Земля гениями полнится. Но в нашей стране таланты все чаще сталкиваются с твердью современного быта и чиновничьего равнодушия. На недавней выставке изобретателей «Шапагат-2011» лучшие умы со всей республики представили свои технические творения. А лучшие из лучших получили 100 тысяч тенге, грамоты, дипломы и... всё. Таков итог шоу изобретателей, ежегодно проводимого Минюстом. После красивой презентации, а если повезет, так и поощрения смешной суммой в 100 тысяч тенге, наш родной самоделкин грустно прозябает у молчащего станка. Опекун в образе чиновника, ответственного за инновации, также молча глядит на отечественного Кулибина. Такова картина современных отношений между казахстанскими изобретателями и государством. Немудрено, что в дальнейшем многие изобретения, даже будучи запатентованными, пылятся на полках или остаются в чертежах... |
Сегодня в мире права на изобретения регулируются патентным законодательством и удостоверяются охранным документом. В Казахстане для изобретателей предусмотрено два вида таких документов - инновационный и обычный патент. С получением патента на оригинальное изобретение проблем нет. Для этого нужно всего лишь оформить заявку и подать ее в Национальный институт интеллектуальной собственности (НИИС) при Минюсте. Таковой документ выдается, если изобретение удовлетворяет трем основным условиям: является новым, имеет надлежащий изобретательский уровень и является промышленно применимым. Однако от наличия этого клочка бумаги изобретателям нашим не легче - патент не помогает реализовать мечту умельца увидеть свое детище в применении. А ведь это цель и конечный результат любого изобретения. Комитет по правам интеллектуальной собственности при Минюсте не следит за дальнейшей судьбой своего земляка-изобретателя.
Мы связались с победителем конкурса «Шапагат-2011», жителем Астаны Алматом Салгариным, который с триумфом выступил со своим ноу-хау - устройством, предотвращающим аварию на дорогах. Новация, по его словам, автоматически снижает скорость движущегося автомобиля, когда водитель желает полихачить или нарушить ПДД. По словам Салгарина, суть изобретения в том, чтобы установить специальные передатчики-маяки на опасных участках дорог. Этим маяком можно управлять с центрального пульта дорожной полиции, следящего за скоростным режимом автонарушителей. Помимо маячков, астанчанин изобрел специальный жезл для дорожника, которым можно остановить машину, не подчинившуюся приказу полицейского.
Алмат Салгарин уверен, что его изобретение реально снизит уровень аварийности и нарушений на дорогах. Но дорожные полицейские даже не проявили интереса к его приборам. Изобретатель третий год тщетно пытается убедить их в полезности своего детища, однако штучный вариант уникальных устройств так и остается единичным. Хотя изобретение нашего соотечественника могло бы помочь в спасении множества жизней...
- Сейчас сфера изобретений хорошо контролируется теми, кому это надо, - высказал свое мнение «ОКО» знаменитый казахстанский изобретатель Альберт Болотов, автор более 120 изобретений. - Многое изменилось, но результативность изобретателя напрямую связана с тем, как он себя чувствует в этой среде: понимают - не понимают, поддержат - не поддержат, на что он может рассчитывать, если получит какой-то патент. Сегодня выдают патенты на все что угодно - независимо от значимости и тиражируемости. Только плати за все процедуры.
На пресс-конференции конкурса «Шапагат-2011» столичные журналисты поинтересовались у вице-министра юстиции Амирхана Аманбаева, как государство содействует внедрению изобретений в производство? И сколько из них в итоге находят свое применение в жизни? Реакция вице-министра была интересной: оглянувшись, он ловко передал право ответить на этот вопрос российскому эксперту. А международный гость, вначале смутившись и подшутив над этим жестом вице-министра, все-таки поддержал его и подытожил: мол, ситуация с внедрением изобретений в производство складывается не лучшим образом. Причем не только в нашей стране, но и во всем мире. Сидящие рядом коллеги подхватили эту мысль и привели такие данные: по международной статистике, от рождения идеи до ее внедрения в производство проходит в лучшем случае 8 лет. Выяснилось, что в мире в среднем внедряется каждое десятое изобретение, но только единицы из них приносят прибыль.
Таков обобщенный не радующий пытливые умы ответ. А как же все-таки у нас в республике находят применение запатентованные изобретения? Этот вопрос мы адресовали Национальному институту интеллектуальной собственности.
- Мировая статистика свидетельствует, что только около 20% запатентованных технических решений находят внедрение, остальное пылится на полках, - пояснил замдиректора НИИС Нурдаулет Абулкаиров. Но тревожит другое. Этот научный госинститут находится в неведении относительно реальной ситуации в нашей стране. В НИИС поясняют, что внедрение изобретений - не их прерогатива. Грустный вывод напрашивается сам собой: претворению в жизнь усилий казахстанских изобретателей государство не помогает. Вот и на наш запрос относительно объема финансовой поддержки тем, кто фонтанирует интересными идеями, институт заявил: это не входит в его компетенцию. Получается, что создатель, скажем, уникального робота сам должен искать спонсора, инвестора или компанию-производителя. Не удивительно, что представитель НИИС объясняет скудный процент применения на практике изобретений тем, что большинство авторов совершенно беспомощны в деле внедрения своих разработок.
Еще 5-10 лет назад чуждое слово «изобретательство» никого в стране не интересовало. Люди грезили Астаной, строительством экономики. Но ситуация должна была измениться с недавних пор, когда Казахстан провозгласил грандиозную индустриально-инновационную программу. На практике чаще всего наблюдается элементарный трансферт технологий. Выходит, с запуском машины ФИИР власти, похоже, упустили один важный ее «винтик» - главную идею всей программы, отечественный инновационный потенциал. При этом чиновники не хотят замечать, что изобретательство является корнем инновации, продолжая играть «в прятки» с казахстанскими Кулибиными.
В этом рыночном водовороте вдохновленным, но безденежным самоделкиным приходится туго. Чтобы произвести на свет какой-нибудь шедевр, а затем выпускать его на конвейере, требуется поддержка государства. Конкурсы периодичностью раз в год, мизерные денежные призы и «воздушные замки» обещаний делу не помогут. Госорганы, на наш взгляд, должны продумать и выстроить грамотную финансовую политику, чтобы регулярно выводить гениальные творения наших изобретателей на государственный пьедестал. А то не ровен час, наши лучшие мозги скупят заморские страны. Если уже не скупили...
Сайт газеты «Око»
Время загрузки страницы 0.213 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |