Так считает Бауыржан Баймурзин, председатель специализированного межрайонного суда по уголовным делам Акмолинской области. По его мнению, судебная реформа в Казахстане проходит динамично и весьма прогрессивно - Zakon.kz Специализированным межрайонным судам по уголовным делам подсудны уголовные дела об особо тяжких преступлениях. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых Уголовным кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок выше двеннадцати лет или смертной казни. Специлизированный межрайонный суд по уголовным делам Акмолинской области начал функционировать с 5 января 2010 года. Специализа¬ция позволяет судьям на основе углубленных знаний по определенным отраслям права, специфиче¬ских особенностей отдельных категорий дел выносить более квалифицированные судеб¬ные решения. За 9 месяцев 2015 года в наш суд поступило всего 60 дел на 72 лица, из них окончено уголовных дел - 46 дел/ 55 лиц, с вынесением приговора - 36, где были привлечены лица женского пола – 7, возвращено прокурору 9 дел, с применением мер медицинского характера - 2 дела, вынесено оправдательных приговоров – 1, частных постановлений - 9, рассмотрено по принципу непрерывности – 11 дел. Всего осуждено 42 лица, из них к лишению свободы от 2 до 5 лет – 1 лицо, от 5 лет до 12 лет - 29, от 12 лет до 15 лет - 5, от 15 лет до 20 лет – 6, от 20 лет до 25 лет - 1лицо. Основную часть преступлений совершили ранее судимые лица – 24, из 42 осужденных лиц совершили преступления с высшим образованием – 1, со средне-специальным образованием - 10, со средним -14, с неполным средним образованием -17. Как известно, в новых УК, УПК заложены основы для борьбы со всеми новыми видами преступности, особенно в тех сферах, где активизировался криминал. Особо строгое наказание предусмотрено за любые посягательства на детей и подростков. В то же время тем, кто впервые оступился, для социально уязвимых слоев населения, в первую очередь, для подростков, женщин, пенсионеров и инвалидов закон максимально смягчен. Введено понятие уголовного проступка, который охватывает два вида уголовных правонарушений: преступление и уголовный проступок. Преступление – это наиболее опасное уголовное правонарушение, за совершение которого предусматриваются наказания в виде штрафа, исправительных работ, ограничения свободы, лишения свободы или смертной казни. В санкциях статей нового УК об ответственности за уголовные проступки предусмотрены наказания в виде штрафа, исправительных работ, привлечения к общественным работам и ареста (лишения свободы или смертной казни нет). Поэтому уголовные проступки отличаются от преступлений по санкциям статей УК: если есть наказания в виде лишения свободы или смертной казни, значит, эта норма предусматривает ответственность за преступление. Если этих двух видов наказаний нет – значит, в данной норме предусмотрена ответственность за уголовный проступок. Осужденный за уголовный проступок не будет считаться судимым. Это следует считать важным обстоятельством, так как судимость негативно влияет на судьбу осужденного после его освобождения от наказания. Смягчено наказание за преступления, не представляющие большой общественной опасности. Вместе с тем усилены ответственность и наказание за наи¬более опасные преступления: убийство, терроризм, преступления в отношении несовершеннолетних. Это также можно отнести к изменениям гуманистического характера, так как гуманизация уголовного законодательства, как сказано в Концепции правовой политики, это не только смягчение ответственности и наказания, но и ужесточение ответственности и наказания за наиболее опасные преступления. В целом новый Уголовный кодекс призван сыграть определенную роль в эффективности борьбы с преступностью в нашей стране. На XVI очередном съезде партии «Нұр Отан» Президент Нурсултан Назарбаев, выдвинул 5 институциональных реформ, в том числе непосредственно касающихся судебной системы республики. Указанные в плане направления, 100 конкретных шагов по реализации этих реформ, будут способствовать повышению доверия граждан к судебной системе, дальнейшему совершенствованию эффективности судебной системы и усилению борьбы с коррупцией. Глава государства отметил о необходимость и важность намеченных реформ в новых исторических условиях, обращая внимание на то, что реформы требуют участия каждого гражданина Казахстана, поскольку это дело не только государства, но и всего народа. Намеченные меры направлены на оптимизацию инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию на укрепление государственности, дальнейшее развитие экономического роста в период глобальных и внутренних вызовов. В основу плана вошли пять институциональных реформ: формирование профессионального госаппарата, обеспечение верховенства закона; индустриализация и экономический рост; идентичность и единство; формирование подотчетного государства. Создана Национальная комиссия по модернизации при президенте страны, миссией которой является – управление поэтапной реализацией пяти реформ и координация действий государственных органов, бизнес-сектора и гражданского общества. Организованы рабочие группы по каждому направлению работы комиссии, назначены руководители групп. В Национальной комиссии действует международный консультативный совет в составе авторитетных казахстанских и иностранных экспертов. Реализация пяти реформ станет ключевой задачей Казахстана на ближайшие 10-15 лет. Предлагаемые главой государства шаги по реализации институциональных реформ касаются не только модернизации госаппарата, судебной и правоохранительной систем, но и других сфер. В их успешном выполнении заинтересован каждый гражданин страны. Реализация «100 конкретных шагов» - залог достойного будущего, а значит, условие процветания Казахстана. Взвешенность и точный расчет «100 шагов» открывают горизонты новых возможностей для государства и для каждого казахстанца. Из пяти институциональных реформ к судам относятся формирование профессионального госаппарата, обеспечение верховенства закона, а из 100 шагов, предлагаемых Президентом, 11 направлений имеют непосредственное отношение к судебной деятельности. Например, предусмотрен переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная), внедрение аудиовидеофиксации всех судебных процессов в обязательном порядке. На сегодняшний день все судебные процессы в Специализированном межрайонном суде по уголовным делам Акмолинской области проводятся с применением аудиовидеофиксации, что составляет 97%. И самое главное – суды должны сделать больший акцент на свою открытость, который непременно приведет к повышению престижа суда и доверия граждан к правосудию. Отдельно хочется отметить, что судебная реформа проходит динамично и весьма прогрессивно. Элементом реформы судебной системы является четырнадцатая поправка, введенная Законом «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» от 7 октября 1998 г. Данной поправкой введен институт присяжных заседателей, который наша судебная система на тот период не знала. Институт суда присяжных заседателей функционирует в Республики Казахстан с 1 января 2007 года. Участие присяжных заседателей является важным звеном отправления правосудия. Таким образом, п. 2 ст. 75 Конституции дополнен нормой о том, что «в случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство может осуществляться с участием присяжных заседателей». 16 января 2006 года Президентом был подписан Закон Республики Казахстан «О присяжных заседателях», который регулирует общественные отношения, связанные с участием присяжных заседателей в уголовном судопроизводстве, определяет правовой статус, гарантии независимости, правовые, экономические и организационные основы обеспечения деятельности присяжных заседателей. Введение института присяжных стимулирует состязательный процесс, который повышает требования к качеству работы сотрудников прокуратуры, к следователям и защите, что также отражено в плане «100 конкретных шагов по реализации пяти реформ». Республика Казахстан определилась с моделью суда присяжных, однако это вовсе не означает, что судопроизводство с участием присяжных заседателей не будет нуждаться в дальнейшем развитии. Надо полагать, в перспективе практика суда присяжных по мере накопления опыта, потребует внесения объективных корректив в его работу. В этом плане важно опираться на потенциал Конституции РК в области правосудия. В 2013 году в ст. 543 УПК РК (в редакции от 13 декабря 1997 года) внесены изменения, касающиеся подсудности дел суду с участием присяжных заседателей. В старой редакции суд присяжных рассматривал дела об особо тяжких преступлениях, а в действующей редакции рассмотрение уголовных дел судом присяжных возможно лишь по преступлениям, за совершение которых предусмотрены смертная казнь или пожизненное лишение свободы. План нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ, озвученный Главой государства, ставит задачи по расширению перечня категорий дел, рассматриваемых с участием присяжных заседателей. Так планируется, расширить категорию дел с участием присяжных заседателей по главе 1. «Уголовные правонарушения против личности» Уголовного Кодекса Республики Казахстан. Принимая во внимание, что только в Специализированном межрайонном суде по уголовным делам Акмолинской области рассматриваются уголовные дела с участием присяжных заседателей, обоснованный интерес вызвало намерение увеличить количество уголовных дел, подлежащих рассмотрению с их участием. Национальной комиссией по модернизации было внесено предложение о расширении области применения суда присяжных по пяти составам особо тяжких преступлений. Предлагается включить все особо тяжкие преступления за исключением категорий преступлений, связанных с посягательствами на конституционные основы государства». Появится целый перечень уголовных дел, по которым он будет являться обязательным. Участие присяжных заседателей обеспечивает прозрачность самого судебного процесса. Хочется отметить, что предстоит большая и интересная работа по проведению реформы судебной системы. Имеется четкое видение путей реализации всех поручений Главы государства и претворение их в жизнь поднимет на новый уровень работу судов. На современном этапе развития судебной системы большое значение придается использованию в судах современных информационных технологий. Так, эффективно используется Единая информационно-аналитическая система судебных органов, посредством которой автоматизированы все основные процессы в судах, от распределения судебной нагрузки до ведения судебной статистики. Создана единая электронная база судебных актов, посредством которой осуществляется опубликование судебной информации на интернет-ресурсах судов. В судах Казахстана активно используются сервисы по приему электронных исков, заявлений о выдаче протокола судебного заседания, замечаний на протокол, возможности электронной почты, единой системы документооборота с государственными органами, электронное извещение участников судебных разбирательств, аудио- видеозапись судебных разбирательств. Успешно внедряется созданная Верховным Судом единая информационная система судебных органов «ТӨРЕЛІК», которая объединяет другие внешние системы и базы для оперативного доступа к информационным данным, составляет статистические отчеты, анализы автоматизированного учета и контроля процессуальных сроков, в том числе и участников процесса. Это важный шаг к упрощению делопроизводства и судопроизводства, позволяющий сторонам отслеживать регистрацию и принятие заявлений. Система в автоматическом режиме осуществляет функцию контроля всех контрольных сроков, а также автоматизирует процесс распределения дел с учетом специализации и нагрузки судей. Интеграция системы ТӨРЕЛІК, Судебного кабинета и системы аудио- и видео-фиксации судебных процессов стала эффективным инструментом повышения открытости и прозрачности работы судов. Нельзя не отметить внедрение в делопроизводство судов республики, реализованный совместно с «Казпочтой» проекта «Гибридная электронная почта», которая показала свою состоятельность и оперативность. Принцип работы состоит в том, что от системы судов судебные повестки и извещения направляются в «Казпочту» в электронном виде, далее они распечатываются и упаковываются в почтовый конверт работниками почты с дальнейшей доставкой в семидневный срок до конечного адресата. Электронные повестки/извещения, исходящие направляемые судом, несмотря на дальнее месторасположение отделений почтовой связи, доходят до них в считанные минуты и оперативно принимаются в дальнейшую обработку сотрудниками отделений почтовой связи. Внедренная услуга позволяет отследить сроки доставки электронных повесток/извещений, что максимально сокращает время доставки и денежные расходы, создавая максимально благоприятные условия для эффективной работы. Все внедряемые в рамках современного менеджмента технологии позволят оптимизировать и обеспечить эффективную работу судов. |
Время загрузки страницы 0.237 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |