Важна профилактика любого преступления, которое может нанести ущерб правам человека, а если преступление совершено, наказание должно быть неизбежным, считает Б. Тоганбаев, судья апелляционной судебной коллегии по уголовным делам суда г. Астаны - Zakon.kz. В этом году глава государства Нурсултан Назарбаев подписал Уголовно-процессуальный кодекс в новой редакции. Своевременное и качественное обновление законов в целях совершенствования защиты прав и свобод граждан, стабильного правового развития государства, системного совершенствования института правосудия – требование времени. Поэтому новая редакция ГПК приведена в соответствие с новыми нормами Конституции страны и ратифицированными нашим государством на сегодняшний день международными соглашениями. По мнению экспертов, предлагаемые изменения стали основой для значительного упрощения, ускорения работы следственных органов, максимальной унификации уголовно-процессуального законодательства с международными стандартами, усиления гарантий защиты прав и свобод граждан, вовлеченных в уголовный процесс, расширения функций судебного контроля посредством внедрения нового упрощенного порядка ведения судебного процесса, расширения полномочий судьи в процессе судебного разбирательства. Кодексом законодательно регламентировано совершенствование уголовно-процессуального права, упрощение уголовного процесса, повышение его эффективности, оптимизация порядка ведения досудебного расследования, определение пределов следствия, укрепление института ареста, судебного следствия. Кодекс состоит из двух частей - Общей и Особенной - 16 разделов, 73 глав и 674 статей. В общей части рассматриваются общие положения, вопросы государственных органов и граждан, участвующих в уголовном процессе, виды доказательств и доказывания, меры процессуального принуждения и другие вопросы уголовного процесса. В особенной части рассматриваются вопросы досудебного расследования по уголовному делу, подсудности уголовных дел, производства в суде первой инстанции, пересмотра приговоров и постановлений суда в апелляционном и кассационном порядке, исполнения судебных решений, пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу, производства по делам, по которым заключено процессуальное соглашение, и с участием присяжных заседателей. Нашей страной, являющейся активным участником мирового сообщества, принята Концепция правовой политики на 2010-2020 годы, в которой предусмотрена гуманизация в отношении лиц, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, а также социально уязвимых групп населения - беременных и одиноких женщин, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, людей преклонного возраста. В отношении лиц, виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, скрывающихся от уголовного преследования, уголовное наказание будет ужесточено. В целом изменения, вносимые в законодательство, позволяют максимально эффективно решить вопросы сокращения тюремного населения, улучшения защиты прав и свобод граждан, ведения судебных процессов открыто и оперативно. Общая и Особенная части Уголовного кодекса дополнены новыми статьями и нормами, предусматривающими ряд различных санкций (штраф – 128, ограничение свободы – 356, исправительные работы – 453), но самая главная его особенность – введение системы двух уголовно-наказуемых групп деяний. Первая – преступления, вторая – административные правонарушения и уголовные проступки. К ним, наряду с административными правонарушениями против личности, несовершеннолетних, общественной безопасности и общественного порядка, на сегодняшний день относятся преступления средней тяжести, по которым не применяется наказание в виде лишения свободы. Следует отметить, наказания, назначаемые по некоторым преступлениям, в Кодексе облегчены, а по некоторым особо тяжким преступлениям, наоборот, ужесточены по сравнению с ранее предусмотренными видами наказаний. Кодекс гуманизирован, но вместе с тем, не позволит преступникам избежать наказания. Например, он предусматривает введение понятий преступление и уголовный проступок, т.е. норма «административной преюдиции». Уголовный проступок это еще не преступление, но такое деяние приносит вред обществу, человеку, оно - как звено между административным правонарушением и уголовным правонарушением, поэтому ответственность за уголовный проступок должна отличаться от уголовной и административной ответственности. За уголовный проступок в Кодексе предусмотрены четыре вида наказаний: наложение штрафа, привлечение к исправительным работам, к общественным работам и арест. За преступление предусмотрены пять видов наказаний: штраф, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы и смертная казнь. Дополнительно за преступление применяются следующие наказания: конфискация имущества, лишение звания, чина, наград и ограничение заниматься определенной деятельностью. В первой статье Основного закона четко написано: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». Поэтому важна профилактика любого преступления, которое может нанести ущерб правам человека. В случае, когда совершено преступление, наказание должно быть неизбежным. Это – главный принцип правовой политики, которого придерживается каждое цивилизованное государство. Кодекс вводит полномочия следственного судьи. Трудно переоценить важность значения института следственного судьи, введенного в целях укрепления доверия населения суду, соблюдения защиты прав и свобод граждан, усиления контрольной функции суда, достижения справедливого правосудия. Следственный судья является судьей первой инстанции, к его полномочиям относится осуществление в порядке, предусмотренном кодексом, судебного контроля за соблюдением прав, свобод и законных интересов граждан в уголовном процессе. Полномочия следственного судьи предусмотрены в статье 55 Кодекса. В ходе досудебного расследования следственный судья осуществляет санкционирование содержания под стражей, домашнего ареста, временного отстранения от должности, экстрадиционного ареста, ареста, ареста имущества. Кроме того, он рассматривает вопросы принудительного помещения не содержащегося под стражей лица в медицинскую организацию для производства судебно-психиатрической или судебно-медицинской экспертизы, вопросы эксгумации трупа, объявления международного розыска подозреваемого, обвиняемого. Анализ итогов работы судов города Астаны за первое полугодие показал улучшение показателей отправления правосудия. Таким образом, 2014 год является особенным годом с точки зрения дальнейшей модернизации судебной системы и эффективного развития его правовых основ. Эти изменения значительно улучшили показатели национальной судебной системы в Глобальном индексе конкурентоспособности. Судебная система Казахстана в данном рейтинге в 2014 году улучшила свои показатели по критерию «Независимость судов» на 25 позиций по сравнению с 2011 годом и заняла 86 место. Судебное сообщество страны ставит перед собой новые задачи. Самое главное, как указано главой государства в Стратегии «Казахстан-2050», судейский корпус должен направить все свои усилия на формирование общества, уважающего закон и защищающего свои права в суде. Фото httpnews.ivest.kz |
Время загрузки страницы 0.957 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |