Все краски загадочной Индии, ее колорит и экзотика нашли свое отражение в роскошных декорациях и костюмах,в тонкой работе бутафоров. Ждать спектакль осталось не долго – премьера состоится 25 и 26 декабря. Как создается этот без преувеличения грандиозный спектакль со всеми его составляющими, мы узнали, отправившись в путешествие по театру: Декорационный цех По красоте представление будет несравнимо с тем, что делалось до сегодняшнего дня. В этом можно быть абсолютно уверенным, потому что за сценографию отвечает легендарный Эцио Фриджерио – 86-летний титулованный художник-сценограф, за сотрудничество с которым борются многие мировые театры. Его изысканные эскизы декораций заранее были переданы для освоения в столичный театр. Руководитель по художественно-постановочным работам Виктор Караре рассказывает, что спектакль создается совместно с итальянской стороной. - Есть постановки, декорации к которым полностью изготавливаются у нас, но есть спектакли, такие как «Баядерка», где используются технологии, к освоению которых мы только стремимся. Удивлять зрителей есть чем: мобильные колонны высотой 11 метров будут вращаться вокруг своей оси и двигаться по прямому ходу;волшебным образом вся сцена вместе с декорациями в одно мгновение из насыщенно синей станет тепло желтой… В первом акте предстанет красивейшая картина джунглей и к изумлению публики механическая змея станцует под дудочку. Особо завораживающим будет последний акт «Тени», где благодаря видеопроекциям и уникальным декорациям из скалы выйдут 32 тени-балерины. И это далеко не все… Основные материалы для декораций – легкий, прочный алюминий и стеклопластик, которые при умелом использовании, кропотливой работе дают невероятную по красоте форму. Резчики по дереву, сверяясь с чертежами коллег из соседнего цеха, создают удивительную мебель, под стать той, что можно увидеть только в музеях и царских дворцах. К примеру, трон. Мастера поясняют, что если брать за основу только дерево, он получится очень тяжелым, поэтому они использовали ПВХ, полистирол, стеклопластик. Результат – реалистично и легко, как раз то, что необходимо театру. Такой продукт долговечнее, он не подвергается влиянию влаги и сухого воздуха. Бутафорский цех Муляж слона в натуральную величину впечатлил сразу, как только мы открыли двери цеха. А дальше: тигр, змеи, попугаи… Пока еще это не яркая райская птица, но совсем скоро, благодаря ювелирной работе бутафоров, каждое перышко будет прикреплено на свое место, и это экзотическое чудо в спектакле будет красоваться на плече артиста. Бутафор-декоратор Анастасия Сон трудится над созданием кувшинов с тонкой росписью и мелким орнаментом, их будет 11. Она рассказывает, что работает строго по эскизам и, увлекшись индийской тематикой, старается расширить свои познания: изучает книги, полотна художников. Когда понимаешь, что означают те или иные орнаменты, работа становится осмысленной, не механической. На наш наивный вопрос, нельзя ли использовать кувшины, сделанные во множестве для предыдущих постановок («Бахчисарайского фонтана», например), бутафоры отвечают, что у каждой культуры своя история, свои орнаменты и формы. К примеру, в этой постановке формы сосудов – обтекаемые. Отдельные кувшины делаются специально, чтобы артистки балета могли носить их на голове. Мужчины-бутафоры готовят мечи, сабли, стаканы, шахматы, шахматную доску и опахала. Выточенную основу для зеркала обклеивают папье-маше и украшают лепниной. А вот и знаменитый барабан, который подкидывается артистами на несколько метров в высоту. Барабан – очень легкий и прочный – сделан из ПВХ, пенопласта и обшит тканями. На расписных кроватях скоро появятся одеяла и подушки. Костюмерный цех За наряды для артистов отвечает итальянский художник по костюмам прославленная Франка Скуарчапино. Каждый из них – произведение искусства. Украшенные натуральными камнями, с золотистой отделкой, расшитые вручную, они передают весь блеск и роскошь восточного дворца. Сто тридцать три костюма для многочисленных персонажей балета были сшиты силами театра, еще восемьдесят четыре для артистов были изготовлены в Италии, где и закупались материалы. За другой частью ездили в город Дубай, куда их баржами доставляли производители из Индии. Ткани из этой страны потребовались, чтобы точно передать историческую принадлежность эпохе. Сама Франка и ее супруг, Эцио Фриджерио долго путешествовали по Индии. Они говорят, что тема Востока близка им, с особой теплотой вспоминают многие годы, прожитые в Турции. – Все свои костюмы я люблю одинаково, к каждому подхожу индивидуально, начиная от Солора, заканчивая носильщиками раджи. Использовала всю цветовую палитру – холодные, теплые цвета и все их оттенки. В этом спектакле можно пофантазировать, - рассказывает Франка Скуарчапино. Впервые художник создала костюмы для «Баядерки» в 1994 году в Парижской национальной опере (Франция). К слову, в этой постановке партию Никии исполняла Алтынай Асылмуратова, постановщик нынешнего балета. По просьбе хореографа-постановщика для костюмов подберут легкие ткани, такие как шелк, шифон и др. Франка Скуарчапино немного переживает, потому что очень сложно создавать костюмы в разных странах, но в Казахстане работает ее ассистент Асель Досмуратова, которая ежедневно находится в онлайн-контакте со своим наставником. Асель рассказывает, что из-за больших объемов изготовление костюмов у нас началось раньше, чем в Италии. Особую сложность представляет процесс создания пачек, которых у нас более 50 штук. Легкую итальянскую сетку светло-мятного цвета и каркасы для них доставили в Казахстан, ну а закройщицы практически завершили свою работу. Кузница талантов Пока готовится убранство для сцены, предлагаем перенести свой взгляд в самое важное место – репетиционный зал. В спектакле занята практически вся балетная труппа театра. Как отмечают специалисты, «Баядерка» - настоящий триумф кордебалета, его многочисленность и хорошая подготовка – непременное условие успеха. А знаменитая сцена «Тени», где 32 балерины на протяжении пятнадцати минут синхронно повторяют движения – просто незабываемое зрелище! Именно на эту картину последнего акта съезжаются посмотреть любители высокого искусства всего мира. Народная артистка России, хореограф-постановщик Алтынай Асылмуратова назначила составы на главные партии. - Если говорить о «Баядерке», то для меня это особый балет. В свое время мой педагог Ольга Моисеева говорила, что это ее любимый балет, и она упорно работала со мной над ним, можно сказать, привила вкус к «Баядерке». Этот балет вошел в мою кровь. Теперь в любом состоянии, хочешь этого или нет, но будешь делать его так, как надо. «Баядерка» интересна тем, что здесь два балета в одном, если говорить о партии Никии. Первый и второй акты – более эмоциональные, актерские, там множество технических сложностей, а последний акт – это чистейшая классика, пачечная. Балет огромный, готовить его очень трудно. Много массовых танцев – и четверки, и тройки, и всевозможные игровые партии. Сам сюжет впечатляет глубиной и драматизмом. Словом, это будет большой зрелищный спектакль в хороших старинных традициях. Мне хочется, чтобы в «Астана Опера» все было на том уровне, к которому привыкла я. Этот балет родился в Петербурге, и преемственность поколений позволяет передать его максимально приближенным к оригиналу. В 1941 году была создана новая редакция Вахтанга Чабукиани и Владимира Пономарёва, которые выросли на этом балете. Они внесли настолько органичные изменения, что на Западе думают, будто это первоисточник Мариуса Петипа. Я танцевала множество разных редакций, но эта – самая лучшая. Я верю в труппу, мы все очень стараемся и хотим хорошего результата. Партию Никии готовят три балерины – Мадина Басбаева, Айгерим Бекетаева и Назерке Аймухаметова, для всех них она будет дебютной, но каждая чувствует ее по-своему. Ведущая солистка балета Мадина Басбаева, отличающаяся в танце каллиграфическим почерком и точностью фразировок, говорит, что очень важно проработать каждое движение, шаг, положение корпуса, все до мелочей, вплоть до выражения лица, взгляда. - Это драматичный балет, нам нужно прочувствовать, пережить и показать предательство, это очень сложно. Самый трудный – третий акт, танцуя его, можно сказать, сдаешь экзамен на балерину. Ведущая солистка Айгерим Бекетаева, чей безупречный рисунок танца восхищает критиков, рассказывает, что работа над партией началась еще в августе. - С каждым днем мы прибавляем к изученному что-то новое. Роль близка мне тем, что моя героиня юная. Приходится очень много работать над эмоциями, актерским материалом. В каждом акте есть свои сильные моменты, для меня этот балет – новый опыт, дающий возможность открыть разные грани моей индивидуальности. Совсем еще юная, но подающая большие надежды Назерке Аймухаметова говорит, что балет – такое искусство, когда обязательно нужен взгляд со стороны. – Нам очень повезло, что мы имеем возможность получать бесценные знания у выдающегося хореографа Алтынай Асылмуратовой, ее профессиональная оценка, замечания помогают отшлифовать партию, вывести ее на безупречный уровень исполнения. Над партией Гамзатти работают две артистки. Ведущая солистка Гаухар Усина не считает эту партию отрицательной. - Гамзатти – сильная, знатная, красивая, богатая девушка. Обстоятельства сложились так, что ее возлюбленный уже влюблен в другую. Она боролась за свое счастье, за свою любовь, может быть, не совсем правильно, но кто не ошибается? Мне уже доводилось исполнять эту партию, но сейчас работа над ней ведется фундаментально, с изучением всех тонкостей. Есть в балете мизансцена, в которой нужно сыграть так, чтобы зритель смог выбрать, на чьей он стороне. Для ведущей солистки Анель Рустемовой это дебютная партия. Балерина говорит, что очень комфортно чувствует себя в роли дочери раджи, в жилах которой течет благородная кровь. – Есть здесь сложное па-де-де, оно силовое, по техническим моментам одно из самых сложных в этом балете. В партии преобладает техника прыжков, бросков, вращений, нужны крепость спины, ног, идет большая нагрузка на все тело. Актерская многоплановость героини не менее важна. В начале балета она – властная хозяйка, в конце – страдающая женщина, которая умоляет отдать своего же жениха, Солора. На исполнение этой роли выбраны Таир Гатауов, Бахтияр Адамжан, Еркин Рахматуллаев, танцовщики готовят ее с заслуженным артистом России Константином Заклинским. Напомним, что партия Солора была любимой у Рудольфа Нуриева (1938—1993), что именно с этого балета началась его блистательная карьера в Париже. Ведущий солист Таир Гатауов уже танцевал эту партию. – Я называю такие моменты судьбоносными, когда артисту выпадает случай. Так получилось, что главный исполнитель не смог прийти на спектакль, и я без репетиций вышел на сцену. Тогда мне очень понравилась партия, отмечу, что танцевать сразу с двумя партнершами было очень сложно. Мой герой, прежде всего, – мужчина, его натура такова, что он не смог устоять перед богатством, статусом и красотой. Совершив предательство по отношению к Никии, он жалеет об этом. Раскаяние переполняет его, и Солор уходит вслед за любимой в мир теней. Яркий солист балета Еркин Рахматуллаев считает партию сложной, как и саму тему Востока. - В жизни я бы не поступил, как мой герой, думаю, такое не прощается. Во всех спектаклях есть своя драма, свои приключения, считаю, что именно в этом хореографическом полотне точно и полноценно на языке балета рассказаны вполне реалистичные истории. Бахтияр Адамжан говорит, что ежедневно работает над партией. - После того, как я исполнил роль Спартака, моей мечтой стало – станцевать Солора. Этого героя я считаю человеком своего времени, когда богатые могли жениться только на богатых. Он попал под давление и упустил свою любовь, возможно, он мог бы за нее побороться, но струсил. «Баядерка» по музыке – очень мелодичный спектакль, думаю, наши зрители по достоинству оценят его. Музыку в этом балете перекраивать не стали. Дирижер-постановщик Арман Уразгалиев отметил, что в музыке Л. Минкуса нет «темных мест», нет таинственности. - Музыка «Баядерки» специфично балетная, под нее очень удобно танцевать, она, как «музыка-подсказка» или «музыка-суфлер»: если слышатся громкие аккорды, то они соответствует жестам, что понятно артистам. Из множества партитур, написанных Л. Минкусом, «Баядерка» и «Дон Кихот» - самые яркие его вершины. В этом балете композитор раскрыл свой лирический талант, особенно заметно это в сцене «Теней». День ото дня интенсивная подготовка приближает труппу к премьере «Баядерки». Это один из самых известных и красивых балетов в мировой музыкальной культуре, он ценится не менее высоко, чем «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». Востребованный спектакль не просто украшение, а достоинство репертуара любого театра. Фото: «Астана Опера». |
Время загрузки страницы 0.659 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |