за исключением сведений, раскрывающих обеспечение безопасности страны».
Он отметил, что ранее эта информация не подлежала распространению. Теперь она в силу своей общественной значимости должна быть открытой и доступной для общества в полном объеме.
В соответствии с законом пользователями информации признаются все физические и юридические лица. «При этом обладателями информации определены (раньше такого перечня не было) - это органы законодательной, исполнительной, судебной, государственной ветвей власти, местного государственного управления и самоуправления. Государственные учреждения, не являющиеся госорганами, субъекты квазигосударственного сектора, то есть национальные компании, юридические лица, получатели бюджетных средств независимо от формы собственности в части информации об использовании бюджетных средств, субъекты рынка, занимающие доминирующее или монопольное положение в части цен на товары и услуги, юридические лица, владеющие экологической и иной чувствительной информацией. Они должны будут публиковать регулярно, на постоянно основе информацию по своим вопросам», - рассказал руководитель рабочей группы.
Определены также сроки предоставления информации. Новостные ленты и информагентства должны получать информацию в течение одного дня, а остальные ресурсы в течение 3 дней.
Как пояснил депутат, доступ к информации предлагается обеспечивать несколькими способами - в качестве письменных и устных запросов, в том числе в электронном виде. Кроме того, она может вывешиваться на информационных стендах в помещениях госорганизаций. Предусматриваются также онлайн трансляции в интернете открытых заседаний палат парламента, его совместных заседаний, сессий маслихатов, коллегий госорганов по итогам года, размещение информации в СМИ, на интернет-ресурсах.
«Этот способ будет основным в современных условиях, путем заслушивания отчетов руководителей госорганов, акимов и ректоров национальных вузов, размещение информации на соответствующих компонентах электронного правительства и иными незапрещенными законодательством способами, - сказал А.Пепенин. - В законе все эти способы подробно расписываются».
Он подчеркнул, что информация по запросу должна предоставляться в течение 15 дней, еще 15 дней дается, если запрашиваемая информация входит в компетенцию нескольких государственных органов.
Закон также предусматривает создание единого окна для получения информации через портал электронного правительства. «Для этого на веб-портале создаются 4 ключевых компонента – это портал «Открытые данные». Он уже существует, но необходимо систематизировать статданные, интегрировать с ними информационную систему «Талдау», другие ведомственные системы, разработать механизм его функционирования», - сказал депутат.
По его словам, правительство уже приняло определенные шаги, дало поручения и сейчас уполномоченные органы – Комитет по информатизации с другими госорганами прорабатывают, как будет формироваться этот портал, как будет учитываться общественное мнение.
«Если какой-то орган разрабатывает нормативно-правовой акт, он будет обязан выставить его на общественное обсуждение в интернете. Только после того, как будет учтено общественное мнение, он его отправит на согласование в заинтересованные госорганы», - подчеркнул мажилисмен.
Портал об эффективности работы госорганов должен показывать отчет о достижении целевых индикаторов, стратегических планов и программ развития территорий и др. Все это, по мнению депутатов, позволит расширить участие граждан в выработке важных для государства и общества решений.
«Создание единого окна для пользователей информации должно стать казахстанским ноу-хау в этой сфере. Законом предусмотрено создание комиссии по вопросам доступа к информации. Мы предполагаем, что в нее войдут представители общественности, СМИ, депутаты, а также руководители госорганов. Комиссия будет заниматься вопросами мониторинга обеспечения доступа к информации, и готовить предложения по реализации государственной политики в этой сфере», - отметил депутат. - В целом, на наш взгляд, закон о доступе к информации способствует повышению прозрачности и открытости госорганов, обеспечит усиление борьбы с коррупцией и приблизит систему доступа к информации в Казахстане к стандарта ОЭСР, куда мы стремимся, чтобы попасть в 30-ку передовых стран».
Как ожидается, после того как закон заработает, количество открытой информации увеличится с 40 до 70%, количество служебной информации уменьшится в 2 раза - с 40 до 20%, а количество госсекретов и другой охраняемой информации также снизится до 20%.
Кроме того, внесены изменения в сопутствующее законодательство, в частности, в Кодекс об административных правонарушениях в части установления административной ответственности. Так, за неправомерный отказ в предоставлении информации либо за предоставление заведомо ложной информации предусматривается штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства и коммерческих организаций в размере 30 МРП, объектов среднего бизнеса – 50 МРП, субъектов крупного предпринимательства – 100 МРП.
За размещение заведомо ложной информации в СМИ, на интернет-ресурсах аналогичные штрафы. При повторном нарушении санкции увеличиваются в два раза.
Как отметила национальный координатор по политическим вопросам Офиса программ ОБСЕ в Астане Марина Дубовицкая, организация активно содействовала в подготовке закона о доступе к информации, принимала участие в работе рабочих групп, привозила международных экспертов, поддерживала юридическую экспертизуданного законопроекта на разных стадиях разработки.
«Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ в своем официальном заявлении приветствовала принятие этого закона, назвав его большим шагом в контексте обеспечения транспаретности власти и надлежащего управления. В то же время она выразила надежду, что определенные недостатки закона будут в дальнейшем урегулированы, - сказала М.Дубовицкая.
Она отметила, что законодательное регулирование доступа граждан к информации основано на международных стандартах и передовом опыте и должно способствовать контролю общества над действиями государственных органов, предотвращению злоупотребления властью и укреплению доверия общества, а также более активному вовлечению и участию населения в деятельности общества.
Лариса Черненко


Источник: uralskweek.kz

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 16
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.456 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>