Автор: Ольга УШАКОВА
|
Индивидуальные предприниматели – переработчики сельскохозяйственной продукции – оказались на грани разорения. Первыми жертвами налоговиков в Восточном Казахстане стали хлебопекарни. Больше года бизнесмены сражались с фискалами за право на льготы по НДС и выиграли три судебных инстанции. Но надзорная коллегия Верховного суда на днях создала для ВКО прецедент, встав на сторону налоговых служб.
Теперь ИП Нургизе Танарыковой — владельцу пекарни из поселка Большенарым — придется доплатить в бюджет многомиллионные налоги и штрафы. Такое же будущее ожидает и других хлебопеков.
Чтобы отстоять справедливость и законность, спасти предприятия, а значит, и рабочие места, в пятницу профсоюз работников малого и среднего бизнеса ВКО отправил письма в Генеральную прокуратуру с просьбой внести протест на постановление надзорки и вынести вопрос на пленарное заседание Верховного суда.
- С 1 января 2007 года для того, чтобы сдержать рост цен на продукты питания, обуздать инфляцию, правительство решило снизить налоговое бремя для переработчиков сельхозпродукции. В 267-ю статью Налогового кодекса Республики Казахстан внесли норму, по которой для организаций, занимающихся переработкой сельхозсырья, ставка НДС уменьшается на 70%. Но, к сожалению, законодатели не уточнили, что такое «организация». Этой льготой стали пользоваться хлебопеки, переработчики мясной, молочной продукции, владельцы мельниц и крупорушек. Среди них — физические и юридические лица, — объяснила «Республике» бухгалтер пекарни ИП Межебицкий Галина Межебицкая.
В 2008 году налоговые органы проверили это предприятие на предмет правильности и своевременности исчисления налога на добавленную стоимость за период с 1 декабря 2002 года по 30 сентября 2007 года. И, судя по актам проверки, не нашли никаких нарушений по уплате НДС.
Но уже с 2010 года налоговики стали придерживаться диаметрально противоположной точки зрения, затребовав от ИП Межебицкий и других «хлебников» доплатить в бюджет НДС в полном объеме за период более четырех лет. Хлебопеки стали оспаривать уведомления налоговых органов в судах.
- Пока налоговые службы взялись за хлебопеков. Вероятно, потом накинутся на других ИП, которые занимаются переработкой сельхозсырья, — заметила Галина Межебицкая.
- Хлебопекарни, которыми владеют индивидуальные предприниматели, полностью соответствуют требованиям, установленным 267-й статьей Налогового кодекса. Не менее 90% их совокупного годового дохода составляют те доходы, что получены в результате осуществления производства хлеба. Они не применяют специальные налоговые режимы, за исключением специального налогового режима для субъектов малого бизнеса, — рассказала председатель профсоюза работников малого и среднего бизнеса Галина Казанцева. — Также пекарни не осуществляют деятельность по производству, переработке и реализации подакцизных товаров.
И хоть налоговое законодательство не расшифровало термин «организация», по Закону «О частном предпринимательстве» юридическое лицо и ИПшники являются равноправными субъектами предпринимательства. По мнению служителей Фемиды Восточного Казахстана, понятие «организация» гораздо шире, чем «юридическое лицо».
- Логика очевидна: всякое юридическое лицо — это организация. Но не всякая организация — это юридическое лицо. Индивидуальный предприниматель так же создает предприятие, заключает индивидуальные и коллективные договоры с работниками. Вот это предприятие и есть организация, — убеждена Галина Казанцева.
- Суть нормы закона заключается в предоставлении налоговой льготы переработчикам сельхозпродукции. Поэтому законодатель не выделил юридические лица в отдельную группу налогоплательщиков, — сделала вывод судья специализированного межрайонного экономического суда ВКО Мира Кадырова.
Ее поддержали коллеги из апелляционной и кассационной коллегий областного суда. Они определили, что по 267-й статье Налогового кодекса порядок уплаты НДС с уменьшением на 70% применим не только к юридическим лицам, но и к индивидуальным предпринимателям. Но другой оказалась логика судей надзорной инстанции Верховного суда.
- Они заняли позицию налоговых служб, что по Гражданскому кодексу юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по обязательствам. Причем в Верховном суде были заслушаны только доводы налоговиков, нас там даже спрашивать не захотели. Мы проиграли, — рассказали сотрудники ИП Танарыкова. — Осталась одна надежда у нас — на Генеральную прокуратуру.
Кстати, 21 июля 2011 года в 267-ю статью Налогового кодекса внесены изменения: слово «организация» заменено термином «юридические лица». Это, по мнению Галины Казанцевой, фактически подтверждает, что понятие «организация» объемно. Но поправки, которые вступят в законную силу с 1 января 2012 года, отбирают льготы у ИПшников и ставят их в неравные рыночные условия с юридическими лицами — переработчиками сельхозпродукции.
- Но мы же работаем с юрлицами на одном поле! Покупаем сырье по одинаковой цене, участвуем в меморандумах по сдерживанию цен на готовую продукцию, платим своим рабочим одинаковую зарплату. И их, и наш хлеб продается в магазинах по 50 тенге, — возмущена Галина Межебицкая. — Почему мы не имеем права получать льготы по НДС? У ИП, конечно, есть преимущества перед юридическими лицами по уплате социального налога. Но это мизерная сумма по сравнению с НДС. Это огромный налог. По-моему, налицо недобросовестная конкуренция.
Информационно-аналитический сайт «Республика.kz»
Время загрузки страницы 0.248 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |