Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Совершенствуя действующее право



Совершенствуя действующее право

 

 

Принимаемые Конституционным Советом нормативные постановления и послания призваны служить правильной интерпретации принципов и норм Конституции различными субъектами общественных отношений.


Правовые позиции КС выступают ориентирующими факторами в развитии текущего законодательства и формировании правоприменительной практики.

О роли Конституционного Совета в совершенствовании действующего права Казахстана наш разговор с д. ю. н., членом Конституционного Совета РК Ильясом БАХТЫБАЕВЫМ.

- Ильяс Жакипбекович, скажите, как на практике исполняются решения Конституционного Совета, каково их влияние на нормотворческий процесс?

- Непременным условием утверждения конституционной законности и одним из показателей ее состояния является исполнение решений Конституционного Совета, а также своевременная и полная реализация рекомендаций органа конституционного контроля по вопросам совершенствования законодательства и правотворческого процесса, содержащихся в его итоговых решениях и ежегодных посланиях.

Обобщение практики конституционного контроля показало, что эффективность этой работы со стороны участников правотворческого процесса, в первую очередь Правительства, за последние годы существенно повысилась. Многие решения КС нашли свое воплощение в соответствующих нормативных правовых актах. В немалой степени этому способствует ставшая традиционной практика ежегодного обсуждения хода исполнения решений Конституционного Совета на заседаниях Секретариата Совета Безопасности и Совета по правовой политике при Президенте РК.

Глава государства, высоко оценивая деятельность КС, отметил, что казахстанская модель конституционного контроля, как показала практика, себя оправдала. В целях дальнейшего усиления возможностей КС по защите Основного Закона страны в 2007 году по инициативе Президента страны было внесено дополнение в Конституцию, предусматривающее проверку на предмет конституционности постановлений Парламента и его палат.

Влияние решений КС на нормотворческий процесс имеет разные формы. Нередко в актах КС обращается внимание субъектов законодательной инициативы на отдельные аспекты правового регулирования, требующие принятия законодательных мер, которые в последующем включаются в планы законопроектных работ Правительства, формирование которых осуществляется с учетом положений нормативных постановлений КС.

Исполнение решений Конституционного Совета является своеобразным барометром правового государства.

- Говоря о роли КС, его правовых позициях, нельзя не сказать и о его участии в развитии и совершенствовании деятельности судебных, правоохранительных органов, а также в становлении уголовно-процессуального законодательства…

- Да, сегодня можно с полной уверенностью сказать, что многие принципиально важные и новые положения правоохранительного законодательства основываются на позициях, выраженных в постановлениях и посланиях КС. Именно в них сформулированы позиции, которые затем вошли в законодательство в качестве принципов уголовного судопроизводства о разделении процессуальных функций, об обеспечении квалифицированной юридической помощи, права на судебную защиту и равенства сторон перед судом, об обеспечении права на обжалование в суд решений, принимаемых в досудебном производстве, а также решений, принимаемых судом первой инстанции, в вышестоящую инстанцию и многие другие.

Вопросам о полномочиях судебных органов («судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики»), судопроизводства с участием присяжных заседателей, статуса судьи (порядок избрания судей Верховного суда; правовые основы независимости судей; запрет на вступление в политические партии, профсоюзы; основания прекращения полномочий) посвящено более

15 постановлений КС, а касательно органов прокуратуры - 5.

В целях реализации правовых позиций КС Парламентом и иными госорганами страны вносятся изменения и дополнения в действующие законы и иные нормативные правовые акты республики.

- Каковы конкретные предложения Конституционного Совета в сфере развития действующего права в целях обеспечения конституционной законности?

 - Наши рекомендации указаны в посланиях КС. В перспективе деятельность по укреплению конституционной законности должна включать в себя такие направления как: качественное воплощение в законах конституционных ценностей, современных тенденций общественного развития; формирование системы мер по реализации ратифицированных Казахстаном международных актов в области прав и свобод человека и гражданина; постоянное проведение всеми государственными органами праворазъяснительной и правовоспитательной работы и др.

В ежегодных посланиях КС часто обращает внимание парламентариев на необходимость совершенствования правовой системы республики, принятия новых норм, приведения в соответствие с Основным Законом и решениями КС действующего права страны.

К примеру, в соответствии с позицией КС, содержащейся в послании от 20 июня 2006 года, внесены поправки Законом от 11 декабря 2009 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения квалифицированной юридической помощью» в статью 75 УПК. Согласно новой редакции статьи, впредь потерпевший, а в случае смерти последнего - его правопреемники, имеют право на получение за счет бюджетных средств денежной компенсации за имущественный вред, причиненный особо тяжким преступлением, если у осужденного отсутствует имущество, достаточное для возмещения причиненного материального ущерба.

С учетом рекомендаций КС, изложенных в послании от 23 июня 2008 года, Правительством проведена ревизия законодательства для выявления и устранения недостатков норм, определяющих признаки составов правонарушений. По результатам этой работы в Парламент был внесен ряд законопроектов и впоследствии приняты законы РК от 23 ноября 2010 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения защиты прав ребенка» и от 18 января 2011 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе», которыми устранены недостатки норм законов, определяющих признаки составов правонарушений.

За прошедшие 15 лет Парламент на основе Конституции и в развитие ее положений принял более 1700 законов, регулирующих самые различные сферы общественных отношений, обеспечив тем самым эффективное функционирование правовой системы страны.

За этот период созданы и обеспечены надлежащей правовой основой все институты государственного управления, предусмотренные Конституцией. Особенно важным является создание государственных механизмов в сфере защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Суды, прокуратура, институт уполномоченного по правам человека, органы внутренних дел, финансовой полиции, национальной безопасности и другие правоохранительные структуры стали эффективным инструментом обеспечения конституционной законности.

- Как известно, Конституционный Совет обладает исключительным правом дачи официального толкования Конституции. Как часто субъекты законодательной инициативы обращаются за разъяснением в КС?

 - В практике законотворческой деятельности нередко возникают вопросы, связанные с неоднозначным пониманием содержания тех или иных конституционных норм, от чего зависит концепция рассматриваемого законопроекта или международного договора. К примеру, в позапрошлом году по обращению Премьер-министра Конституционным Советом дано официальное толкование норм ст. 4 Конституции применительно к порядку исполнения решений международных организаций и их органов, в том числе Комиссии Таможенного союза, созданного между Россией, Беларусью и Казахстаном. Конституционный Совет определил, что на решения международных организаций и их органов, образуемых в соответствии с международными договорами РК, распространяются положения ст. 4 Конституции о приоритете ратифицированных Казахстаном международных договоров перед его законами и возможности непосредственного применения таких решений. В то же время Конституционный Совет отметил, что решения международных организаций и их органов не должны противоречить Основному Закону, посягать на суверенитет страны, унитарность и территориальную целостность государства, а также форму правления республики, ущемлять конституционные права и свободы человека и гражданина. С учетом этих правовых позиций и формировалась правовая база Таможенного союза.

В целях ограждения национальной правовой системы от неконституционных положений принятые законы перед их подписанием могут направляться в КС для проверки их на предмет соответствия Основному Закону. В случае признания закона не соответствующим Конституции, он не может быть подписан и введен в действие, пока не будут в законодательном порядке устранены выявленные недостатки. За эти годы были признаны неконституционными в целом или в части 26 законов и международных договоров.

 

Сайт газеты «Юридическая газета»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 34
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.844 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>