Волна топливного кризиса покатилась по стране, владельцы АЗС в панике. Они призывают власти сравнять казахстанские цены на бензин с российскими, иначе заправки рискуют обанкротиться. При этом наиболее оптимальной розничной ценой одного литра АИ-92 называют цену в 115 тенге. Уже сегодня на многих заправках страны бензин продают только по талонам, а дизельного топлива практически нигде нет. Такая ситуация на рынке ГСМ сложилась после того, как правительство решило зафиксировать цены на бензин. Сейчас владельцы заправок заявляют, что на рынке ГСМ царит хаос, приходится по талонам продавать остатки топлива, а кто распродал, уже закрываются. |
На неделе владельцы АЗС из разных регионов страны собрались в Астане за круглым столом, чтобы обсудить ситуацию и привлечь внимание властей к своим проблемам. Однако из всех приглашенных чиновников, на встречу с бизнесменами пришел лишь представитель Агентства по защите конкуренции, он и представлял власть, которая заслушала проблемы АЗС.
– Запасов ГСМ для наличных продаж у нас нет, продаем только по талонам, но и этого хватит только на месяц. Еще немного, и мы будем вынуждены останавливать торговлю. Сегодня бензина в стране практически нет, нормальная ситуация только по восьмидесятому, – говорит директор по маркетингу и продажам ТОО «Гелиос» Денис Трандафилов.
При этом компания готова торговать по ценам, оговоренным правительством, но объемов нет. По его словам, сегодня самая сложная ситуация складывается с дизельным топливом, поставщики продают его по 95 тг за литр, а розничная цена зафиксирована на уровне 90 тг.
– Сейчас импортерам не выгодно привозить топливо в Казахстан, так как цены очень низкие. Я думаю, правительству нужно сделать их интересными, другого выхода нет. В то же время у нас налоги меньше, чем в России, поэтому если цены на топливо в Казахстане будут на 10% ниже российских, то у импортеров появится резон возить топливо к нам, – делится мнением представитель «Гелиоса».
В Алматы все АЗС продают бензин только по талонам, кроме «Синойл», где собираются огромные очереди, утверждает директор ТОО «Квадрат» Владимир Исаев.
– Сегодня в Алматы оптовая цена российского АИ-92 составляет 106 тенге, АИ-80 –это шымкентский бензин оптом по 87 тенге за литр продают, а дизельное топливо по 95 тенге. Государство обещало, что операторы предоставят скидку в 13%, но этого нет. Мы хотим работать для народа, но в данном случае народ должен нас понять, цены будут расти, либо мы вынуждены закрываться, – констатирует владелец алматинских АЗС.
Напомним: на август Министерство нефти и газа установило следующие предельные розничные цены на бензин: АИ-92/93 – 106 тг, АИ-80 – 86 тг, ДТ – 90 тг.
Анализируя сложившуюся ситуацию, складывается ощущение, что идет зачистка малых АЗС и монополизация рынка, считает директор ИП «Жусупов» Батырбек Жусупов.
– Малый бизнес же поворотливый и быстро может перестроиться, а «КазМунайГазу» или «Синойлу» месяц нужен, чтобы принять решение и что-то сделать на рынке. Они не успевают за нами. Завтра если все мелкие частники закроются, останутся только «КазМунайГаз», «Гелиос» и «Синойл», поставят цену 130–140 тенге за литр, и народ будет покупать, куда деваться, а малый бизнес просто выдавят из этого рынка, – утверждает он.
В связи с этим он просит власти регулировать не только розничные цены, но и оптовые. Кроме того, к бензиновой проблеме предлагается подключить и АО «Казахстан темир жолы». Пусть компания сделает льготную транспортировку ГСМ от нефтезавода до регионов, высказывается директор жезказганского ТОО «С-Мунай» Сакен Сеилов. В целом, по мнению владельцев АЗС, розничные цены на АИ-92 должны быть на уровне 115 тенге за литр, на АИ-80 – 94 тенге, а на дизтопливо – 100 тенге за литр.
На сегодняшний день проводится расследование в отношении 112 участников рынка ГСМ, в том числе и оптовых поставщиков, замечает единственный представитель власти на круглом столе, заместитель председателя Агентства по защите конкуренции Еркегали Алимкулов.
– В рамках своих компетенций АЗК проводит мероприятия в части необоснованного отказа, в том числе в части согласованных действий, антиконкурентных соглашений, – лишь сказал он.
Это были заключительные слова на круглом столе, после которых чиновник стремительно вышел из зала и скрылся в лифте, отказавшись общаться с журналистами. При этом днем ранее министр нефти и газа Сауат Мынбаев заявил, что дефицита ГСМ в Казахстане не будет, а существующие ограничения в торговле связаны с недельной задержкой отгрузки. Глава МНГ заверял, что сейчас у Казахстана появилась возможность импортировать из России высокооктановый бензин в больших объемах.
Справка «Мегаполиса»
Согласно данным Агентства по статистике, в январе-июне текущего года производство бензина в республике сократилось на 20,2% к соответствующему периоду прошлого года. Вместе с тем в июне 2011 года было зарегистрировано свыше 56 тысяч новых легковых автомобилей, что на 23,1% больше аналогичного периода прошлого года.
Сайт газеты «Мегаполис» Время загрузки страницы 1.113 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |